Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Преимущества игрового обучения перед традиционным просмотров слайдов или рассматриванием картин очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе. Дошкольники на практике овладевают способом игры, участвуя в создании воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю, Арктике, выставке — это практическая модель правильного поведения в природе, в залах музея.





Введение
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Содержание

Введение
1. Теоретические предпосылки использования игр в экологическом воспитании детей
2. Виды игр
3. Методика обучения игре
4. Практика создания и использования игровых обучающих ситуаций разного типа
4.1 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей
4.3 Игровые обучающие ситуации типа путешествий
5. Роль игры в экологическом воспитании младших дошкольников
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа №2 природа.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Костанайский государственный  педагогический институт

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

 

 

 

 

Ожмегова Елена Николаевна

 

Специальность: 5В010100«Дошкольное  обучение и воспитание»,

2 курс (ускоренный).

 

Зачетная книжка № 822712

 

 

 

 

 

Дисциплина «Теория  и методика ознакомления детей дошкольного  возраста с природой»

 

 

Контрольная работа  № 2

 

 

Тема: «Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Проверил: ст. преподаватель  Бекмурзина Ж. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата выполнения –

Дата подачи на проверку  -

 

 

План 

Введение 

1. Теоретические предпосылки использования игр в экологическом  воспитании детей

2. Виды игр

3.  Методика обучения  игре

4. Практика создания и  использования игровых обучающих ситуаций  разного типа

4.1  Игровые обучающие  ситуации с игрушками-аналогами

4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей

4.3 Игровые обучающие  ситуации типа путешествий

5. Роль игры в экологическом  воспитании младших дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Еще лет двадцать назад  об экологии и экологическом  образовании дошкольников речь  не шла. В настоящее же время  оно стало одним из важных  направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи.

 Дошкольное учреждение  уже сегодня призвано проявить  настойчивость в воспитании нового  поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в Казахстане, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

 Достижением первых  семи лет является становление  самосознания: ребенок выделяет  себя из предметного мира, начинает  понимать свое место в кругу  близких и знакомых людей, осознанно  ориентироваться в окружающем  предметно-природном мире, вычленять  его ценности .

 В этот период  закладываются основы взаимодействия  с природой, при помощи взрослых  ребенок начинает осознавать  ее как общую ценность для всех людей.

 Удовлетворить детскую  любознательность, вовлечь ребенка  в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

 В последнее время  идет интенсивный творческий  процесс в Казахстане. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций.

 

1. Теоретические предпосылки  использования  игр в экологическом  воспитании детей

Успех в экологическом  воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя  их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и  непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за действиями - тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят, или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений о природе — вопрос малоисследованный, но перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно-ролевых игр в процессе обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методики дошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельной игровой деятельности младших дошкольников. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.

В последние десятилетия  на игровую деятельность дошкольников обращено пристальное внимание ведущих психологов и педагогов. Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в возрастном развитии ребёнка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие.

В жизни детей дошкольного  возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в  хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей  к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую  деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

Игра и экологическое  воспитание в некотором отношении  противоположны: во время игры ребенок  раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых  игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д.Ушинский и  многие другие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых — обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. С помощью дидактических игр также решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Два момента — необходимость  получения детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием. Р.И.Жуковская увидела прямую связь знаний и игры. Она выявила необходимость проведения специальных игр-занятий, которые были обучающим этапом в становлении самостоятельной сюжетно-ролевой игры дошкольников. Включение в содержание занятия по инициативе взрослого различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации, разыгрывание сюжета, ролевых действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры.

Можно не сомневаться, что  чем чаще воспитатель будет использовать игру на занятиях, чем удачнее и  разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется их влияние  на самостоятельную игровую деятельность.

Анализ игр, рекомендуемых  для детских садов, показывает, что  они чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Существуют игры сюжетные и без определенного  сюжета. В последних более отчетливо  выражены игровые действия и правила. Основу сюжетной игры составляет фабула каких-либо событий, для воспроизведения которых дети наделяются соответствующими ролями. Примером могут служить такие игры: «Овощи-фрукты», «Семена», «Цветы», «Овощехранилище». В этих играх дети получают роли продавцов, покупателей, рабочих.

Экологическое воспитание также можно осуществлять путем  привнесения элементов сюжетно-ролевой  игры в процесс обучения младших  дошкольников и формирования у них  осознанно-правильного отношения  к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, изготовленным из них.

Совместное исследование с И.А.Комаровой показало, что  оптимальной формой привнесения  сюжетно-ролевой игры в процесс  ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.

Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие».

Первый тип ИОС —  использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное количество игрушек-животных и очень ограниченное количество игрушек-растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом. Последняя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование  игрушки и живого объекта. Игрушка  никого не подменяет, она наравне  с животным (или растением) фокусирует на себе внимание ребенка, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий между игрушкой и живым объектом. Использование игрушки на занятии должно быть в полном соответствии с ее функциональным назначением: помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Итак, исследования показывают, что образная игрушка может выполнять  определенную дидактическую функцию  в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Воспитатели  часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Но роль игровых персонажей в обучении очень мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев мешают решению программных задач занятия.

Было сделано предположение, что куклы-персонажи некоторых  сказок на основе их литературной биографии  могут быть с успехом использованы на занятиях по изучению природы. Для  этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей не случаен.

Чипполино очень симпатичен детям и нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает ребятам глубже осознавать разницу  между натуральным овощем и его  игрушечным изображением. Чипполино  много знает об овощах, и ребята всегда рады встрече с ним, так как уверены, что Чипполино расскажет им что-то интересное.

Информация о работе Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников