Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Преимущества игрового обучения перед традиционным просмотров слайдов или рассматриванием картин очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе. Дошкольники на практике овладевают способом игры, участвуя в создании воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю, Арктике, выставке — это практическая модель правильного поведения в природе, в залах музея.





Введение
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Содержание

Введение
1. Теоретические предпосылки использования игр в экологическом воспитании детей
2. Виды игр
3. Методика обучения игре
4. Практика создания и использования игровых обучающих ситуаций разного типа
4.1 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей
4.3 Игровые обучающие ситуации типа путешествий
5. Роль игры в экологическом воспитании младших дошкольников
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа №2 природа.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

2. «Рыбки живые и  игрушечные: сравнение поведения». ИОС для младшей — старшей  групп.

Дидактическая цель: выявить с детьми главные различия: живые рыбы живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки — неживые, они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

Определить различные  способы взаимодействия с живыми и игрушечными рыбами: игрушечных можно брать в руки, по-разному с ними играть (кормить понарошку, укладывать спать, катать, за них разговаривать). Живых рыб вытаскивать из воды нельзя — они погибнут. Их надо кормить, чистить для них аквариум, за ними можно наблюдать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за аквариумными рыбами, спрашивает, где они живут (в воде, в аквариуме). Сообщает, что  в детском саду живут другие рыбки. Предлагает их найти, рассказать, какие  это рыбки и где их место  обитания (игрушечные, живут на полках в шкафу, в игровом уголке).

Все наблюдают за рыбами в аквариуме. Воспитатель просит рассказать, что делают рыбы. Предлагает выяснить: могут ли плавать игрушечные рыбки? Наливают в таз воды, пускают  игрушки, наблюдают. Воспитатель уточняет: рыбки не плавают, а лежат на воде: они не могут плавать самостоятельно, так как неживые — игрушечные.

Затем кормят аквариумных  рыб, наблюдают, как они поедают  корм. Воспитатель предлагает также  покормить рыб в тазу, сыплют корм игрушкам, наблюдают. Педагог уточняет: они не едят, потому что не могут есть по-настоящему, они — неживые. Но их можно покормить понарошку — сварить для них в кукольном уголке кашу. С ними можно поиграть — они игрушки. Их можно держать в руках (ведь это предметы) и не беспокоиться за их жизнь: они неживые. С рыбками в аквариуме играть нельзя: на них можно смотреть, им можно сыпать корм, но не вытаскивать их из воды: они живые животные — могут умереть.

Воспитатель отпускает  детей, говорит, что они могут  поиграть с игрушечными рыбками  или самостоятельно понаблюдать за живыми рыбками.

3. «Сравнение живых  и заводных рыб» - ИОС для младших - средних группы.

Дидактическая цель: уточнить с детьми понимание, что живые  рыбы — это существа, животные.

У них есть потребность  в пище, воздухе, они приспособлены жить в воде — имеют гладкое, обтекаемое, вытянутое тело, покрытое чешуей; голова впереди заострённая, переходит в туловище (нет шеи); на теле много плавников, помогающих передвигаться в воде; рыбы дышат воздухом, который есть в воде, при помощи жабр. Они размножаются, рождая мальков или откладывая икру. Рыбы могут чувствовать — видеть, слышать, на расстоянии обнаруживать преграду. Рыбы ведут себя по-разному: отыскивают корм, плавают быстро и медленно, затаиваются, отдыхают, иногда дерутся. Заводная рыбка — неживая, она сделана из искусственного материала, не может есть, чувствовать, плавать, производить потомство. Она может плавать, если её заведут: люди придумали механизм, который позволяет игрушке двигаться в воде.

Воспитатель сначала  предлагает за аквариумными рыбами, затем демонстрирует заводную рыбку в тазу с водой. Просит сравнить рыб: сказать сначала, чем они различаются, потом — чем похожи. За каждый правильный ответ дети получают фишки. После того, как дети исчерпали все знания, воспитатель подводит итог: «Самое главное: в аквариуме живут живые рыбы. Это животные. Они питаются, плавают, приносят потомство, они хорошо приспособлены к жизни в воде. В тазу плавает неживая рыбка, красивая механическая игрушка. Это предмет, который изготовил человек. Игрушка ничего не чувствует и не может самостоятельно, без завода что-нибудь делать».

После поисков признаков  сходства воспитатель уточняет: «Живые и заводные рыбки похожи только внешне (по форме, строению и плаванию)».

В заключение дети подсчитывают фишки, выстраиваются в порядке их уменьшения по очереди заводят и запускают игрушку. Первым это делает ребёнок, у которого больше всего фишек.

 

 4.2 Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей

У младших дошкольников много любимых, широко известных героев сказок и книг. Ряд из них — это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представления детей, вызвать добрые чувства к растениям, животным — к живой природе. Разрабатывая ИОС, важно задействовать самое характерное в поведении сказочных героев. С этой целью даётся их краткая характеристика, которая поможет воспитателю создать свои ИОС.

Доктор Айболит

С образом Айболита у  дошкольников связаны представления  о добром докторе, который лечит  животных и заботится о них. В  каждом д/с имеется кукла Айболит  со знаменитым чемоданчиком, в котором  множество докторских принадлежностей. Этот персонаж легко может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации с детьми разного дошкольного возраста. В рамках игровых действий «врача-специалиста» Айболит может выполнять очень важную (для экологического воспитания) функцию — давать образец правильного осмотра своих пациентов (то есть растений и животных — обитателей уголков природы), постановки диагноза (то есть определение состояния живых существ на основе различных внешних признаков) и способов лечения, выписывая рецепты с разного рода рекомендациями.

Большую роль в развёртывании  игры с Айболитом выполняет атрибутика ИОС: сама кукла должна быть средних  размеров, в белом халате и колпачке, желательны очки и борода, символизирующие  учёность и доброту. Чемоданчик Айболита кроме традиционного набора содержит рецепты (чистые бумажки небольшого размера), ручку, палочку для рыхления почвы, водный термометр, вату, пластмассовые ножницы, безопасный нож и др. При Айболите должна быть машина скорой помощи с зелёными крестами по бокам (символизирующие помощь природе). Авторитет Айболита для детей (в силу частых) очень велик, поэтому ИОС с Айболитом целиком поглощают внимание любых дошкольников. Занятия с игрой проходят лучше, если привлекается второй взрослый, разыгрывающий роль Айболита.

«Айболит осматривает  комнатные растения».

Дидактическая цель: учить  детей внимательно осматривать  растения, находить признаки нездорового  их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий, находить способ оздоровления воспитывать бережное отношение  к растениям, понимание, что они живые организмы, которым нужны хорошие условия жизни.

Воспитатель сообщает детям, что в детский сад приехал  Айболит, который ходит по группам  и осматривает растения. Предлагается убрать игрушки, навести порядок, чтобы  встретить гостя. Раздаётся стук, Айболита привозят на машине. Он здоровается, сообщает, что наступила весна, многие растения за зиму ослабли. Поэтому, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как правильно ухаживать за растениями. Воспитатель просит детей присутствовать при осмотре растений и помочь ему. Говорит: «Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверять почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если будет надо — выпишу рецепты». Айболит внимательно осматривает каждое растение по очереди, оценивает почву, степень освещённости, указывает признаки неблагополучия. Может вытряхнуть растение из горшка, осмотреть корневую систему. Выясняет, как часто и какой водой поливают цветы, делается ли опрыскивание, рыхление, подкормка. По каждому растению делает рекомендации.

Колобок

Колобок как герой  знаменитой сказки интересен двумя  моментами: тем, что он на своём пути встречает разных лесных животных, и тем, что он — хлебное изделие, испечён из муки.

«Колобок вникает в  жизнь лесных обитателей: начало путешествия». ИОС для младшей группы.

Дидактическая цель: дать детям первоначальные представления  об особенностях жизни зайца и  волка в лесу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группу пришел гость — красивый румяный Колобок. Гость здоровается, хочет сказать ребятишкам важную вещь: «Девочки и мальчики, вы конечно знаете, что меня много раз ела лиса. Мне это уже надоело, я решил стать умным - больше не сажусь к ней на нос. Оказалось, что от нее можно укатиться так же, как и от других — стоит только спеть песенку до конца. Давайте вместе споем:

Я, Колобок, Колобок:

По амбару метён, по сусекам  скребён.

Я от бабушки ушёл и  от дедушки ушёл.

Я от зайца ушёл и от волка ушёл.

Я от медведя ушёл и  от тебя, лиса, я тоже уйду!

Я покатился и покатился, лиса меня только и видела! Вот так я стал умным и начал задумываться: как так все в лесу живут? Качусь, качусь по дорожке, а ничего про лес не знаю. Вот и пришел к вам. Знаю, что все воспитательницы маленьким ребятам про всё рассказывают».

Воспитатель предлагает детям показать Колобку картину  про зайца в лесу и рассказать, как он там живёт, что ест, что  делает зимой, летом. Все рассматривают  картину, воспитатель побуждает  ребят к высказываниям, дополняет  их ответы короткими пояснениями, обращаясь главным образом к Колобку.

 

4.3 Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Традиционным для дошкольников является сюжет игры в путешествие, многочисленные варианты которого приемлемы  для детей разных возрастов. При  этом их внимание может быть сосредоточено на разных моментах: совершать действия поездки; соблюдать ролевые взаимоотношения во время поездки. Внимание играющих может быть сосредоточено на разнообразных, в том числе и новых, впечатлениях, получаемых путешественниками во время поездки. Эту сторону игры можно с успехом использовать в дидактических целях ознакомления детей с природой.

Примеры игр: «Малыши  зоопарка», «Прогулка в лес», «Посещение выставки».

 

5. Роль игры  в экологическом воспитании младших  дошкольников

Дошкольное детство — это период игры. Этот вид деятельности в детские годы преобладает над всеми другими делами ребёнка. Игра оказывает на маленького ребёнка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофёром, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры. Особенно захватывающими становятся игры сверстников, когда дети распределяют роли и воспроизводят в них не только профессиональные действия, но и их взаимоотношения. Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умения использовать приобретённые знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание. Дидактические игры чаще всего — это совместные игры, которые требуют 2-3-х, а то и большего количества участников. Все совместные игры развивают в ребёнке общительность, умение строить взаимоотношения, подчиняться установленным в игре правилам.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель  изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.

Игра доставляет большую радость  ребёнку, потому что она даёт ему  возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с дошкольниками можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.

С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний. Детей заинтересуют игры с природными материалами. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клёна, репейник. Всё это материал для поделок. С помощью фигурок с ребёнком можно разыграть знакомые сказки («Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др.) Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.

 

 

Заключение 

Преимущества игрового обучения перед  традиционным просмотров слайдов или  рассматриванием картин очевидны: на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе. Дошкольники на практике овладевают способом игры, участвуя в создании воображаемой ситуации. Игровые путешествия по лесу, морю, Арктике, выставке — это практическая модель правильного поведения в природе, в залах музея. Последнее обстоятельство имеет особое значение в плане экологического воспитания детей. Можно предположить, что чередование такой игры-модели и реальных прогулок в природу с соблюдением одних и тех же правил поможет формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения, например, к лесу и его обитателям как единой экосистеме. «Для ребенка на этой ступени его психического развития, — пишет А.Н.Леонтьев, — еще не существует отвлеченной теоретической деятельности отвлеченного созерцательного познания, и поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий его мир, — это ребенок, стремящийся действовать в этом мире». Взгляд на игровую деятельность ребенка как на моделирование поведения взрослых в силу невозможности включиться в реальный процесс их деятельности — это взгляд всех ведущих детских психологов. С помощью дидактических игр решаются различные учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умение использовать приобретенные знания в новой ситуации. Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе, несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечит более эффективный результат усвоения знаний. Игра, вызывающая эмоциональную реакцию, формирует у детей положительное отношение к животному и растительному миру.

 

Список использованной литературы

1.  Николаева С.Н. Место игры  в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. – М.: , 1998. – 43 с.

Информация о работе Игра как метод экологического воспитания младших дошкольников