МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рыбкина Анна Владимировна
« Игра – ведущая деятельность
ребенка в дошкольном возрасте. Значение
игры для психического развития ребенка
».
Промежуточная
контрольная работа по « Психологии дошкольного
возраста» студентки 1-го
курса заочной (с использованием дистанционных
образовательных технологий) формы обучения
Руководитель
Прокофьева Виктория Альбертовна
Москва
2014
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. Игра как ведущая деятельность
дошкольного возраста. Значение игры для психического
развития ребенка..…………………………………………….………4
1.1. Игры развивающие
интеллект и познавательную активность
ребенка….…..5
1.2 Основные фазы или стадии
в развитии игры…………………………………....10
1.3. Общие положения понятия
игры…………………..................................…..…..12
1.4. Групповые игры со
сверстниками для развития психики
детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............................................................17
3
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую роль
игры в формировании психики
ребенка отмечали крупнейшие
педагоги и психологи (К. Д. Ушинский,
А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин
и др.)
В процессе игровой деятельности
зарождаются и дифференцируются новые
виды деятельности ребенка. Именно в игре
зарождается художественная деятельность,
в ней впервые появляются элементы труда
обучения. Использование игровых приемов,
дидактических игр делает обучение в этом
возрасте сообразным природе ребенка.
Конечно, дошкольник развивается в разных
видах деятельности. Но особо важное
значение в подготовке его перехода на
следующую возрастную ступень имеет игра.
Она является ведущей деятельностью в
дошкольном периоде, поскольку, как никакая
другая деятельность, отвечает особенностям
психики ребенка, наиболее свойственна
и характерна для него.
4
ГЛАВА 1. ИГРА КАК
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Игра — не просто любимое занятие
детей, ϶ᴛᴏ ведущий вид деятельности
дошкольников. Именно в ней формируются
основные новообразования, подготавливающие
переход ребенка к младшему школьному
возрасту. В игре существуют
два плана отношения детей:
Игровые - отношения
детей друг к другу как к ролям.
Реальные - отношения
детей между собой.
На первых этапах
ведущими выступают реальные отношения
- они сохраняются и в распределении
ролей в игре. По мере развития игр реальные
отношения начинают подчиняться
игровым.
Значение игры для психического развития
детей дошкольного возраста многосторонне.
Психологическая теория
деятельности в рамках теоретических
воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева
выделяет три основных вида человеческой
деятельности – трудовую, игровую и учебную.
Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ
психолого-педагогической литературы
по теории возникновения игры в целом
позволяет представить спектр ее назначений
для развития и самореализации детей.
Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце
XIX в. предпринявший попытку систематического
изучения игры, называет игры изначальной
школой поведения. Для него, какими бы
внешними или внутренними факторами игры
не мотивировались, смысл их именно в том,
чтобы стать для детей школой жизни. Игра
объективно – первичная стихийная школа,
кажущийся хаос которой предоставляет
ребенку возможность ознакомления с традициями
поведения людей, его окружающих.
Дети повторяют в играх то, к
чему относятся с полным вниманием, что
им доступно наблюдать и что доступно
их пониманию. Уже потому игра, по мнению
многих ученых, есть вид развивающей, социальной
деятельности, форма освоения
5
социального опыта, одна из
сложных способностей человека. Блестящий
исследователь игры 8 Эльконин
Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка
– М., 1978 г. полагает, что игра социальна
по своей природе и непосредственному
насыщению и спроецирована на отражение
мира взрослых. Называя игру «арифметикой
социальных отношений», Эльконин трактует
ее как деятельность, возникающую на определенном
этапе, как одну из ведущих форм развития
психических функций и способов познания
ребенком мира взрослых.
Отечественные психологи и
педагоги процесс развития понимали как
усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих
ценностей. Игра воспроизводит стабильное
и инновационное в жизненной практике
и, значит, является деятельностью, в которой
стабильное отражают именно правила и
условности игры – в них заложены устойчивые
традиции и нормы, а повторяемость правил
игры создает тренинговую основу развития
ребенка. Инновационное же идет от установки
игры, которая способствует
тому, чтобы ребенок верил или не верил
во все, что происходит в сюжете игры. Во
многих играх «функция реального» присутствует
то ли в виде средовых условий, то ли в
виде предметов – аксессуаров, то ли в
самой интриге игры. 4Леонтьев
А.Н. Избранные психологические произведения.
Т. 1. – М., 1983 г. доказал, что ребенок овладевает
более широким, непосредственно недоступным
ему кругом действительности, только в
игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает
себя личностью. Для детей игра – сфера
их социального творчества, общественного
и творческого самовыражения. Игра необычайно
информативна. Игра – путь поиска ребенком
себя в коллективе сверстников, выход
на социальный опыт, культуру прошлого,
настоящего и будущего, повторение социальной
практики, доступной пониманию.
- ИГРЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
6
- I группа – предметные игры, как манипуляции
с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы –
дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.
- II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые,
в которых сюжет – форма интеллектуальной
деятельности.
Интеллектуальные игры типа
«Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»
и т.д.
В конце
раннего периода детства из
предметно-манипулятивной деятельности
возникает игра с сюжетом. Первоначально
ребенок был поглощен предметом и действиями
с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными
в совместную деятельность со взрослым,
он начал осознавать, что он действует
сам и действует как взрослый. Собственно,
он и раньше действовал как взрослый, подражая
ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б.
Эльконин, он смотрел на предмет через
взрослого, «как через стекло». В дошкольном
возрасте аффект переносится с предмета
на человека, благодаря чему взрослый
и его действия становятся для ребенка
образцом не только объективно, но и субъективно.
Помимо необходимого уровня
развития предметных действий, для появления
сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение
отношений ребенка со взрослыми. Игра
не может развиваться без частого полноценного
общения со взрослыми и без тех разнообразных
впечатлений от окружающего мира, которые
ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.
Нужны ребенку и различные игрушки, в том
числе неоформленные предметы, не имеющие
четкой функции, которые он мог бы легко
использовать в качестве заместителей
других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя
выбрасывать бруски, железки, и прочий
ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый
детьми в дом. Тогда ребенок получит возможность
более интересно играть, развивая свое
воображение. Л.С. Выготский подчеркивается,
что в основе игры лежат отдельные аффективные
реакции, а обогащенные, хотя самим ребенком
не осознанные, аффективные стремления.
7
Детям дошкольного возраста
присуще желание подражать всем сложным
формам деятельности взрослого, его поступкам,
его взаимоотношениям с другими
людьми. Однако реально ребенок
еще не способен осуществить свое желание.
Как указывает 2Божович Л.И.
Этапы формирования личности в онтогенезе
// Возрастная и педагогическая психология.
– М., изд-во Моск. Ун-та, 1992 г. именно этим
объясняется расцвет в период дошкольного
возраста творческой ролевой игры, в которой
ребенок воспроизводит разнообразные
ситуации из жизни взрослых, берет на себя
роль взрослого и в воображаемом плане
осуществляет его поведение и деятельность.
Творческая
ролевая игра становится, по определению
Л.С. Выготского «ведущей деятельностью
дошкольника», в которой формируются многие
его психологические особенности, среди
которых важнейшей является способность
руководствоваться этическими инстанциями. Ролевая
игра – это деятельность, в которой дети
берут на себя роли взрослых людей и в
обобщенной форме, в игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых
и отношения между ними. При разыгрывании
роли творчество ребенка принимает характер
перевоплощения. Успешность его непосредственно
связана с личным опытом играющего, степенью
развития его чувств, фантазии, интересов.
Игра с сюжетом впервые возникает на границе
раннего и дошкольного детства. Это режиссерская
игра, в которой используемые ребенком
предметы наделяются игровым смыслом
(кубик, провозимый с рычанием по столу,
превращается в глазах ребенка в машину).
Для режиссерских игр характерны примитивность
сюжета и однообразие выполняемых действий.
Позже появляется образно-ролевая игра,
в которой ребенок воображает себя кем
угодно и чем угодно и соответственно
действует. Но обязательным
условием развертывания такой игры является
яркое, интенсивное переживание: ребенка
поразила увиденная им картина, и он сам
в своих игровых действиях воспроизводит
тот образ, который вызвал у него
сильный эмоциональный отклик.
Примеры образно-ролевых игр описаны в
работах 5Пиаже Ж. Избр.
Психологические труды. – М., 1969 г. Режиссерская
и
8
образно - ролевая игра становятся
источниками сюжетно-ролевой игры, которая
достигает своей развитой формы к середине
дошкольного возраста. Позже из нее
выделяются игры с правилами. Как
указывает 3Кулагина
И.Ю. Психологический возраст: диагностика
и тенденции изменения в онтогенезе //
Вестник Университета РАО. 2000 г., возникновение
новых видов игры не отменяет полностью
старых, уже освоенных – все они сохраняются
и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой
игре дети воспроизводят собственно человеческие
роли и отношения. Дети играют друг с другом
или с куклой как идеальным партнером,
который тоже наделяется своей ролью.
В играх с правилами роль отходит на второй
план и главным оказывается четкое выполнение
правил игры; обычно здесь появляется
соревновательный мотив, личный или командный
выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных
и печатных игр).Каждой игре присущи свои
игровые условия – участвующие в ней дети,
игрушки, другие предметы. Подбор и сочетание
их существенно меняет игру в младшем
дошкольном возрасте, игра в это время
в основном состоит из однообразно повторяющихся
действий, напоминающих манипуляции с
предметами. Например, трехлетний ребенок
«готовит обед» и манипулирует тарелочками
и кубиками. Если игровые условия включают
другого человека (куклу или ребенка) и
тем самым приводят к появлению соответствующего
образа, манипуляции имеют определенный
смысл. Ребенок играет в приготовление
обеда, даже если он забывает потом накормить
им сидящую рядом куклу. Но если ребенок
остается один и убраны игрушки, наталкивающие
его на этот сюжет, он продолжает манипуляции,
потерявшие свой первоначальный смысл.
Переставляя предметы, раскладывая их
по величине или форме, он объясняет, что
играет «в кубики», «так просто». Обед
исчез из представлений ребенка вместе
с изменением игровых условий. Сюжет –
та сфера действительности, которая отражается
в игре. Сначала ребенок ограничен рамками
семьи, поэтому игры его связаны главным
образом семейными и бытовыми проблемами.
По мере освоения новых областей жизни,
ребенок
9
начинает использовать более
сложные сюжеты – производственные, военные
и т.д. Более разнообразными становятся
и формы игры на старые