ИГРОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Осыка
Наталья Леонидовна
ИГРОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда широко
осознается ответственность общества
за воспитание подрастающего поколения.
Преобразование общеобразовательной
и профессиональной школы нацеливает
на использование всех возможностей, ресурсов
для повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Далеко не все педагогические
ресурсы используются в сфере воспитания
и развития ребенка. К таким мало используемым
средствам воспитания относится игра.
Игра относится к косвенному методу воздействия:
ребенок не ощущает себя объектом воздействия
взрослого, является полноправным субъектом
деятельности.
Игра – это такое средство,
где воспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана
с развитием личности, а именно в период
её особенно интенсивного развития в детстве,
оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность,
которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании
свойств и обогащении его внутреннего
содержания.
Игра подготавливает детей
к продолжению дела старшего поколения,
формируя, развивая в нем способности
и качества, необходимые для той деятельности,
которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется
воображение, которое заключает в себе
и отлет от действительности, и проникновение
в неё. Способности к преобразованию действительности
в образе и преобразованию её в действии,
её изменению закладываются и подготавливаются
в игровом действии, и в игре прокладывается
путь от чувства к организованному действию
и от действия к чувству. Словом, в игре,
как в фокусе, собираются, в ней проявляются
и через неё формируются все стороны психической
жизни личности в ролях, которые ребенок,
играя, принимает на себя, расширяется,
обогащается, углубляется сама личность
ребенка.
В игре в той или иной мере формируется
свойства, необходимые для учения в школе,
обуславливающие готовность к обучению.
На разных этапах развития детям свойственны
разные игры в закономерном соответствии
с общим характером данного этапа. Участвуя
в развитии ребенка, игра сама развивается.
Огромная роль в развитии и
воспитании ребенка принадлежит игре
– важнейшему виду деятельности. Она является
эффективным средством формирования личности
ребенка, его морально-волевых качеств,
в игре реализуются потребность воздействия
на мир. Игра вызывает существенное изменение
в его психике. Известнейший в нашей стране
педагог А.С. Макаренко так характеризовал
роль детских игр: «Игра имеет важное значение
в жизни ребенка, имеет тоже значение,
какое у взрослого имеет деятельность
работа, служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет в работе. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит, прежде всего,
в игре...». Вопрос о природе и сущности
игры волновал и до сих пор продолжает
привлекать внимание многих исследователей,
таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л.,
Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Советский педагог В.А. Сухомлинский
подчеркивал, что «игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности». Воспитательное
значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии
ребенка, учета его возрастных и индивидуальных
особенностей, от правильного методического
руководства взаимоотношениями детей,
от четкой организации и проведения всевозможных
игр.
Сущность проблемы заключается
во влиянии игры на развитие творческих
способностей детей, личностных качеств.
Игра создает положительный эмоциональный
фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование
игровых приемов и методов, их последовательность
и взаимосвязь будут способствовать в
решении данной проблемы.
Актуальность поднятой проблемы
вызвана потребностью психологов, педагогов,
родителей в совершенствующихся методах
психолого-педагогического воздействия
на формирующуюся личность ребенка с целью
развития интеллектуальных, коммуникативных
и творческих способностей.
Изучив актуальность данной
проблемы, мы выбрали следующую тему, над
которой будем работать: «Игровая деятельность
- как основной фактор развития ребенка».
Определение проблемы и актуальности
темы позволяет сформулировать достаточно
конкретно цель исследования: на основе
анализа теоретической литературы определить
значение игры для психологического развития
ребенка; показать роль игры как важного
средства воспитания.
Объектом исследования является
игровая деятельность ребенка.
Предмет исследования - воздействие
игры на психическое развитие детей подросткового
возраста.
Исходя, из этого можно сформулировать
следующую гипотезу: развитие детей в
процессе игровой деятельности будет
эффективно при условиях:
– систематического использования
игровых методов и приемов в образовательном
процессе;
– учета возрастных и психологических
особенностей детей;
– создание комфортных психолого-педагогических
условий для становления гармонично-развитой
подрастающей личности.
Из поставленной гипотезы вытекают
следующие задачи:
обзор специальной литературы
по данной проблеме;
классифицировать игры по способам
организации.
start="3"
изучить особенности проведения
игры, показать роль игры как основного
фактора развития ребенка.
В исследовании использовались
следующие методы: анализ научной и методической
литературы по проблеме исследования;
целенаправленное наблюдение за процессом
развития детей в ходе игры-тренинга, анализ
проведения игры.
Теоретическая значимость работы
заключается в изучении значения игры
как основного фактора развития ребенка.
Практическая значимость работы
заключается в использовании психологом
тренинга и его влияние на психические
процессы, эмоциональность, творческие
способности, морально-волевые и личностные
качества ребят подросткового возраста.
Данная работа состоит из введения,
двух глав (теоретической и практической),
заключения, списка использованной литературы.
Первая глава посвящена историческим
предпосылкам возникновения игры, характеристикам
основных видов игр и их классификациям,
роли игры в психическом развитии ребёнка
и использованию игр в работе психолога.
Во второй главе рассматриваются
особенности психического развития подростка
и проведение психологического тренинга
для детей подросткового возраста на тему
«ДРУЖБА» в Рыбницкой русской средней
общеобразовательной школе №8.
В заключении подводятся итоги
проведенной работы. Список литературы
содержит перечень использованных в ходе
работы источников.
ГЛАВА I. ИГРА КАК ВЕДУЩИЙ
ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
1.1. Исторические предпосылки
возникновения игры
Игра – великое изобретение
человека; она имеет для его биологического,
социального и духовного развития не меньше,
а, может быть, даже и большее значение,
чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале
отображалась история человечества со
всеми его трагедиями и комедиями, сильными
и слабыми сторонами. Еще в первобытном
обществе существовали игры, изображавшие
войну, охоту, земледельческие работы,
переживания дикарей по поводу смерти
раненого товарища. Игра была связана
с разными видами искусства. Дикари играли
как дети, в игру входили пляски, песни,
элементы драматического и изобразительного
искусства. Иногда играм приписывали магические
действия. С чем связано возникновение
детской игры?
Детство существовало не всегда.
О возникновении детства можно говорить
лишь тогда, когда исчезает возможность
непосредственного включения детей в
производственный труд взрослых. К человеческому
детству, как к особому этапу подготовки
ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись
все большие и большие требования. Чем
выше развитие общества, тем сложнее становится
период подготовки ребенка к взрослой
жизни. Игра возникает в ходе исторического
развития общества в результате изменения
места ребенка в системе общественных
отношений. Она социальна по своему происхождению,
по своей природе [1, с. 28].
Игра не возникает стихийно,
а складывается в процессе воспитания.
Являясь мощным стимулом развития ребенка,
она сама формируется под воздействием
взрослых. В процессе взаимодействия ребенка
с предметным миром, обязательно при участии
взрослого, не сразу, а на определенном
этапе развития этого взаимодействия
и возникает подлинно человеческая детская
игра.
«Игра, игровая деятельность,
один из видов деятельности, характерных
для животных и человека» – отмечается
в Педагогической энциклопедии [19, с. 74].
Понятие «игра» («игрища») в русском языке
встречается еще в Лаврентьевской летописи.
По свидетельству Платона, еще
жрецы Древнего Египта славились конструированием
специальных обучающих и воспитывающих
игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон
в своем «Государстве» этимологически
сближал два слова: «воспитание» и «игра».
Он справедливо утверждал, что обучение
ремеслам и воинскому искусству немыслимо
без игры.
Попытку систематического изучения
игры первым предпринял в конце XIX века
немецкий ученый К. Гросс, считавший, что
в игре происходит предупреждение инстинктов
к будущим условиям борьбы за существование
(«теория предупреждения»). К. Гросс называет
игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл
их именно в том, чтобы стать для детей
школой жизни.
Позицию К. Гросса продолжил
польский педагог, терапевт и писатель
Януш Корчак, который считал, что игра
– это возможность отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной.
В играх заложена генетика прошлого, как
и в народном досуге – песнях, танцах,
фольклоре.
Игра в любую историческую эпоху
привлекала к себе внимание педагогов.
В ней заключена реальная возможность,
воспитывать и обучать ребенка в радости.
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить
способности детей в соответствии с законами
природы и на основе деятельности, стремление
которой присуще всем детям.
Центром педагогической системы
Ф. Фребеля является теория игры. По Фребелю,
детская игра – «зеркало жизни» и «свободное
проявление внутреннего мира. Игра – мостик
от внутреннего мира к природе». Природа
представлялась Фребелю в виде единой
и многообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию
необъятных творческих возможностей человека.
Он отделял учение от игры и считал его
непременной обязанностью школьника.
«Учение, основанное только на интересе,
не дает окрепнуть самообладанию и воле
ученика, так как не все в учении интересно
и придет многое, что надобно будет взять
силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью
волевых усилий при обучении, не будем
снижать и значение игры и интереса.
Игра всегда выступает как бы
в двух временных измерениях: в настоящем
и будущем. С одной стороны, она предоставляет
личности сиюминутную радость, служит
удовлетворению актуальных потребностей.
С другой стороны, игра направлена в будущее,
так как в ней либо прогнозируются или
моделируются жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, умения,
способности, необходимые личности для
выполнения социальных, профессиональных,
творческих функций.
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся
внимательно, какое место занимает игра
в жизни ребенка. Для него игра – это самое
серьезное дело. В игре раскрывается перед
детьми мир, раскрываются творческие способности
личности. Без них нет, и не может быть
полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности» [39, c. 17].
В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная
жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества» [39, c. 24].
Сущность игры заключается
в том, что в ней важен не результат, а сам
процесс, процесс переживаний, связанных
с игровыми действиями. Хотя ситуации
проигрываемые ребенком, воображаемые,
но чувства, переживаемые им, реальны.
«В игре нет людей серьезнее, чем маленькие
дети. Играя, они не только смеются, но
и глубоко переживают, иногда страдают»
[39, с. 29].
Эта специфическая особенность
игры несет в себе большие воспитательные
возможности, так как, управляя содержанием
игры, педагог может программировать определенные
положительные чувства играющих детей.
Большой вклад в теорию игры
внесли Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф.
Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н. Соболева,
О.И. Капица, Г.С. Виноградова. Все эти исследования
относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв.,
ценны, прежде всего, первозданностью
своих материалов, извлеченных из самих
глубин народной жизни, включали в себя
описания только тех игр, которые попали
в поле зрения наблюдателей.
В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются
попытки создания антологий, которые ставили
перед собой задачу ознакомления читателей
со всей массой игр. Лучшей антологией
до сих пор остается книга « Игры народов
СССР » В.Н. Всеволодского-Гернгросса,
В.С.Ковалевой и Е.И.Степановой вышедшей
в 1933 году. Вплоть до 70-х годов был перерыв
в изданиях такого рода. И вот в 70-80 годы
появились такие труды как: «Игры народов
СССР» составители Л.В. Былеева, В.М.Григорьев;
С.К. Якуб «Вспомним забытые игры»; Детские
подвижные игры народов СССР, составитель
А.В. Кенеман и многие другие.
Данные труды антологического
характера содержат фактический материал,
благодаря которому педагоги-воспитатели
умело, организовывали учебно-воспитательную
работу в детских учреждениях.
Можно сказать, что игра – это
метод познания действительности. Он направляется
внутренними силами и позволяет ребенку
в короткие сроки овладеть первоначальными,
но весьма обширными основами человеческой
культуры.
При изучении развития детей,
видно, что в игре эффективнее, чем в других
видах деятельности, развиваются все психические
процессы. Обусловленные игрой изменения
в психике ребенка настолько существенны,
что в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
Д.Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд
на игру как на ведущую деятельность в
дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период.