Здоровый образ жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……..……............................................................................................5
1.1. Сущность и значение здорового образа жизни……………….……………5
1.2. Сущность педагогического взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….…9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ…………………………………………………………………………...13
2.1. Формы и методы работы с семьёй …………………………………...……13
2.2. Перспективный план работы с родителями на учебный год по формированию основ здорового образа жизни…………………………..……21
Заключение………………………………………………………………….……24
Список использованной литературы……………………………………...……26

Вложенные файлы: 1 файл

ZOZh_kursovaya_1.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

Экскурсии. Проводятся как совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) с целью духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

Родительские школы. Предполагают организованное коллективом  дошкольного  учреждения  долговременное  обучение взрослых для передачи родителям психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. Например: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей по интересам для обмена опытом семейного воспитания, общения, для приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и так далее. Например: «Здоровая семья»

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений; совместное приготовление пособий, подарков, украшений и другого материала.

Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детального ознакомления с работой дошкольного учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы определенного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию у имеющихся в детском саду специалистов.

Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: «Веселые старты», «В гостях у доктора Айболита»

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений. Например: агитбригада «Мы за здоровый образ жизни».

Наглядно информационные формы

Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки-передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. Например: «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач», «Папа, мама, я – спортивная семья»

Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фотовыставки «Семьи наших воспитанников», «Спортивные семейки».

Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

Видеосъёмка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Мы занимаемся спортом!».

Список предложенных форм сотрудничества не может быть полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителями постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Так, например, формы работы на основе телепередач появились в практике сотрудничества с семьей с рождением на телеэкране интерактивных игр со зрителями. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки – передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, имеющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, конференции и другие), наполнились новыми приемами (интерактивными играми, диагностическими процедурами и т. д.).

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы с целью повышения родительского интереса к этим мероприятиям. В целом можно выделить следующие основные требования к построению любого совместного мероприятия с участием семьи и сотрудников детского сада:

I) активизация  родителей. Соблюдение этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность быть активными участниками любого действа: говорить, спорить, играть, соревноваться. Для этого имеет смысл включать в мероприятия такие методы и приемы, как:

  • ролевые и деловые игры,

  • спортивные, дидактические, подвижные, развивающие и другие виды детских игр,

  • решение кроссвордов,

  • анкетирование, тестирование,

  • обмен мнениями, опытом,

  • обсуждение проблемных ситуаций,

  • диспуты и дискуссии,

  • и другие:

2) актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация к детскому саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе в старшем). Другая информация наиболее интересна для определенных категорий родителей (воспитание детей в многодетной семье, неполной семье, семье, имеющей одного ребенка). Однако существуют и вопросы, которые волнуют всех родителей (сохранение здоровья детей, особенности воспитания и обучения дошкольников на различных возрастных этапах, оптимизация взаимоотношений в семье и другие).

Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приемы:

  • выступление специалистов (руководителей дошкольного учреждения, педагогов, медиков),

  • анкетирование, тестирование;

  • обмен мнениями, опытом;

  • обсуждение проблем;

  • ответы на вопросы, в том числе на анонимные из почтового ящика;

  • аннотирование литературы;

  • и другие.

3) наличие развлекательной части. Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в детском саду. Не секрет, что в настоящее время довольно распространена по отношению к дошкольному учреждению потребительская позиция родителей, смысл которой можно выразить следующим образом: «Я за сад заплатил, ребенка в сад сдал. Верните мне его воспитанным, умным, добрым, аккуратным. Я работаю, и мне им заниматься некогда». По этой причине возникла необходимость привлечения внимания родителей к дошкольному учреждению именно через развлекательные элементы. Кроме того, большинство родителей не имеет возможности или желания по личной инициативе жить полноценной, активной, интересной, наполненной отдыхом или развлечениями жизнью. Детский сад может предоставить родителям такую услугу через различные варианты организации досуга, что в значительной степени привлечет родителей в дошкольное учреждение. Для реализации этого требования используются следующие методы и приемы:

  • концерты (детские, родителей для детей, совместные);

  • игры;

  • драматизации (детские и совместные);

  • походы в театр;

  • совместные экскурсии на выставки, в лес, парк;

  • выступление артистов в детском саду;

  • дискотеки для детей и родителей (танцевальные паузы);

  • совместные соревнования детей, родителей, работников детского сада;

  • фото и видеосъемка с последующим просмотром;

  • чаепитие и сладкий стол.

4) возможность  для каждого родителя увидеть  деятельность (выступление) своего  ребенка. Безусловно, для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребенок, поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что каждый из них хочет увидеть своего малыша. По этой причине каждый ребенок из детской группы, независимо от умений и таланта, должен быть «представлен». Пусть это будет не индивидуальное выступление, а коллективное, пусть в драматизации ребенок будет «играть» статическую роль, пусть он просто раздаст родителям карандаши или бумагу. Суть не в важности действия, а в том, чтобы каждый ребенок был «виден» родителям. Важность и значимость его деятельности должен придать воспитатель.

5) возможность  свободного общения родителей  и детей. Существует знаменитая фраза Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь это роскошь человеческого общения». К сожалению, для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).

Соблюдение всех перечисленных требований при подготовке и проведении любой из предложенных форм работы сможет превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно эта встреча вызовет у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз, необходимость быть более активными и заинтересованными.[9, с. 74]

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада по формированию основ здорового образа жизни у детей  - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Новые формы взаимодействия с родителями способствуют реализации принципа партнерства, диалога. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

 

2.2. Перспективный  план работы с родителями на  учебный год по формированию  основ здорового образа жизни

Цель: Ориентировать семью на воспитание здорового ребёнка

Задачи: 1. Помочь в освоении родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

2. Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.

3. Повысить интерес родителей  к деятельности дошкольного учреждения  и жизни ребенка в нем.

 

Месяц

Содержание работы с родителями

Сентябрь

    1. День открытых дверей «Добро пожаловать в д/сад»
    2. Родительское собрание «Мы за здоровый образ жизни»
    3. Выпуск журнала  «В здоровом теле – здоровый дух»

Октябрь

  1. Организация деятельности клуба по интересам «Здоровая семья»
  2. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
  3. Открытый микрофон «Детский сад и семья: мы рядом»
  4. Выпуск «Полезной книги для родителей» - Наш здоровый ребёнок!

Ноябрь

  1. Родительская Академия «Дети – зеркало родителей»
  2. Фотоотчёт о спортивном празднике «Мы дружим со спортом»
  3. Посещения на дому

Декабрь

  1. Марафон «Здоровое поколение»
  2. Выпуск бюллетеней «Здоровье зубов»
  3. Консультативный день «Сотрудничество»

Январь

  1. Родительское собрание «Осанка наших детей»
  2. Семейный театр  «В стране Неболитов»
  3. Фотовыставка «Наша дружная семья»

Февраль

  1. Акция «Подари спортивную игру детскому саду»
  2. Выпуск родительской газеты «Здоровье»

Март

  1. Организация деятельности клуба «Молодая семья»
  2. Конкурс на лучший семей проект «Здоровые выходные»
  3. Выпуск журнала «В здоровом теле – здоровый дух»

Апрель

  1. Агитбригада «Движение – это здоровье»
  2. Спортивный праздник «Семейка»
  3. Выпуск информационных листков «Глаза – зеркало души»

Май

  1. Выпуск журнала «Азбука дорожная – азбука надёжная»
  2. Акция «Фликер»
  3. Родительская Академия «Школа здоровья»

Июнь

  1. Конкурс семейных рисунков на асфальте «Мы -  семья»
  2. Выпуск семейной газеты «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач»

Июль

  1. Беседы с родителями «32 жемчужины»
  2. Спортивное мероприятие «На футбол всей семьёй»

Август

  1. Вечер для родителей «В гостях у доктора Айболита»
  2. Диспут «Что мы знаем о здоровье?»

Информация о работе Здоровый образ жизни