Значение самостоятельной изобразительной деятельности для развития детей, их способностей и творчества в изобразительной деятельност

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

В процессе самостоятельной изобразительной деятельности закрепляются приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

Содержание

1.Значение самостоятельной изобразительной деятельности для развития детей, их способностей и творчества в изобразительной деятельности, для развития личности ребёнка…………………………………………………….....3
2. Определение и показатели самостоятельности……………………………....4
3. Виды изобразительной деятельности, которыми ребёнок может заниматься в самостоятельной деятельности………………………………………………..6
4. Пути руководства самостоятельной художественной деятельностью:
Занятия…………………………………………………………………………….9
Праздничные впечатления………………………………………………………10
Предметный мир………………………………………………………………..11
Содружество детского сада и семьи…………………………………………..11
5. Методика руководства самостоятельной художественной деятельностью………………………………………………………………….12
Используемая литература………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

мет изо контр 1docx.docx

— 39.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Значение самостоятельной  изобразительной деятельности для  развития детей, их способностей  и творчества в изобразительной  деятельности, для развития личности ребёнка…………………………………………………….....3

2. Определение и показатели  самостоятельности……………………………....4

3. Виды изобразительной  деятельности, которыми ребёнок  может заниматься в самостоятельной  деятельности………………………………………………..6

4. Пути руководства самостоятельной  художественной деятельностью:

Занятия…………………………………………………………………………….9

Праздничные впечатления………………………………………………………10

Предметный мир………………………………………………………………..11

Содружество детского сада и семьи…………………………………………..11

5. Методика руководства  самостоятельной художественной деятельностью………………………………………………………………….12

Используемая литература………………………………………………………15

Приложение……………………………………………………………….……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Значение самостоятельной  изобразительной деятельности для развития детей, их способностей и творчества в изобразительной деятельности, для развития личности ребёнка.

      

 Самостоятельная изобразительная  деятельность – это такая практика  детей, которая возникает по их  инициативе, мотивируется их художественными  запросами, интересами, их стремлением  выразить свои жизненные впечатления, свою потребность в художественных  переживаниях, и протекает без  видимого руководства взрослого. Такая деятельность имеет неоценимое  значение для  всестороннего развития  детей. 

В процессе самостоятельной изобразительной деятельности закрепляются  приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности.   Она позволяет детям передать  то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает  вызванный ими страх).

Самостоятельность в изобразительной деятельности является началом развития художественно-творческих способностей дошкольников, ведь создавая  выразительный  образ, ребёнок самостоятельно выбирает конкретное содержание для работы, основываясь на свои представления, использует  разные изобразительно-выразительные средства, ориентируясь на личные впечатления, полученные при разных обстоятельствах, реализует замысел без дополнительной помощи взрослого, самостоятельно подбирая способы осуществления задуманного.  При этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, обдумывает путь, ее достижению употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий, учится оценивать полученный результат с позиции цели, развивает инициативу. Это позволяет детям чувствовать себя самостоятельными.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для  совершенствования  навыков коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают. Через подражание другим, умение которых поразило детское  воображение и вызвало желание действовать подобным образом проходит саморазвитие и самообучение дошкольников. А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности,  доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

  В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи. 

2. Определение и показатели  самостоятельности.

 

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

В педагогике - самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.  
В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста отмечается, что как ценнейшая черта личности   самостоятельность воспитывается на основе руководящей  роли и требований взрослого. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

Характерные черты развитой самостоятельности: 
а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания.  Излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот, воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

 

3. Виды изобразительной  деятельности, которыми ребёнок  может заниматься в самостоятельной  деятельности.

 

В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Возникает она , если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица (в подарок маме, воспитателю, товарищу) или для группы лиц (например, для младшей группы, для своей группы), для изготовления украшений к праздникам, пособий для занятий, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных на занятиях.

Обычно в самостоятельной изобразительной деятельности дети проявляют склонность к какому-то ее виду — рисованию, лепке, аппликации.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. 
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Своеобразие  лепки как одного из видов самостоятельной изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. 
Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Создание силуэтных изображений в процессе самостоятельных занятий аппликацией требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Дети запоминают простые и сложные формы различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают, 
получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).

Нередко во время самостоятельной изобразительной деятельности ребенок выполняет несколько ее видов. Например, делая игрушку для елки, он сочетает конструирование с рисованием или аппликацией, или при изготовлении украшений, платьев для кукол сначала их вырезает, потом эти выкройки раскрашивает, а создав из настольного конструктора сооружение — катер, ракетодром — тут же их зарисовывает. Синтетичность самостоятельной изобразительной деятельности выражается и в ее связи с другими деятельностями (музыкальной, театрально-игровой, литературной). Дети рисуют силуэты персонажей для теневого театра («Колобок», «Теремок», «Медведь и Маша»), мастерят элементы костюмов к драматизациям сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», рисуют декорации к ним, затем сами осуществляют постановку сказок, исполняют роли. 

 Некоторые виды самостоятельной изобразительной деятельности (исходя из содержания) требуют коллективной формы организации. К ним можно отнести создание коллективной лепки, рисунка: аппликации, когда несколько детей договариваются между собой, что будут выполнять.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако, воспитатель может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.

Самостоятельной изобразительной деятельности детей способствует создание соответствующей среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение. Использование широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Место деятельности, если оно удобно для ребенка, способствует развертыванию работы.

 

 

4. Пути руководства самостоятельной художественной деятельностью.

 

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. нужно говорить о необходимости. 
Особенности педагогического руководства этой в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение на художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий. Дети получают удовольствие от занятий художественной деятельностью, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своих работ не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Информация о работе Значение самостоятельной изобразительной деятельности для развития детей, их способностей и творчества в изобразительной деятельност