Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 22:25, контрольная работа
В процессе самостоятельной изобразительной деятельности закрепляются приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности. Она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).
1.Значение самостоятельной изобразительной деятельности для развития детей, их способностей и творчества в изобразительной деятельности, для развития личности ребёнка…………………………………………………….....3
2. Определение и показатели самостоятельности……………………………....4
3. Виды изобразительной деятельности, которыми ребёнок может заниматься в самостоятельной деятельности………………………………………………..6
4. Пути руководства самостоятельной художественной деятельностью:
Занятия…………………………………………………………………………….9
Праздничные впечатления………………………………………………………10
Предметный мир………………………………………………………………..11
Содружество детского сада и семьи…………………………………………..11
5. Методика руководства самостоятельной художественной деятельностью………………………………………………………………….12
Используемая литература………………………………………………………15
Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. На праздниках, во время развлечений ребенок получает массу впечатлений от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Дети приобщаются к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у них желание передать свои впечатления и переживания в самостоятельной художественной деятельности. Это значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием предложенных детям атрибутов. Более эффективна другая форма: на самих праздниках и во время развлечений детям дают возможность действовать совершенно самостоятельно в художественной деятельности.
Следующее условие — предметный мир, окружающий дошкольника. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, он без слов и назиданий непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. Следует отметить, что Е.А. Флерина уже в одной из первых своих работ "Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях" излагает концептуальные положения о создании оптимального предметного мира для развития личности дошкольника. Она определяет его структурные компоненты: произведения изобразительного искусства, эстетичные предметы быта, игрушки, изобразительные материалы и т.д. Она также подчеркивает большую роль предметного мира вне дошкольного образовательного заведения для художественного развития ребенка, которая обеспечивает ему полноценное восприятие материального мира. Основная задача педагога – это моделирование социокультурного пространственно-предметного художественно-эстетического мира, который даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметный мир должен стать "творческой ареной", на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В дошкольном учебном заведении можно создать "галерею искусств", "мастерскую народных ремесел", "музей", "уголки красоты", "райские уголки", "кукольный дом" и т.д. Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются. Но недостаточно только организовать предметную среду. Нужно научить ребенка применять различные пособия в своей творческой игровой деятельности.
И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для развития самостоятельной художественной деятельности ребенка в детском саду и дома. В семье и в детском саду дети приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Дошкольные учреждения призваны помочь родителям получить квалифицированную информацию о необходимости создать благоприятную обстановку, убрать из дома все антихудожественное, будь то картины, открытки, коврики, купить ему удобный столик для рисования, хорошую бумагу разного формата, художественные материалы. Также устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
5. Методика руководства
самостоятельной
Нельзя забывать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам. Детей приучают к тому, что при воплощении любого замысла необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Ребенка надо ставить в такие ситуации, чтобы он выбрал из многих вариантов один, более удачный.
Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна - дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также активно поддерживаемое педагогом стремление дошкольников стать самостоятельными.
Во время самостоятельной художественной деятельности ребят педагогу, по мнению Казаковой, необходимо поддерживать взаимоотношения между детьми. Если кто-то рисует, товарищ приносит ему в баночке воду, дает нужный карандаш, фломастер. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Если вначале они наблюдали за процессом рисования, помогали советом, то затем начинают рисовать на этом же листе. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Воспитателю об этом надо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти).
Методы педагогического руководства характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы учения, которыми овладевает ребенок.
Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны и зависят от этапов становления самостоятельной художественной деятельности.
На 1 этапе воспитатель учит детей ориентироваться в самостоятельных направлениях. С помощью направляющих вопросов - Что ты задумал? Как будешь делать? Что хочешь изменить? Что нравится? - он помогает детям понять цель работы и варианты ее исполнения.
На 2 этапе воспитатель учит детей более полно осмысливать творческий характер деятельности. Методы руководства несколько меняются. Здесь уместна совместная деятельность воспитателя и детей, «их сотворчество». Тему работы предлагает воспитатель или задумывает ее совместно с детьми. Обсуждают нужные изобразительные материалы, которые помогут более полно выразить задуманное. Одновременно обсуждают, что следует изобразить, где разместить, какой цвет использовать и т.д. Направляющими вопросами воспитатель помогает детям осмыслить связь замыслов и выразительных средств, последовательность выполнения работы.
На 3 этапе дети могут полностью проявить свои умения и навыки. Воспитатель может использовать деятельность для индивидуального подхода к ребенку, которого решили приобщить к художественной деятельности, предложить что-нибудь нарисовать, вылепить для игры (предложить, но не настаивать).
Планируя изобразительную деятельность, воспитатель должен учитывать разнообразие видов изобразительной деятельности, которые дети предпочитают вне занятий, по возможности дозировать нагрузку, предупреждая переутомление дошкольников. Он может предложить не всю работу, а какую-то ее часть, завершить её на следующий день. При таком руководстве у детей создается заинтересованность любимым делом, возникает желание его продолжить. Время от времени воспитатель предлагает рассмотреть работы, выполненные в свободное время, вместе отобрать удачные, более выразительные и вместе сделать выставку.
Используемая литература
1. Ветлугина Н. А. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А. Ветлугиной, М., 1978.
2. Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников» под ред. Н.А. Ветлугиной. М.,1980.
3. Косминская В. Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду"М., «Просвещение», 1977 г.
4. Чумичева Р.М. Социокультурная пространственно-предметная среда развития ребенка / Р.М. Чумичева // Детский сад от А до Я. – 2005. – N 4. – С. 6–17.
5. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.