Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить возможности игры в младшем школьном возрасте в процессе обучения.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников;
Предмет исследования: игра, обеспечивающая формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения;
Задачи исследования:
1) выявить сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников;
2) обосновать значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников;
3) выявит значение игры на формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения…………………………………..4
Сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения………………………………………………4
Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников………………………………………………………………………13
Глава 2. Практика применения игры для развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения
2.1 Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
2.2 Рекомендации для учителей по формированию познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Проблема развития познавательного интереса младших школьников не имеет однозначного решения, по причине ее многофакторности. [Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие. Ред. Смирнов С. А. 1988 с.186. 456с ].

«Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам.» [Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.35. 203 ]

«В учебно–познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированных знаний и опыт их приобретения невелики.» [Г.И. Щукина. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. 36. 203 ] «Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в

младших классах –  один из важнейших факторов успешности учения,

причем не только в начальной, но и в основной школе. Все усилия педагога

сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено

на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждений.»[http://www.school2100.ru/upload/iblock/737/7374203575fef297210bb80e89a2170a.pdf]

 

«К переходу из начальной  школы в среднее звено изменяется отношение к учебной деятельности. Сначала у первоклассника формируется  интерес к самому процессу учебной деятельности. Затем формируется интерес к результатам своего труда. После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретения знания. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.»[Л.Ф. Тихомирова, А. В. Басов. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. 1995. 123 стр. 235]

Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей  выделяем  следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности: 
Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.  
Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.  
Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.  
Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.

 Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.[ http://festival.1september.ru/articles/521203/]

 

Таким образом, из всего  вышесказанного можно сделать следующий  вывод. От организации учебной работы прямо зависит развитие познавательных интересов. Учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников. Важно соблюдать для развития познавательных интересов следующий принцип: чем младше учащиеся, тем большую роль должно играть активное действование и тем нагляднее должно быть обучение. Важно помнить, что развитие идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов для младшего школьного возраста является использование игры, о возможностях которой пойдет речь в следующем параграфе.

 

1.2. Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников

В качестве приема, активизирующего познавательный интерес и мыслительную деятельность, особенно в начальных классах используют игру. Игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Детям легче воспринимать информацию на занятиях в неформальной  обстановке. Игра создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношения взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

Игра – средство познания действительности. Она рассматривается как: 1) особое отношение личности к окружающему  миру; 2) особая деятельность ребенка, которая  изменяется и развертывается как его субъективная деятельность; 3) социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); 4) особое содержание усвоения; 5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка; 6) социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

 Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

 Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B]

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств  и состояний личности учащихся, поэтому  она является одним из эффективных методов обучения в I классе и приемом работы в последующих классах.

Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических  игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьника бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития познавательных интересов.

Использование дидактических  игр в качестве средств обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы  приемы – это наиболее адекватный путь включения школьников в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее первоклассников идет медленно;
  3. наличие возрастных особенностей учащихся, связанных с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления и влияния дидактических игр на развитие у учащихся этих психических процессов;
  4. недостаточная сформиованность познавательной мотивации, несоответствие мотивов и содержания учебной деятельности, сложности адаптации при поступлении в школу.

 Дидактическая игра  во многом способствует преодолению  указанных трудностей.

Выделяют следующие структурные  составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • подведение итогов, результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Дидактическая игра кроме познавательных задач имеет собственно игровые задачи, через реализацию которых и достигается основная цель обучения. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – это основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и отношению к играющим. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ученика, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности и поведением учащихся. Правила влияют на решение дидактической задачи: незаметно ограничивают действия школьников, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение  итогов осуществляется сразу по окончании  игры. Это может быть подсчет очков, выявление учеников, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого учащегося, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все  элементы, так как  именно с их помощью решаются дидактические  задачи.

Для организации и  проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

  • наличие у учителя определенных знаний о дидактических играх, умений для их проведения;
  • выразительность проведения игры;
  • включение педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

игры с предметами (игрушками, природным материалом)

настольно-печатные;

словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Ценность этих игр  в том, что с их помощью ученики  знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнения, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения новыми знаниями о предметной среде знания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что важно для развития отвлеченного, логического мышления.

К настольно-печатным играм относят парные картинки, различные виды лото, домино, при использовании которых решаются различные развивающие задачи. Например, в ходе подбора картинок по общему признаку формируется умение осуществлять классификацию. Здесь от учеников требуются умения обобщать, устанавливать связь между предметами.

Соединение разрезных  картинок направлено на развитие умения составлять целое из отдельных частей, а описание, рассказ по картинке с показом действий, движений нацелено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх школьники учатся (опираясь на имеющиеся представления о предметах) использовать приобретенные ранее знания в ходе установленных новых связей или в новых обстоятельствах. Учащиеся самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают предметы по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным сходствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.[Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная школа» № 11, 2009. 3-5.112]

Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, нами выделены общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников: а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов; б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности; в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий; г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры [Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.-.с.140 С.456].

Информация о работе Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников