Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 09:30, курсовая работа
Интересная игра повышает умственную активность ребенка. Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоя-тельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическое обоснование проблемы………………………………………..5
1.1 Игра как средство всесторонние развитие детей………………………….5
1.2 Психофизиологические особенности развития детей четвёртого
года жизни………………………………………………………………………9
1.3 Игры в детском саду для детей 4 лет……………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………..20
Список использованных источников…………………………………………22
Таблица 1
Рост, масса тела и их допускаемые отклонения у детей в возрасте 4-7 лет.
Важным показателем физического развития является окружность грудной клетки (табл. 2).
О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов. Так, по индексу Пинье (ИП) определяется пропорциональность длины тела, массы тела и окружности грудной клетки ОГК (табл. 3): ИП = рост (см) — масса (кг) + ОГК (см).
Чем меньше индекс Пинье, тем крепче телосложение.
Оценить пропорциональность размеров тела можно по другим формулам, например, по индексу Кетле: I = Р/L2 (масса тела ребенка делится на квадрат роста в метрах).
Таблица 2
Средние показатели окружности грудной клетки, см
Таблица 3
Стандартные показатели индекса Пинье у детей
Ориентировочно, если результат (индекс) больше 22, то у ребенка избыточная масса, а больше 25 — ожирение; если индекс меньше 14, то у ребенка дефицит массы тела. Для более точных обследований разработаны специальные перцентильные таблицы значений индекса (ВМI) для детей разных стран Европы, которые содержатся в справочниках ВОЗ.
В период 4—7 лет у детей идет формирование осанки и свода стопы. Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета, и, как в раннем детстве, у дошкольников и младших школьников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время обязательных занятий и уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены.
Естественная кривизна позвоночника (шейная, грудная) еще не установилась, и в положении лежа сглаживается. Формируется свод стопы, и для его правильного положения необходимо практиковать хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.
Для повышения выносливости существенное значение имеет длительное (не менее 3,5—4 ч) пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2 ч в период инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.
У детей характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной.
Примечательны у детей 4—5 лет состояния кисти руки, ее запястья. Кости запястья продолжают свое развитие, и все они (кроме гороховидной) плохо различимы на рентгенограмме. Окостенение фаланг пальцев далеко от завершения. Указанные особенности формирования кисти руки необходимо учитывать при дозировании в процессе развивающих занятий детям на 4—7-м году жизни и в последующих возрастах таких тонких двигательных координаций, как горизонтальная и вертикальная штриховка, рисование, лепка, игра на фортепиано и струнных музыкальных инструментах.
Вместе с тем целесообразно на всех занятиях с детьми дошкольного возраста вводить выполнение упражнений для кистей рук в виде ритмичного сжимания и разжимания пальцев. Такие упражнения не только способствуют точной координации мелких движений рук, работоспособности, но и развитию речи.
Для нормального развития костной ткани детей дошкольного возраста необходимы также правильное, сбалансированное питание, обилие света и наличие ультрафиолетовых лучей солнца во время прогулок, всегда доброкачественный воздух в помещениях во время занятий и сна, достаточный объем естественных движений.
С костной системой органически связаны мышечная система и инервационный аппарат, ибо они совместно обеспечивают движения человека: в процессе роста и развития дошкольников концентрация мышечных усилий повышается.
У детей на 4-м году жизни хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.), мелкие же мышцы (например, кисти рук) далеки от своего полного развития. В связи с указанным дети на 4—7-м годах жизни успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, безотрывная фаза которого только появляется, прыжки, метание). Но тонкая координация движений с учетом особенностей развития червеобразных мышц недостаточно совершенна, производить мелкие и точные движения ребенку затруднительно.
С 4-летнего возраста длина шага при ходьбе у детей увеличивается до 39—40,5 см, а темп уменьшается. Развитие центральных координационных механизмов влечет установление содружественных движений рук и ног. Длина шага при беге также увеличивается. Так, например, у детей, достигших 5 лет, при пробегании дистанции в 30 м длина шагов достигает 59—62 см при их частоте 248—258 в минуту. В 6 лет у мальчиков и девочек наблюдаются более высокие показатели быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, чем в 4—5 лет. В гибкости различия между мальчиками и девочками не проявились. У 16,7% из числа обследованных шестилеток двигательный возраст отстает от паспортного, но в 83,3% соответствует ему.
Функциональная зрелость нервной системы обусловливает способность к проявлению произвольных действий. Поэтому не случайно на первых этапах развития ребенка именно движения позволяют судить о благополучии или отставании его нервно-психического развития от возрастных норм. Предложенные Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольника являются простыми по применению, информативными по содержанию и статистически достоверными.
В дошкольном возрасте, в том числе и у детей 5-го года жизни, продолжается дифференцировка легкого, которая выражается в уменьшении одних гистологических элементов и появлении других. До 4 лет формируются структурные единицы — ацинусы, размеры альвеол увеличиваются. В легком обильно представлена интерстициальная ткань с большим количеством лимфатических сосудов и респираторных бронхиол. Это является одной из особенностей органов дыхания у дошкольников, с чем связаны частые воспалительные процессы в легких.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) уже в 4 года достигает 1,1 л, частота дыхания — 27—28 в минуту. Затем ЖЕЛ с возрастом, особенно в 5 лет, начинает существенно увеличиваться (1,2—1,4 л). Увеличивается и экскурсия грудной клетки. Минутный объем легких у 5-летних детей достигает 5800 мл, возрастает сила дыхательных мышц.
Органы чувств в 4—7 лет у детей хорошо развиты. Особого внимания в смысле соблюдения мер профилактики нарушений рефракции и снижения работоспособности цилиарной мышцы требует зрение.
Для ясного различения предметов, находящихся на близком или дальнем расстоянии, необходимо особым образом приспособить глаз. Способность глаза видеть на близком или дальнем расстоянии — аккомодация — легко осуществляется у детей благодаря изменению формы высокоэластичного хрусталика. Следует отметить, что у детей 3—7 лет все еще преобладает дальнозоркая рефракция (81,9%) и редко — близорукая (2,6%). Степень дальнозоркости снижается. В 3—4 года она равняется одной (39,6%) и двум диоптриям (56,9%).
В результате чрезмерной интеллектуальной нагрузки у детей 4—7 лет развивается сначала охранительное возбуждение, а затем глубокое торможение: ухудшаются координация и точность движений, увеличивается время условно-рефлекторных реакций (зрительных, слуховых, тактильных), резко уменьшаются произвольное внимание и работоспособность.
Довольно высокого уровня достигает способность ребенка обогащать единым — интегральным — словом родственные предметы. Например: чашки, блюдца, чайник — посуда; кукла, кубики, мячи, машинки — игрушки. Активный словарь ребенка на 5-м году жизни приближается к 2000 слов.
Развитие второй сигнальной системы у детей с 4 и 5—6 лет — задача обучения в детском саду или дошкольной гимназии.
Важнейшее значение для развития детей дошкольного возраста приобретают различные игры и речь. Коллективные игры со сложным сюжетом, осмысленными взаимоотношениями, активной деятельностью, четким выполнением заданий и распоряжений существенно стимулируют развитие детей. Речь ребенка становится сложной, он пользуется большим запасом слов. На 4-м году жизни большинство дошкольников овладевают артикуляцией и правильно произносят звуки. Дефекты речи (неустойчивость произношения, косноязычие) проявляются еще довольно часто и распространены среди детей, отстающих в физическом развитии.
1.3 Игры в детском саду для детей 4 лет
Каждый ребенок – уникальная личность со своим характером, талантами и интересами. И невозможно взять и обобщить особенности всех четырехлетних детей. Одни застенчивы, другие – лидеры. Но основные навыки у них похожи.
Дети в 4 года должны быть самостоятельными – уметь одеваться и завязывать шнурки, получая удовольствие от своей независимости. Игры для детей 4 лет включают в себя езду на трехколесном велосипеде, бег, прыжки на двух и одной ноге и т.д. Занимайтесь языковыми навыками ребенка, расширяйте его словарный запас, читая ему сказки и рассказывая истории. Требуется обязательно отвечатть на все вопросы маленького «почемучки», если не знаете, как ответить, попросите его подождать и найдите информацию.
В 4 года ребенок необычайно быстро схватывает любую интересную для него информацию. Он много фантазирует, выстраивая целые вымышленные миры; занимается словотворчеством и моделирует игровые ситуации. Ни в коем случае не нужно обрывать его творческие порывы на взлете! Пусть вам кажется, что некоторые задачи можно решить рациональнее, не торопитесь, давайте ребенку принимать решения самостоятельно, это важно при развитии ребенка 4 лет: так формируются лидерские качества.
Умение взаимодействовать с окружающими является важным компонентом подготовки к школьному обучению, которая осуществляется в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Представленные в статье игры в детском саду помогают детям научиться общаться, понимать взрослых и сверстников, сочувствовать и сопереживать.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Нами были подобраны различные игры в детском саду, которые позволят ребятам найти общий язык, учиться слышать и слушать друг друга, настроиться на позитивный лад.
По материалам предоставленном в журнале «Современный детский сад», №6 за 2010 г. была сформирована программа игр для развития детей 4 лет.
1. Игры, направленные на формирование социально-нравственных качеств личности ребенка:
Жизнь в лесу
Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя, говорит:
– Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо как-то общаться, поэтому мы придумаем свой язык. Когда мы хотим поздороваться, мы киваем головой. Когда хотим что-то спросить, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого. Когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому. Когда хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове.
Воспитатель сопровождает объяснение показом движений, затем предлагает начать игру:
– Готовы? Тогда – начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…
Дальнейший ход игры разворачивается произвольно, взрослый следит за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Вкусные конфеты
Одному из детей дают кулек с воображаемыми конфетами. Ребенок обходит по кругу всех детей. Ребята угощаются воображаемыми конфетами и мимикой выражают удовольствие от «съеденной конфеты».
2. Игры — упражнения
Назови себя
Ребенку предлагают представиться, назвав свое имя так, как ему больше нравится: как его называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Позови ласково
Ребенку предлагают передать игрушку любому сверстнику по желанию, ласково назвав его по имени.
Волшебный стул
Один ребенок садится в центре на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые ласковые слова, комплименты. Можно погладить, обнять сидящего.
3. Игры — приветствия
Минутка вхождения в день
Дети встают в круг. Воспитатель произносит следующие слова:
Что за чудо-чудеса:
раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить!
Возьмите за руки тех, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелаем доброго дня.
Дети садятся в круг. Обращаясь друг к другу по имени, они желают доброго утра, доброго дня. Можно при этом передавать игрушку.
Давайте поздороваемся
Участники игры должны приветствовать друг друга только с помощью жестов. С каждым следующим партнером надо поздороваться новым способом. После завершения упражнения спросить, какое приветствие особенно запомнилось и почему.
4. Игры, направленные на сопереживание
Солнышко
Дети ходят по кругу под спокойную музыку. У всех в руках «лучики тепла» (какой-либо предмет). Воспитатель замечает:
– Посмотрите, что-то наш Андрей совсем замерз! Надо его отогреть!
«Замерзшего» сажают в центр круга на стул. Каждый ребенок дает свой «лучик» и говорит, что ему нравится в «замерзшем». Тот, кого «согревают», благодарит, говорит: «Спасибо».
Разбуди ласково
Один ребенок «превращается» в кошечку и «засыпает» – ложится на коврик в центре группы. Воспитатель просит по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (словами, прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
Информация о работе Игра как средство всесторонние развитие детей