Игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:31, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически выявить возможности дидактической игры как средства развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. 2. Раскрыть специфику развития детей дошкольного возраста. 3. Обосновать роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста 1.1 Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе 1.2 Общее развитие психики у детей дошкольного возраста Вывод по первой главе Глава 2. Игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста 2.1 Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста 2.2 Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Вывод по второй главе Заключение Список литературы
П.С. Лесгафт. Игры он рассматривал
как одно из действенных средств физического
образования и воспитания. П.С. Лесгафт
уделял большое место играм на уроках
физкультуры: в младших классах он отводил
играм пол-урока, а в средних - треть урока.
Он считал, что игры имеют большое образовательное
и воспитательное значение, что они представляют
собой более сложное действие, чем отдельные
гимнастические упражнения.
В.Г. Марц. Стремился к тому,
чтобы игры как ценное средство физического
и морального воспитания были внедрены
в школы, в детские сады. Марц рассматривал
игры как средство физического и нравственного
воспитания детей, он разработал методику
руководства играми, считал, что от руководства
во многом зависит успех игры. [23, с.108].
А.С. Макаренко. По его мнению,
игры - средство подготовки ребенка к жизни,
переходная ступень к трудовой деятельности.
В играх у детей воспитывается активность,
инициатива, чувство коллективизма. Но
не всякая игра имеет воспитательное значение,
а только та, которая носит активный характер
[23, с.109].
Дидактические игры, несмотря
на огромное разнообразие, связанное с
этническими и другими особенностями,
так или иначе, отражают такие общие характерные
черты, присущие этой форме деятельности,
как взаимоотношение играющих с окружающей
средой и познание реальной действительности.
Целенаправленность и целесообразность
поведения при достижении намеченной
цели, связанного с внезапно возникающими
и постоянно изменяющимися условиями,
потребностью широкого выбора действий,
требуют проявления творческих способностей,
активности, инициативы. Такая широта
использования возможностей, выражающаяся
в самостоятельности и относительной
свободе действий, сочетающихся с выполнением
добровольно принятых или установленных
условностей при подчинении личных интересов
общим, связана с ярким проявлением эмоций.
Все это с методической точки зрения характеризует
игру как многоплановое, комплексное по
воздействию, педагогическое средство
воспитания. Комплексность выражается
в формировании двигательных навыков,
развитии и совершенствовании жизненно
важных физических, умственных и морально-волевых
качеств. Однако такое разностороннее
воздействие не препятствует избирательной
направленности в использовании игр [23,
с.76].
Во время игр у дошкольников
формируются и совершенствуются разнообразные
навыки. Игра - первая деятельность, которой
принадлежит большая роль в формировании
личности. В играх дети отражают накопленный
опыт, углубляют, закрепляют своё представление
об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок,
как и взрослый, познаёт мир в процессе
деятельности. Занятие дидактическими
играми обогащают участников новыми ощущениями,
представлениями и понятиями. Игры расширяют
круг представлений, развивают наблюдательность,
сообразительность, умение анализировать,
сопоставлять и обобщать виденное, на
основе чего делать выводы из наблюдаемых
явлений в окружающей среде. В играх развиваются
способности правильно оценивать пространственные
и временные отношения, быстро и правильно
реагировать на сложившуюся ситуацию
в часто меняющейся обстановке игры. Игры
на местности способствуют образованию
навыков, необходимых туристу, разведчику,
следопыту [24, с.36].
Игры воспитывают у детей чувства
солидарности, товарищества и ответственности
за действие друг друга.
Для игр необходимо отмежевать
как можно более просторное место, чтобы
дети не были стеснены пространством при
выборе той или другой игры. Продолжительность
различных игр - различна; однако играет
очень важную роль при выборе их, так как
излишняя продолжительность игры часто
вызывает у детей довольно сильно выраженное
чувство переутомления, чего следует строго
избегать, так как при наступлении его,
от игры, вместо ожидаемой пользы, получится
явный вред. При назначении игры необходимо
сообразоваться с максимальным количеством
нервно-мышечной энергии, которую в состоянии
развить каждый ребенок без признаков
переутомления. Для соблюдения этого условия
необходимо остерегаться шаблонов, в данном
случае большую роль играет индивидуальность
ребенка. Малокровные, слабые дети также
с пользой могут принимать участие в детских
играх с тем условием, чтобы продолжительность
их не была очень велика, так как у таких
детей переутомление наступает сравнительно
очень быстро [1, с.14].
Каждая игра должна непременно
отличаться известной занимательностью,
только при наличии этого условия она
увлечет детей и заставит их предаваться
ей с охотой. Незанимательная игра вызовет
в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые
апатично, без участия внимания и памяти,
ясно, что от таких игр нельзя ожидать
пользы.
При выборе игры необходимо
принимать во внимание возраст детей;
важную роль играет также большая или
меньшая степень умственного развития
детей. Дети, отличающиеся развитым умом,
тяготятся простыми играми, не требующими
сообразительности и внимания. Наоборот,
более сложная игра, не требующая одних
только механических движений, основанная
на оценке того или другого положения,
сообразительности и ловкости участников,
доставляет детям много удовольствия,
заставляя их с охотой и большим интересом
следить за ходом игры и ожидать финала
ее. Выбором соответствующих игр, способных
заинтересовать детей, мы вселяем в них
любовь и охоту к ним, извлекая, таким образом,
несомненную пользу от дидактических
и тому подобных игр [1, с.34].
Очевидно, что в разнообразных
играх мы имеем могучий элемент для содействия
умственному развитию детей. Элемент тем
более важный и неоценимый, что при его
помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному
внедрению сухих скучных "правил",
а облегчаем детям эту мозговую работу
укрепления и развития памяти, внимания,
сообразительности и пр. легкими, живыми
детскими играми, совершенно не вызывающими
переутомления. В противоположность однообразным
гимнастическим упражнениям, исключающим
всякое сознательное участие мозга, игры
требуют сообразительности и служат, между
прочим, подспорьем для расширения умственного
кругозора детей [2, с.110].
Увлекательный игровой сюжет
вызывает у участников положительные
эмоции и побуждает их к тому, чтобы они
с неослабевающей активностью многократно
проделывали те или иные приемы, проявляя
необходимые волевые качества и умственные
способности. Для возникновения интереса
к игре большое значение имеет путь к достижению
игровой цели - характер и степень трудности
препятствий, которые надо преодолевать
для получения конкретного результата,
для удовлетворения игрой.
Соревновательный характер
коллективных игр также может активизировать
действия игроков, вызывать проявление
решительности, мужества и упорства для
достижения цели. Однако необходимо учитывать,
что острота состязаний не должна разъединять
играющих. В коллективной игре каждый
участник наглядно убеждается в преимуществах
общих, дружных усилий, направленных на
преодоление препятствий и достижение
общей цели. Добровольное принятие ограничений
действий правилами, принятыми в коллективной
игре, при одновременном увлечении игрой
дисциплинирует играющих детей [11, с.9].
Мнение сверстников, как известно,
оказывает большое влияние на поведение
каждого игрока. В зависимости от качества
выполнения роли тот или иной участник
игры может заслужить поощрение или, наоборот,
неодобрение товарищей; так дети приучаются
к деятельности в коллективе [12, с.31].
Игре свойственны противодействия
одного игрока другому, одной команды
- другой, когда перед играющим возникают
самые разнообразные задачи, требующие
мгновенного разрешения. Для этого необходимо
в кратчайший срок оценить окружающую
обстановку, выбрать наиболее правильное
действие и выполнить его, так игры способствуют
самопознанию.
Кроме того, занятия играми
вырабатывают координированные, экономные
и согласованные движения; игроки приобретают
умения быстро входить в нужный темп и
ритм работы, ловко выполнять разнообразные
задачи, проявляя при этом необходимые
усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Образовательные задачи игр:
игра оказывает большое воздействие на
формирование личности, это такая сознательная
деятельность, в которой проявляется и
развивается умение анализировать, сопоставлять,
обобщать и делать выводы. Занятия играми
способствуют развитию у детей способностей
к действиям, которые имеют значение в
повседневной практической деятельности
[24, с.98].
Большое образовательное значение
имеют подвижные игры, проводимые на местности
в летних и зимних условиях: в лагерях,
на базах отдыха, в походах и экскурсиях.
Оздоровительные, воспитательные
и образовательные задачи надо решать
в комплексе, только в таком случае каждая
подвижная игра будет эффективным средством
разностороннего физического воспитания
детей.
Таким образом, игра - незаменимое
средство пополнения ребенком знаний
и представлений об окружающем мире, развития
мышления, ценных морально-волевых и физических
качеств. Однако следует помнить, что при
проведении подвижных игр в силу их специфики,
прежде всего, решаются задачи собственно
физического воспитания.
Основная задача подвижных
игр - укреплять здоровье занимающихся,
способствовать их правильному физическому
развитию; содействовать овладению жизненно
необходимыми двигательными навыками,
умениями и совершенствованию в них; развитие
реакции, развитие ловкости, познание
движения и новых возможностей тела [21,
с.89].
Таким образом, игра является
незаменимым средством пополнения ребенком
знаний и представлений об окружающем
мире, развития мышления, ценных морально-волевых
и др. качеств. В формировании разносторонне
развитой личности ребенка играм отводится
важнейшее место.
2.2 Развитие
познавательной активности у
детей дошкольного возраста посредством
дидактической игры
Дидактическая игра представляет
собой многоплановое, сложное педагогическое
явление. Она является игровым методом
обучения детей, формой обучения, самостоятельной
игровой деятельностью, средством всестороннего
воспитания личности, а также одним из
средств развития познавательной активности
детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические)
игры - это специально созданные ситуации,
моделирующие реальность, из которых дошкольникам
предлагается найти выход [10, с.12].
Технология дидактической игры
- это конкретная технология проблемного
обучения. При этом игровая деятельность
детей дошкольного возраста обладает
важным свойством: в ней познавательная
деятельность представляет собой самодвижение,
поскольку информация не поступает извне,
а является внутренним продуктом, результатом
самой деятельности. Полученная, таким
образом, информация порождает новую,
которая, в свою очередь, влечет за собой
следующее звено и так пока не будет достигнут
конечный результат обучения [10, с.13].
Дидактическая игра как средство
развития познавательных процессов детей
дошкольного возраста содержит в себе
большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные
процессы;
воспитывает интерес и внимательность
детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам,
развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической
игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности,
мотивы, интересы, определяющие желания
детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств
игровой деятельности;
контрольно-оценочный: коррекция
и стимулирование активности игровой
деятельности [10, с.15].
Структурным элементом игры
является игровая задача, осуществляемая
детьми в игровой деятельности. Две задачи
- дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь
обучения и игры. В отличие от прямой постановки
дидактической задачи на занятиях в дидактической
игре она осуществляется через игровую
задачу, определяет игровые действия,
становится задачей самого ребенка, возбуждает
желание и потребность решить ее, активизирует
игровые действия. Наличие дидактической
задачи подчеркивает обучающий характер
игры, направленность обучающего содержания
на процессы познавательной деятельности
детей дошкольного возраста.
Занимательность условного
мира игры делает положительно эмоционально
окрашенной монотонную деятельность по
запоминанию, повторению, закреплению
или усвоению информации, а эмоциональность
игрового действа активизирует все психические
процессы и функции ребенка дошкольного
возраста.
Другой положительной стороной
дидактической игры является то, что она
способствует использованию знаний в
новой ситуации, таким образом, усваиваемый
дошкольниками материал проходит через
своеобразную практику, вносит разнообразие
и интерес в педагогический процесс. Правильно
построенная игра обогащает процесс мышления,
развивает саморегуляцию, укрепляет волю
ребенка. Игра ведет к его самостоятельным
открытиям, решениям проблем [16, с.64].
Игра делиться на несколько
стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением
у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать
интерес к игре: беседа, загадки, считалочки,
напоминание о понравившейся игре. Развивается
общение, на основе которого формируются
такие качества как товарищество, дружелюбие,
взаимопомощь, соперничество. Педагог
заинтересовывает детей игрой, создает
радостное ожидание новой интересной
игры, вызывает желание играть.
2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую
задачу, правила, действия игры. Педагог
выступает не только как наблюдатель,
но и как равноправный партнер, умеющий
вовремя прийти на помощь, справедливо
оценить поведение детей в игре
3 стадия
В этот период закладываются
основы таких важных качеств как честность,
целеустремленность, настойчивость, способность
переживать горечь неудачи, умение радоваться
не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Роль педагога заключается в оценке детского
творчества при решении игровых задач
[17, с.13].
В младших возрастных группах
дидактические игры рассматриваются в
дошкольной педагогике как обучения детей
сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего
дошкольного возраста предлагаются задания
в виде загадок, предложений, вопросов,
которые не только расширяют и углубляют
знания об окружающем мире, но и развивают
познавательную активность, любознательность,
формируя учебную мотивацию. В этих видах
игр дети усвоив правила и условия могут
играть самостоятельно как на занятиях,
так и вне занятий. Содержание дидактических
игр формирует у детей правильное отношение
к явлениям природы, предметам окружающего
мира, общественной жизни, людям разных
профессий и национальностей, представлений
о трудовой деятельности систематизируя
и углубляя знания, приучая детей мыслить
самостоятельно, использовать самостоятельные
знания в различных условиях в соответствии
с поставленной задачей [9, с.13].