Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить возможности игры в младшем школьном возрасте в процессе обучения.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников;
Предмет исследования: игра, обеспечивающая формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения;
Задачи исследования:
1) выявить сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников;
2) обосновать значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников;
3) выявит значение игры на формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения…………………………………..4
Сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения………………………………………………4
Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников………………………………………………………………………13
Глава 2. Практика применения игры для развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения
2.1 Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
2.2 Рекомендации для учителей по формированию познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………..….....3

Глава 1. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у младших  школьников в процессе обучения…………………………………..4

    1. Сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения………………………………………………4
    2. Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников………………………………………………………………………13

Глава 2. Практика применения игры для развития познавательного  интереса младших школьников в процессе обучения

2.1 Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

2.2 Рекомендации для учителей по формированию познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения

Заключение

Библиографический список

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Актуальность темы: Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся очень актуальна. Когда первоклассник приходит в школу, значительно меняется образ его жизни. Он попадает в новую атмосферу, в которой ему нужно много узнавать и запоминать, ему приходиться сидеть на одном месте. И чтобы сформировать познавательный интерес детей, учителя включают так знакомую им игру в процесс обучения. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Проблема:  Каковы возможности игры в формировании познавательного интереса младших школьников?

Тема исследования: игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников в обучении.

Цель работы: выявить возможности игры в младшем школьном возрасте в процессе обучения.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников;

Предмет исследования: игра, обеспечивающая формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения;

Задачи исследования:

1) выявить сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников;

2) обосновать  значение игры  в формировании познавательного интереса у младших школьников;

3) выявит значение игры на формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

4) разработать рекомендации для учителей по активизации познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ д. Городище, Немского района, Кировской области;

Методы исследования: наблюдение, беседа, изучение научно-методического материала, научных статей, интернет порталов, анкетирование.

Глава 1:

 Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.

    1. Сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.

Интерес - 1. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.  2. Занимательность, значительность. 3. Нужды, потребности. 4. Выгода, корысть (разг.). [http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=10008. Толковый словарь Ожегова]

Интерес выступает как:

  1. избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;
  2. тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
  3. мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психологические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
  4. особое, избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам

 

Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Познавательный интерес— это средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать.

[http://gouspc.ucoz.org/publ/obzornye_stati/chto_takoe_poznavatelnyj_interes/1-1-0-18]

«Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности.[ Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 10, 2009, 19. 111.] «Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отразить в сознании сущностные стороны, причинно – следственные связи, закономерности, противоречивость.» [Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 1988.  21. 203]

Ценность познавательного  интереса для развития личности учащегося  состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области  под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию,  жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблем формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.[Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» № 7, 2009, 26 – 27. 128]

«Исследования, посвященные вопросам познавательного интереса, основаны на личностно - деятельностном подходе и раскрывают ряд важнейших особенностей этого феномена.

1. Его носителем может  быть только человек.

2. Его проявления направлены  на различные сферы человеческой  деятельности.

3. Он не является  имманентно присущим человеку  от рождения, а формируется в социальных условиях его существования.

4. Интересы можно и,  более того, необходимо формировать.» [http://www.school2100.ru/upload/iblock/737/7374203575fef297210bb80e89a2170a.pdf]

К компонентам познавательного  интереса относятся:

  • Волевой компонент, который связан с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его познавательный интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к обучению.
  • Эмоциональный компонент, который выражается в удовлетворении интересов школьника к обучению, его ходу и результату.
  • Поведенческий компонент. Под влиянием познавательного интереса у ребенка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он постоянно ищет сам, обучаясь.

 

             Функции познавательного интереса:

1)информативно-фиксирующую, обусловленную тем, что в познавательном интересе проявляется отношение к основным понятиям, раскрывающим сущность объекта интереса;

2)систематизирующую и  мировоззренческую, обеспечивающие  участие интереса в формировании  системы знаний об учебном  предмете, убеждений, социальной позиции личности;

3)побудительную, определяющую  динамику деятельности, эмоциональное  отношение к ней, силу и действенность;

4)избирательную, способствующую  избранию новых способов деятельности, формированию отношения ученика к познавательной деятельности в обучении;

5)оценочную, обеспечивающую  адекватную самооценку в деятельности;

6)ориентирующую, мотивационно-прогностическую,  отражающие тот факт, что влияние  познавательного интереса как  личностного образования, распространяется и на уровень подсознания, где он определяет направленность волевых усилий, внимания, интеллекта, и на уровень сознания, где происходит определение наиболее важных объектов предстоящей деятельности (с точки зрения ученика), своего отношения к ним; при этом обусловливаются не только мотивы поведения настоящей, но и будущей деятельности.

[http://borytko.nm.ru/papers/subject3/karyakin.htm]

«Интерес как явление изучается  рядом наук. В психолого – педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской

жизни, поскольку, по выражению Л.С. Выготского, лежат в основе всего

культурного и психического развития ребенка. Интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию. Он обусловливает такой характер отражения объективной действительности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам.»

[http://www.school2100.ru/upload/iblock/737/7374203575fef297210bb80e89a2170a.pdf]

«В школе основной деятельностью становиться познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения.» [ Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.1988. 13. 203]

В основе развития познавательного  интереса лежат психологические  механизмы:

  • внимание – сосредоточенности деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.) [Общая психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского.2005. 102. 250]
  • память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [Общая психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского.2005. 160. 250]
  • воображение – 1) построение образа средств и конечного результата предметной области субъекта; 2) создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) создание образов, соответствующих описанию объекта. [Общая психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского.2005. 104. 250]

 «Познавательный интерес  представляет собой сплав важнейших  для развития личности психологических  процессов. В интеллектуальной  деятельности, протекающей под влиянием  познавательного интереса, проявляется:

  • активный поиск,
  • догадка,
  • исследовательский подход,
  • готовности к решению задач.

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

  • эмоции удивления,
  • чувство ожидания нового,
  • чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.»[ Г.И. Щукина Проблема познавательного интереса в педагогике, 1971, 12, 341]

В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются  очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.

Познавательный интерес – сложное, многозначное явления, которые можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, он выступает как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данное понятие является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьника. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса, а, следовательно, условия, влияющие на их формирование также могут делиться на внутренние и внешние.

Информация о работе Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников