Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа
Динамические изменения в системе общественных отношений, переход от индустриального к информационному обществу, в котором интеллектуальный диалог и общение занимают все более значимое место, требуют поиска новых концепций развития системы образования в России. Обновление российского образования должно происходить с учетом мировых тенденций его развития, а также под более широким углом зрения на образование как становление человека.
Введение…………………………………………………………….....3
Глава І Теоретическое рассмотрение вопроса игровой активности дошкольников и их статуса в группе в возрастной психологии
1. 1. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста…..….5
1. 2. Игровая активность дошкольников и ее связь со статусом ребенка в группе……………………………………………………………………………12
Вывод по первой главе………………………………………………………….19
1. Глава 2 Организация, методы и результаты исследования игровой активности дошкольников и их статусного положения в группе
2. 2.1. Организация и методы исследования…………………….…………20
2.2. Анализ и результаты исследования…………………………………23
Вывод по второй главе…………………………………………….……….31
3. Заключение…..………………………………………………………..……33
Список литературы……………………………………………….………35
Основным направлением анализа является качественная и количественная обработка полученных данных. Мотивация испытуемых при участие на диагностических занятиях бала высокой.
Время проведения исследования: декабрь 2005 года, январь и февраль 2006 года.
С целью получения более точных данных исследования нами составлена сводная характеристика испытуемых (приложение № 1).
Рассмотрим их подробнее.
Диагностика игровой активности дошкольников «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.
Проведение исследования:
В процессе наблюдения за свободной
деятельностью детей
При диагностике игровой активности учитывались, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтение ребенком игровой деятельности, во-вторых, уровень овладения сюжетно-ролевой игрой. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной деятельностью группы детей. Интерес ребенка к игре диагностировался по результатам выборов, которые детей дошкольного возраста.[7, с.109,110] По результатам исследования определяется высокий, средний, либо низкий уровень игровой активности.
Диагностирование статусного положения дошкольников Cоциометрический эксперимент: «У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским)
Цель методики: изучение
социометрического статуса
Ход исследования: Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. Детей выводят, за исключением одного, в другое помещение. Дети по - одному входят в группу, а после эксперимента выходят в третье помещение. Затем ребенку предлагаем три картинки и объясняем: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.
В нашем исследование мы изучаем социометрические статусы и по этой причине социометрическую матрицу заполнять не будем. Диагностические показатели методики социометрического статуса ребенка в системе межличностных отношений.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий: 1 – «звезды» : 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. [9, с. 46]
Метод математической статистики
Критерий Спирмена предназначен для определения силы и направления корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков. В нашей работе это уровень игровой активности и статус дошкольников в группе. Ограничения, применения критерия 5<n<40.
Мы рассматриваем результаты исследования по первому признаку ( социометрический статус), в соответствии с именами испытуемых и по второму признаку (уровень игровой активности). Далее результаты исследования ранжируются, по двум признакам, приписывая первый ранг наименьшему значению. Разность между рангами каждого испытуемого учитываются: d = r1 - r2 ; Значение разности рангов возводятся в квадрат. Данные значения суммируются и результат подставляется в формулу : r s = 1- (6* ∑ d2/( n*(n 2-1))), где n= 20, объем выборки,
Для данного n = 20 , по таблице мы определили критические значения критерия: r 0,05=0, 45 ; r 0,01=0,57 . [1, с. 64]
2.2. Анализ и результаты исследования
Результаты исследования игровой активности
«Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.
В процессе наблюдения за свободной
деятельностью детей
Результаты мотивационных предпочтений дошкольников
таблица 1
Мотивационные предпочтения |
Количество испытуемых, в % |
Игровая ситуация |
80 |
Учебная ситуация |
20 |
Исследование мотивационных предпочтений детей (таблица 1) показало, что в большинстве случаев (80%) дети выбирают игровую ситуацию. Мотивация учения и учебных занятий представлена весьма слабо. По-видимому, это связано с тем, что учебные занятия используются в режиме детского сада слишком часто и в не адекватной для дошкольников форме, а потому теряют свою привлекательность. Вместе с тем интерес к игре является совершенно естественным для детей данного возраста. Именно в этой деятельности закладываются те возможности и способности, которые в дальнейшем становятся качествами личности ребенка.
Результаты изучения свободной деятельности дошкольников
таблица 2
Свободная деятельность |
Количество испытуемых, в% |
Демонстрация предметных действий |
60 |
Демонстрация ролевой игры |
40 |
Наблюдение за свободной деятельностью дошкольников показало (таблица 2), что большая часть дошкольников (60%) не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и др. Только 40% дошкольников демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся на них подробнее.
Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. (такие игры наблюдались в 40% случаев). Сюда же входят варианты игры «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши»(40%), «Охотники за привидениями» (20%). В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.
Результаты исследования выполнения в игре ролевых действий
таблица 3
Выполнение ролевых действий |
Количество испытуемых, в% |
Выполняют роли |
70 |
Не всегда выполняют правила |
20 |
Не выполняют правила |
10 |
Результаты исследования ролевых действий (таблица 3)следующие: Многие дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20% детей выделяют правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность (10%), т.е. делают то, что по роли делать нельзя. Не все дети умеют пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что дети не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.
Индивидуальные результаты исследования игровой активности дошкольников
таблица 4
Обозначения испытуемых |
Выполнение ролевых действий |
Свободная деятельность |
Мотивационные предпочтения |
Показатель игровой активности |
Д |
1 |
2 |
1 |
4 |
А |
1 |
1 |
0 |
2 |
Т |
1 |
2 |
1 |
4 |
Б |
1 |
2 |
1 |
4 |
Ф |
1 |
2 |
1 |
4 |
С |
1 |
2 |
1 |
4 |
В |
1 |
2 |
0 |
3 |
Г |
1 |
1 |
0 |
2 |
Ж |
1 |
2 |
1 |
4 |
П |
1 |
2 |
0 |
3 |
Р |
1 |
2 |
1 |
4 |
О |
1 |
1 |
0 |
2 |
Х |
0 |
1 |
0 |
1 |
Н |
1 |
2 |
0 |
3 |
З |
0 |
1 |
0 |
1 |
Ш |
0 |
0 |
0 |
0 |
И |
1 |
2 |
1 |
4 |
Л |
0 |
1 |
0 |
1 |
М |
1 |
2 |
0 |
3 |
К |
1 |
2 |
0 |
3 |
Суммируя изученные нами показатели, результаты игровой активности дошкольников таковы.
Результаты исследования игровой активности дошкольников
таблица 5
Уровень развития |
Количество испытуемых, в % |
Высокий |
35 |
Средний |
40 |
Низкий |
25 |
По данным таблицы 5 игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне (40%), далее следует высокий уровень (35%) и низкий (25%).
Наглядно представляет результаты исследования график 1.
График 1 Результаты исследования игровой активности дошкольников
Таким образом, результаты исследования игровой деятельности отражают высокие притязания и мотивацию дошкольников на игры, но при этом они не всегда знают правила игры и не всегда справляются с игровыми задачами, проявляя при этом достаточно высокий уровень игровой активности.
Результаты исследования социометрического эксперимента
В результате проведенного социометрического исследования в группе детей старшего дошкольного возраста с целью изучения их социометрического статуса мы определили следующие диагностические показатели:
Результаты исследования
статусных категорий
таблица 6
Статусные категории |
Количество испытуемых, в % |
«звезды» |
10 |
«предпочитаемые» |
20 |
«принятые» |
65 |
«не принятые» |
5 |
По результатам таблицы 6 среди дошкольников более выражены статус «принятый» (65%), далее следуют «предпочитаемые», менее выражены «звезды» (10%) и «не принятые» (5%).
График 2 Результаты исследования
статусных категорий
Наглядно представляет результаты исследования статусных категорий среди дошкольников график 2. Индивидуальные результаты исследования отражены в таблице 7.
Индивидуальные результаты исследования статусных категорий дошкольников
таблица 7
Обозначения испытуемых |
Результаты исследования (количество выборов) |
Д |
3 |
А |
1 |
Т |
2 |
Б |
4 |
Ф |
2 |
С |
4 |
В |
2 |
Г |
1 |
Ж |
6 |
П |
2 |
Р |
3 |
О |
1 |
Х |
1 |
Н |
2 |
З |
1 |
Ш |
0 |
И |
5 |
Л |
1 |
М |
2 |
К |
2 |
Мотивация данных статусных выборов у детей была следующая: например дети на вопрос «Почему ты в первую очередь решил(-а) подарить картинку», - ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...», мальчики отвечают: « Она хорошая, нравится.., она красивая...»
Следовательно, у девочек,
в основе мотива выбора находятся
дружеские отношения, а также
проявляется интерес к
При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков.
Таким образом, наличие в группе детей одного ребенка со статусом «не принятого» и преобладающее количество «принятых», может свидетельствовать о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.
Изучая игровую активность дошкольников и их статус в группе необходимо сопоставить результаты исследования по проведенным нами методам (таблицы 8 и 9).
Индивидуальные результаты исследования в сравнение
таблица 8
Обозначения испытуемых |
Результаты исследования |
|
Показатели игровой активности |
«Социометрический статус» | |
Д |
4 |
3 |
А |
2 |
1 |
Т |
4 |
2 |
Б |
4 |
4 |
Ф |
4 |
2 |
С |
4 |
4 |
В |
3 |
2 |
Г |
2 |
1 |
Ж |
4 |
6 |
П |
3 |
2 |
Р |
4 |
3 |
О |
2 |
1 |
Х |
1 |
1 |
Н |
3 |
2 |
З |
1 |
1 |
Ш |
0 |
0 |
И |
4 |
5 |
Л |
1 |
1 |
М |
3 |
2 |
К |
3 |
2 |
Результаты исследования игровой активности и статусных категорий дошкольников в сравнение
таблица 8
Статусные категории |
Показатели игровой активности, в % |
||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
«звезды» |
10 |
- |
- |
«предпочитаемые» |
20 |
- |
- |
«принятые» |
10 |
40 |
15 |
«не принятые» |
- |
- |
10 |
Информация о работе Игровая активность дошкольников и их статус в группе