Как видно из таблицы 8 дошкольникам
со статусом «звезды» характерен высокий
уровень игровой активности, со статусом
«предпочитаемые» также высокий уровень
игровой активности, со статусом «принятые»
более характерен средний уровень игровой
активности (40%), незначительно выражен
высокий и низкий уровни активности, дошкольникам
со статусом «не принятые» характерен
низкий уровень игровой активности. Таким
образом, наблюдается взаимосвязь между
социометрическим статусом и уровнем
игровой активности.
С целью подтверждения
или опровержения выдвинутой гипотезы
исследования представим результаты
исследования в сопоставлении (Приложение
№ 2). Для этого мы применили критерий математической
статистики – критерия ранговой корреляции
r s Спирмена.
При этом корреляция наблюдается
по критерию Спирмена между показателями
игровой активности и социометрическим
статусом r эмп. = 0, 92 при r 0,01 . Значит, наблюдается
корреляция на 1% уровне достоверности.
Следовательно, показатели
уровня игровой активности и статуса
дошкольников в группе коррелируют, что
еще раз подтверждает гипотезу нашего
исследования.
Выводы по второй главе
Результаты эмпирического
исследования вопроса игровой активности
и статусного положения дошкольников
в группе позволяют сформулировать следующие
выводы:
- Методы исследования игровой активности дошкольников на основании наблюдения и методики «Изучение свободной деятельности детей» (методика одномоментных срезов) Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. и статусного положения дошкольников социометрическим методом (разработан Я.Л. Коломинским) можно считать эффективными в изучение исследуемого нами вопроса, поскольку они отвечают возрастным критериям, критериям надежности и валидности.
- Эмпирическое исследование игровой активности состоящей из следующих компонентов: мотивационные предпочтения, свободная деятельность дошкольников, выполнение в игре ролевых действий показало, что игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне, далее следует высокий уровень и низкий.
- Исследование мотивационных предпочтений детей показало, что в большинстве случаев дети выбирают игровую ситуацию. Именно в этой деятельности закладываются те возможности и способности, которые в дальнейшем становятся качествами личности ребенка.
- Наблюдение за свободной деятельностью дошкольников показало, что большая часть дошкольников не играли. Они демонстрировали отдельные предметные действия. Только 40% дошкольников демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Многие дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Лишь 20% детей выделяют правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т.е. делают то, что по роли делать нельзя. Наблюдения показали, что дети не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции, но при этом стараются активно вести себя в игре, проявляя игровую активность.
- Результаты исследования социометрического статуса показали, что среди дошкольников более выражены статус «принятый», далее следуют «предпочитаемые», менее выражены «звезды» и «не принятые».
- При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы заметили тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. У девочек, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.
- В целом, в исследуемой группе большинство детей имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в игре, и не признании сверстниками.
- Сопоставление результатов исследования игровой активности дошкольников и их статуса в группе с применением критерия Спирмена показало наличие корреляции на 1% уроне достоверности.
Заключение
По результатам теоретического
и эмпирического исследования проблемы
игровой активности детей дошкольного
возраста и их статуса в группе нами определено
следующее:
- Вопросами игровой активности и особенностями межличностных отношений, в частности статусного положения в группах дошкольников представлено в работах следующих авторов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожеца, Я.Л. Коломинского, В.Н. Мясищева, А.П. Усовой, А.С. Спиваковской, В.С. Мухиной, Т.Н. Счастной, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной других. Но проблема взаимосвязи игровой активности и статуса в группе относительно дошкольного возраста основательно не раскрыта.
- Каждый ребенок занимает в игре в группе сверстников определенное положение - статус, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности и т.д.
- Низкий статус ребенка проявляется только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует формированию низкого статусного положения ребенка в группе при его низкой игровой активности.
- Эмпирическое исследование игровой активности дошкольников показало, что игровая активность наиболее развита среди дошкольников на среднем уровне, далее следует высокий уровень и низкий.
- Результаты исследования социометрического статуса дошкольников показали, что среди дошкольников более выражены статус «принятый», далее следуют «предпочитаемые», менее выражены «звезды» и «не принятые».
- Сопоставление результатов исследования игровой активности дошкольников и их статуса в группе с применением критерия Спирмена показало наличие корреляции на 1% уровне достоверности.
Следовательно, гипотеза исследования
подтверждена, цель исследования достигнута
и задачи решены.
Список литературы
- Беляева О.А. Математические основы психологии. _ - Бирск, 2001
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
- Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Детская практическая психология / Под.ред. Т.Д. Марцинковской – М., Гардарики, 2003
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под. ред. О.М. Дъяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: 2001 С. 106
- Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. -224с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников: Минск, 1997г.
- Кравцова Е.Е., Нураханова А.А.,Степанова В.В. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. – Кишинев, 1993
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1998.
- Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение,1991г.
- Лисина М.Р. Особенности общение детей со взрослыми// Вопросы психологии. – 1994. - № 4.
- Лисина М.Р. Общение детей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. – 1996. - № 8.
- Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987.
- Мухина В. С. Проблема генеза личности. – М., 1986.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993.
- Овчарова Р. В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогической запущенно