Дидактические игры на сообразительность
ставят перед детьми задачу рационально
использовать имеющиеся знания в мыслительных
операциях:
1. находить характерные
признаки в предметах и явлениях
окружающего мира;
2. сравнивать, группировать,
классифицировать по определенным
признакам, делать правильные выводы,
обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать
речь детей: пополняя и активизируя словарь,
формируя правильное звукопроизношение,
развивая связную речь, умение правильно
выражать свои мысли, составлять самостоятельные
рассказы о предметах, явлениях в природе
и общественной жизни, формируя навыки
пересказа. Такие игры как "Назови одним
словом”, " Назови три предмета” требуют
от детей активного использования родовых,
видовых понятий. Нахождение антонимов,
синонимов, слов сходных по звучанию, главная
задача словесных игр. Если ребенку достается
роль, гида в играх "Путешествия”, то,
он, охотно рассказывая и объясняя - развивает
у себя монологическую речь [13, с.113].
В процессе многих игр развитие
мышления и речи осуществляется в неразрывной
связи. Например, в игре "Угадай, что
мы задумали”, необходимо уметь ставить
вопросы, на которые дети отвечают только
двумя словами: "да” или "нет”. Активизируется
речь при общении детей в играх, решении
спорных вопросов, развивая способности
аргументировать свои утверждения, доводы.
В игре у дошкольников формируются
нравственные представления о бережном
отношении к окружающим им предметам,
игрушкам как продуктам труда взрослых,
о нормах поведения, о взаимоотношениях
со сверстниками и взрослыми, о положительных
и отрицательных качествах личности [1,
с.123].
Многие дидактические игры
формируют у детей уважение к трудящемуся
человеку. Например, в игре "Кто построил
этот дом? ” дети узнают о том, что прежде
чем построить дом, архитекторы-проектировщики
работают над чертежом, затем приступают
к делу строители: каменщики, штукатуры,
сантехники, маляры и другие рабочие. Дети
усваивают знания о том, какие машины помогают
людям в строительстве дома. Так у детей
пробуждается познавательный интерес
к людям этих профессий, появляется желание
играть в строительство, домов, железной
дороги и других объектов.
Игра создает положительный
эмоциональный подъем, вызывает хорошее
самочувствие и вместе с тем требует определенного
напряжения нервной системы. Особенно
важны игры с дидактическими игрушками,
в процессе которых развивается и укрепляется
мелкая мускулатура рук, что также благоприятно
сказывается на умственном развитии детей,
на подготовке руки ребенка к письму, к
изобразительной деятельности, т.е. будущему
обучению в школе [1, с.137].
В играх проявляются черты характера
каждого участника, как положительные
- настойчивость, целеустремленность,
честность и другие, так и отрицательные
- эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе
игры одни дети много знают, смело отвечают,
действуют уверенно, другие знают меньше
и держатся несколько в стороне, замкнуто.
Бывает и так, что ребенок знает много,
но не проявляет смекалки, находчивости,
отличается быстротой и гибкостью мышления.
Труднее удается выявить индивидуальные
особенности у детей замкнутых, малоактивных.
Такие дети любят чаще оставаться в роли
наблюдающих за игрой, болельщиков. Они
боятся, что не справятся с игровой задачей.
Нерешительность, неуверенность в себе
преодолевается в игре. Играя вместе с
детьми, воспитатель незаметно дает им
более легкие вопросы и задания. Удачные
решения, следующие одно за другим в разных
играх, вселяют в ребят уверенность в своих
силах и постепенно помогают им преодолеть
стеснительность. В игре воспитателю надо
учитывать индивидуальные особенности
каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются
индивидуальные особенности детей, посредством
этих же игр педагог устраняет нежелательные
проявления в характере своих воспитанников
и развивает необходимые компоненты для
успешного обучения:
интеллектуальный (развитие
умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать
новое);
практический (применять полученные
знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно
сделать следующие выводы:
игра - это мощный стимул и разносторонняя,
сильная мотивация в обучении детей дошкольного
возраста;
в игре активизируются все психические
процессы, она позволяет гармонично объединить
эмоциональное и рациональное обучение
дошкольников;
игра способствует вовлечению
каждого в активную работу;
игра позволяет расширить границы
жизни ребенка, который может представить
себя по чужому рассказу то, чего в его
непосредственном опыте не было;
в игре происходит внутреннее
раскрепощение: когда исчезает робость
и возникает ощущение "я тоже могу”;
игра позволяет гармонизировать
и демократизировать отношения между
педагогом и ребенком;
дидактическая игра является
средством развития познавательной активности
детей дошкольного возраста, формируя
ее компоненты, необходимые для овладения
учебной деятельностью (интеллектуальный,
мотивационный и практический) [22, с. 62].
Таким образом, игра как средство
развития познавательных процессов детей
дошкольного возраста содержит в себе
большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные
процессы (мышление, внимание, память,
воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность
детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам,
развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Вывод по второй
главе
Игра - первая деятельность,
которой принадлежит большая роль в формировании
личности. В играх дети отражают накопленный
опыт, углубляют, закрепляют своё представление
об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок,
как и взрослый, познаёт мир в процессе
деятельности. Занятие играми обогащают
участников новыми ощущениями, представлениями
и понятиями. Игры расширяют круг представлений,
развивают наблюдательность, сообразительность,
умение анализировать, сопоставлять и
обобщать виденное, на основе чего делать
выводы из наблюдаемых явлений в окружающей
среде.
Игра является незаменимым
средством пополнения ребенком знаний
и представлений об окружающем мире, развития
мышления, ценных морально-волевых и физических
качеств. В формировании разносторонне
развитой личности ребенка играм отводится
важнейшее место.
Игра как средство развития
познавательных процессов детей старшего
дошкольного возраста содержит в себе
большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные
процессы (мышление, внимание, память,
воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность
детей старшего дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам,
развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Заключение
В психологии познание является
термином, обозначающим человеческую
способность думать, вспоминать и предвидеть.
Процесс человеческого познания подразделяется
на ряд стадий изменения поступающей информации
- от восприятия до практического действия.
В современной психологии принято выделять
две группы познавательных процессов
- специфические и неспецифические.
Специфические или собственно
познавательные - это чувственные процессы
(ощущения, восприятия) и рациональные
процессы (понятия, суждения и др.). На основе
этих процессов, которые осуществляются
с помощью органов чувств и мозга, формируются
знания субъекта о мире и о себе.
Среди специфических процессов
обычно рассматриваются:
Ощущения - процесс первичной
обработки информации на уровне отдельных
свойств предметов и явлений; они являются
продуктом работы пяти органов чувств
- зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
Восприятия - результат обработки
информации более высокого уровня, в котором
суммируются данные отдельных органов
чувств и на этой основе создается целостный
образ предмета, явления, человека.
Мышление - высший уровень отражения
действительности, свойственный только
человеку, результатом которого является
обобщенное знание объективной реальности,
выявление наиболее существенных признаков
предметов и явлений. Основными инструментами
мышления выступают: понятия, суждения
и умозаключения.
Неспецифические или универсальные
познавательные процессы - это такие процессы,
как память, внимание, воображение, воля.
Их называют также "сквозными", так
как они обеспечивают не только познавательные,
но и все другие психические и поведенческие
процессы. Универсальные процессы обеспечивают
не только познавательную деятельность,
но и предметно - практическую активность
каждой личности, сообщая ей своеобразие,
уникальность.
Важное значение в психическом
развитии дошкольника имеет игра. Игра
даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной
форме познакомиться с широким кругом
явлений окружающей действительности,
активно воспроизвести их в своих действиях.
Отображая в своих играх жизнь окружающих
людей, их различные поступки и различные
виды их трудовой деятельности, дети получают
возможность более глубоко понять, более
глубоко прочувствовать окружающее. Правильное
понимание изображаемых событий, правильное
выполнение соответствующих действий
получают в игре постоянное, систематическое
подкрепление благодаря одобрению детского
коллектива достижению соответствующего
игрового результата, положительной оценке
воспитателя. Всё это создаёт благоприятные
условия для образования и закрепления
у детей новых временных связей. Руководя
детскими играми, обогащая их содержание,
организуя играющих детей, воспитатель
расширяет опыт ребёнка, формирует у него
новые психические качества.
Ведущим видом деятельности
является дидактическая, сюжетно-ролевая
игра, игра с правилами. В игре они отражают
не только действия и операции с предметами,
но и взаимоотношения между людьми. Основные
изменения в деятельности, сознании и
личности ребенка старшего дошкольного
возраста заключается в появлении произвольности
психических процессов способность целенаправленно
управлять своим поведением и психическими
процессами восприятием, вниманием, памятью
и др. У ребёнка старшего дошкольного возраста
происходит изменение в представлении
о себе, его образе "Я".
Игра первая деятельность,
которой принадлежит большая роль в формировании
личности. В играх дети отражают накопленный
опыт, углубляют, закрепляют своё представление
об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок,
как и взрослый, познаёт мир в процессе
деятельности. Занятие играми обогащают
участников новыми ощущениями, представлениями
и понятиями. Игры расширяют круг представлений,
развивают наблюдательность, сообразительность,
умение анализировать, сопоставлять и
обобщать виденное, на основе чего делать
выводы из наблюдаемых явлений в окружающей
среде.
Игра является незаменимым
средством пополнения ребенком знаний
и представлений об окружающем мире, развития
мышления, ценных морально-волевых и физических
качеств. В формировании разносторонне
развитой личности ребенка играм отводится
важнейшее место.
Игра как средство развития
познавательных процессов детей старшего
дошкольного возраста содержит в себе
большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные
процессы (мышление, внимание, память,
воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность
детей старшего дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные
ситуации;
учит их действовать по правилам,
развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной
психологии.М. 2009.
2. Асеев В.Т. Возрастная психология:
Учебное пособие. - Иркутск, 2009.
3. Афонина И.Н., Барсукова Л.С., Соколова
Т.Н. Схемы и таблицы по психологии и педагогике:
учебно-педагогическое пособие по специальности
"Дошкольное образование".М. 2010.
4. Берн Э. За пределами игр
и сценариев пер. с англ. Герасимчик
Ю.И. 2-е изд. - Минск 2008. - 451 с.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства
дидактических игр. - М. 2009. - 152 с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания
и обучения в детском саду
Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез,
2007. - 240 с.
7. Васильков Г.А., Василькова В.Г.
От игры - к спорту. - М. 2009. - 199 с.
8. Введение в психологию / Под ред.
А.В. Петровского. - М., 2006.
9. Возрастная и педагогическая
психология / Под ред. А.В. Петровского.
- М., 2009.
10. Возрастная и педагогическая
психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина
и др. - М., 2009.
11. Доронина М.А. Дошкольная педагогика.
- 2007. - №4. - С. 10-14.
12. Дубровина И.В. и др. Психология:
Учебник для студ. сред. пед. учеб.
заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова,
А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной.
- 2-е изд., стереотип - М.: Издательский центр
"Академия", 2012. - С.5-12.
13. Емельянова М.Н. Подвижные игры
как средство формирования самооценки
/ М.Н. Емельянова Ребенок в детском
саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
14. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной
авторской программе "Театр физического
воспитания и оздоровления детей дошкольного
и младшего школьного возраста". - М.:
ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 155 с.
15. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра
и её роль в развитии ребенка
дошкольного возраста. - М., 2008.258с.
16. Коломенский Я.Л. Основы психологии:
учеб. для уч-ся стар. классов и студ. первых
курсов вузов. "Издательство АСТ",
2007. - 300с.
17. Люблинская А.А. Детская псмхология.
- М., 2009.
18. Мухина В.С. Детская психология.
- М., 2008.
19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. - М., 2013.