Игровая активность дошкольников и их статус в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Динамические изменения в системе общественных отношений, переход от индустриального к информационному обществу, в котором интеллектуальный диалог и общение занимают все более значимое место, требуют поиска новых концепций развития системы образования в России. Обновление российского образования должно происходить с учетом мировых тенденций его развития, а также под более широким углом зрения на образование как становление человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………….....3
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…..….5
1. 2. Игровая активность дошкольников и ее связь со статусом ребенка в группе……………………………………………………………………………12
Вывод по первой главе………………………………………………………….19
1. Глава 2 Организация, методы и результаты исследования игровой активности дошкольников и их статусного положения в группе
2. 2.1. Организация и методы исследования…………………….…………20
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………23
Вывод по второй главе…………………………………………….……….31
3. Заключение…..………………………………………………………..……33
Список литературы……………………………………………….………35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа попед пси.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

Сворачивание игры в дошкольном возрасте отражается на общем психическом  и личностном развитии детей. Преимущество игры перед любой другой детской  деятельностью заключается в  том, что она, оставаясь максимально  свободной и привлекательной  для ребенка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит его добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что  они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. В  развитой форме игры дети сами хотят  действовать в соответствии с  принятыми правилами. [7,  с. 52]

1. 2. Игровая активность  дошкольников и ее связь со  статусом ребенка в группе         

Каждый ребенок занимает в группе сверстников определенное положение -  статус, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д. [7,  с. 61]   

Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения  по поводу игры, так как именно здесь  складываются и реально проявляются  усвоенные нормы и правила  поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.   

К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения  в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. А.С. Залужный дал классификацию  социального взаимодействия и взаимоотношений  детей и указал на существование  трудностей в них. Детьми дошкольного  возраста специально занимался В.Н. Мясищев, один из методологов исследований "трудного" детства. Подчеркивая, что личность формируется в коллективе, он утверждал, что ее развитие и воспитание - вопрос организации взаимоотношений  с коллективом. [20,  с. 97]   

Особенно яркую страницу в историю изучения проблемы вписал Л.С. Выготский. Он отмечал, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, так как человек дает на те или иные воздействия среды специфически свои, индивидуальные реакции. Специфические реакции на однотипные воздействия среды будут зависеть прежде всего от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Воздействия среды, писал Л.С. Выготский, сами меняются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психические свойства ребенка они преломляются.   

Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение  в работе А.И. Анжаровой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторые трудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, в основе которой, по мнению А.И. Анжаровой, лежат глубокие нарушения процесса общения  и в соответствии с этим низкий статус дошкоольника. Предмет исследования Т.Н. Счастной - детская непопулярность. Необходимость ее коррекции автор связывает с важностью для развития ребенка потребности в признании, которая в условиях непопулярности фрустрируется. [10,  с. 77] 

      В процессе игровой деятельности дошкольники занимают определенное статусное положение, в соответствии  с которой протекает их игровая активность.

Особенно ярко желание  занять определенный статус проявляются  в поведении детей с авторитарными  мотивами, в частности, стремящихся  к абсолютному утверждению в  игре на первых ролях. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку  удается утвердить свое положение  ведущего.   

Авторитарный ведущий - ребенок, строящий руководство игрой на принципах  господства-подчинения. Активно стремясь к игре, такой ребенок в действительности движим лишь потребностью в самоутверждении. Общая формула мотивации детской  игры - "не выиграть, а играть" - здесь оказывается искаженной: не играть, а выиграть, отстоять свое место  главного. Именно поэтому они предпочитают объединяться с малоинициативными, конформными детьми группы, добровольно  принимающими второстепенные роли, совместная игра перестает привлекать их, если нет возможности "диктаторствовать". Следовательно, данный ребенок  наиболее активно проявляет себя  в игре, пассивное положение ему чуждо. [26,  с. 102]   

Недоброжелательно относясь к партнерам по игре, авторитарный ведущий испытывает положительное  эмоциональное самочувствие: общаясь  преимущественно с конформными  детьми, он постоянно утверждается в эгоистических стремлениях. Об удовлетворенности его положением в таких случаях свидетельствуют  высокая самооценка и уровень  притязаний ребенка, "деловой вид", сам тон, каким разговаривает  он с партнерами по игре, общая жизнерадостность и активность. Таким образом, никаких  внутренних противоречий - стремление подавлять других вполне соответствует  нравственным чувствам и убеждениям такого ребенка: он лучше других, так  как он - командир. Однако подобное внутреннее "благополучие" имеет в известном  смысле безнравственный характер, так  как в основе его лежит стремление подавлять других. [26,  с. 123]   

Поскольку с таким ведущим, как правило, играют дети, добровольно  соглашающиеся на "вторые" роли, подобные объединения выглядят внешне вполне благоприятно. Но результаты исследования позволяют говорить о существовании  глубокого психологического конфликта  в сфере межличностных отношений  детей. О нем свидетельствуют  отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным  навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть на протяжении нескольких лет. [26,  с. 134]   

Наличие двух столь противоречивых планов детских отношений при  авторитарном типе руководства игрой: одного - внешнего, благополучного, другого - глубоко конфликтного - представляет серьезную опасность как для развития личности ведущего, так и его партнеров.       

Блокирование потребности   в игре, как правило, искажает личностное развитие ребенка, с одной стороны, способствует появлению нежелательных черт поведения: неуверенности в себе, недоверчивости к сверстникам, обидчивости, грубости, вплоть до элементов агрессивного поведения, с другой - отрицательно сказывается на деятельности ребенка, резко снижая его игровую активность   и активность  на занятиях при объективном владении им необходимыми знаниями.

При дефиците удовлетворенности  ведущей потребности ребенка  существенно нарушается и развитие самосознания, резко снижается уверенность  в себе, в своих возможностях, уменьшается самоуважение. В результате тормозится процесс саморегуляции ребенка и, таким образом, его личностного творчества, в том смысле, который вкладывает в это понятие Л.И. Анцыферова. Чрезвычайно существенным в этой связи оказывается наличие гармонии между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре, а также между ведущими потребностями ребенка и сверстников. [19,  с. 135]

Рассмотрим, как  складывается статус дошкольника в группе,  соответствии с его игровой активностью. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, у которого недостаточная сформированность игровых навыков сочетается с незнанием положительных способов сотрудничества, так как он постоянно вмешивается в игры, мешает их проведению, невольно разрушает созданные детьми постройки, следовательно и уровень его игровой активности невысок. Ребенок также не менее активно отвергается сверстниками, приобретая статус «отверженного», при неадекватном владении им способами сотрудничества, встречающимися, с одной стороны, у излишне подвижных, не умеющих управлять своим поведением детей, хотя и владеющих игровыми навыками и положительными способами сотрудничества. С другой стороны, это медлительные дети, не умеющие развивать необходимый в игре динамизм действий, вследствие чего сверстники в буквальном смысле слова убегают от них, несмотря на умение таких детей играть и доброжелательное отношение к партнерам. [19,  с. 141]   

Лишенные возможности  полноправно участвовать в играх (дети имеющий статус «отверженных»  в группе), такие дети не могут  удовлетворить и собственную  острую потребность в совместной игре, что приводит в конце концов к глубокому психологическому конфликту со сверстниками.   

Порождая конфликтную  ситуацию между ребенком и сверстниками, несформированность игровых навыков и низкая игровая активность обнаруживается в игровом взаимодействии детей и ведет к рассогласованию (противоречию) между требованиями партнеров и объективными возможностями ребенка в игре. Причину такой операциональной неготовности к детскому саду следует искать в семье: ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми, и ни острое стремление к игре и общению, ни его положительные личностные качества, ни наблюдаемое в отдельных случаях умение интересно рассказывать не компенсируют для сверстников его основного дефекта. Однако, как показывают наблюдения, неуспех в игре, невозможность стать ее полноправным участником длительное время не снижают действенного, активного характера самой потребности. [7,  с. 99]   

Со второй половины среднего дошкольного возраста начинают возникать  детские жалобы на то, что "не берут  играть", которые отражают ущемленность существенной для ребенка потребности. Это - первый симптом осознания собственного неблагополучия, невозможности стать полноправным участником игры. Именно в данный период возникают случаи отказа посещать детский сад, сопровождаемые заметным снижением активности  в игре и в завязывании контактов, постепенным отходом от сверстников, понижением настроения. [7,  с. 1о4]   

Осознание неблагополучия в  игре, в столь важном для дошкольника "деле", вызывает у него глубокие переживания, которые приобретают  особенно острый характер в связи  с высокой эмоциональностью данного  возраста, стремлением получить признание  и одобрение своих достоинств. И не получив его, ребенок всячески стремится защититься от остроконфликтной травмирующей ситуации, все более  замыкаясь в себе, постепенно отходя от сверстников. Однако отношение к  ним остается по-прежнему доброжелательным. Понимание собственного неуспеха в  игре длительное время не меняет личностного  отношения ребенка к детям. [3,  с. 46]

А.Н. Леонтьев отмечает, что  ребенок сам не может выйти  из остро неблагополучной ситуации (непринятие  его в игру), его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии).   

Негативное отношение  сверстников способствует формированию у ребенка неправильного представления  о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Успех в игре столь значим для ребенка данного  возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований  личности - уровня притязаний и связанной  с ним самооценки, к искажению  детского самосознания. [23,  с. 87]   

К возникновению качественных сдвигов в поведении ребенка, в его отношении к детям, к  себе переживания проходят длинный  путь: от импульсивных, неосознанных эмоциональных  реакций до осознанных, глубоких, напряженных  аффективных состояний, искажающих отношение дошкольника к самому себе и в конечном итоге его общую положительную направленность. После возникновения открытого этапа конфликт, став "взаимным", межличностным, продолжает развиваться и обостряться. [22,  с. 66]     

Низкий статус ребенка  проявляется только при совместных игровых действиях ребенка и  сверстников. Подобная ситуация возникает  в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников  и объективными возможностями ребенка  в игре (последние оказываются  ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами  игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта. [7,  с. 74]   

Таким образом, становится очевидной  необходимость исследовать личность ребенка в группе, в той конкретной группе, в которую она включена на данном возрастном этапе развития, в опосредованных деятельностью  межличностных отношениях детей, в  частности в игре. Очевидной становится необходимость изучения этих отношений. Именно через эту плоскость отношений  ребенок наиболее тесно соприкасается  с миром переживаний, ибо без  эмоционального "тепла" межличностных  отношений, без чьей-либо привязанности  в группе он не может быть эмоционально удовлетворен.   

Вывод по первой главе         

На основании теоретического исследования проблемы игровой активности  детей дошкольного возраста и  их статуса  в группе нами сформулированы следующие выводы:

  1. Все важнейшие новообразования дошкольников зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. В содержание ролевой игры -  подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.
  2. Каждый ребенок занимает в игре в группе сверстников определенное положение -  статус, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
  3. Особое значение для развития личности ребенка, повышения его статусного положения, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, его игровая активность, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

 

  1. Глава 2 Организация,  методы и результаты  исследования игровой активности дошкольников и их статусного положения в группе
  2. 2.1. Организация и методы исследования

Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических  и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы  получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Информация о работе Игровая активность дошкольников и их статус в группе