А.Н. Леонтьев отмечал, что в
игре развиваются новые, прогрессивные
образования и возникает мощный познавательный
мотив, являющийся основой возникновения
стимула к учебе.
Л.С. Выготский заметил у детей
дошкольного возраста появление замысла,
что означает переход к творческой деятельности.
В раннем детстве ребенок идет от действия
к мысли, у дошкольника уже развивающаяся
способность идти от мысли к действию,
воплощать свои замыслы. Это проявляется
во всех видах деятельности, и, прежде
всего в игре. Появление замысла связано
с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается
тем, что ребенок не копирует жизнь, а,
подражая тому, что видит, комбинирует
свои представления. При этом он передает
свое отношение к изображаемому, свои
мысли и чувства. Это роднит игру с искусством,
но ребенок – не актер. Он играет для себя,
а не для зрителей, он не разучивает роль,
а создает ее по ходу игры. Когда ребенок
входит в образ, у него живо работает мысль,
углубляются чувства, он искренне переживает
изображаемые события [12, c. 67].
О творческом характере детской
игры говорят многие деятели искусства.
К.С. Станиславский советовал актерам
учиться у детей, игру которых отличает
«вера и правда». Известный кинорежиссер
Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра
– это всегда мир иллюзий. В этом мире
иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет
своего реального «Я». Скача на лошади
– стуле, ребенок не думает, что стул под
ним – это действительно конь, или стол,
на который он карабкается как на гору,
– гора. В своей игре он похож на актера
(недаром искусство актера называют игрой)…
Итак, детская игра может быть названа
игрой театральной, а иллюзия детской
игры – театральной иллюзией».
Но творчество не появляется
само собой, оно воспитывается, оно развивается
в результате длительной систематической
работы педагогов.
Особый характер имеет замысел
в играх – драматизациях, которые помогают
детям глубже понять идею произведения,
почувствовать его художественную ценность,
способствуют развитию выразительности
речи и движений. У детей 6-7 лет игры –
драматизации часто становятся спектаклем,
который показывается для зрителей. В
этих играх можно видеть, как указывал
Б.М. Теплов «переход от игры к драматическому
искусству, разумеется, еще в зачаточной
форме».
Именно на этом этапе есть возможность
развивать игровое творчество под влиянием
воспитания и обучения, так как его развитие
зависит от приобретения знаний и умений,
от воспитания интересов. Педагог может
заменить индивидуальные особенности
ребенка, проявляющиеся в игре. При этом
наблюдается, что один и тот же ребенок
обнаруживает разный уровень игрового
творчества в зависимости от содержания
игры, выполняемой роли, от взаимоотношений
с товарищами.
Таким образом, человеческая
игра возникает как деятельность, отделившаяся
от продуктивной трудовой деятельности
и представляющая собой воспроизведение
отношений между людьми. Так появляется
игра взрослых, игра как основа будущей
эстетической, изобразительной деятельности.
Если игровые действия по своему
содержанию незначимы для ребенка, то
он может и не войти в игру, в игровое состояние,
а будет лишь механически исполнять роль,
не переживая связанных с ней чувств. Нельзя
человека «насильно» включить в игру,
помимо его воли, как и в процессе творчества.
1.2.Характеристика
основных видов игр и их
классификация
Игровая деятельность – естественная
потребность ребенка, в основе которой
лежит интуитивное подражание взрослым.
Игра необходима для подготовки подрастающего
поколения к труду, она может стать одним
из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности
человека. Она возникает в ответ на общественную
потребность в подготовке подрастающего
поколения к жизни.
Чтобы игры стали подлинным
организатором жизни людей, их активной
деятельности, их интересов и потребностей,
необходимо, чтобы в практике воспитания
было богатство и разнообразие игр. Детская
жизнь может быть интересна и содержательна,
если дети будут иметь возможность играть
в разные игры, постоянно пополнять свой
игровой багаж.
Каждый отдельный вид игры имеет
многочисленные варианты. Дети очень изобретательны.
Они усложняют и упрощают известные игры,
придумывают новые правила и детали. Они
не пассивны по отношению к играм. Это
для них всегда творческая изобретательская
деятельность.
Детские игры за весь период
советской формации не собирались, не
обобщались, значит, не классифицировались.
Прав известный психолог А. Н. Леонтьев,
утверждавший: «… чтобы подойти к анализу
конкретной игровой деятельности ребенка,
нужно встать на путь не формального перечня
тех игр, которые он играет, а проникнуть
в их действительную психологию, в смысл
игры для ребенка. Только тогда развитие
игры выступит для нас в своем истинном
внутреннем содержании».
Наиболее распространенные
теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является
бессознательной подготовкой молодого
организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли
игру простой тратой избыточной энергии,
накапливаемой ребенком. Она не расходуется
на труд и поэтому выражается в игровых
действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную
увлеченность, с которою играют дети, утверждал,
что весь смысл игры заключается в том
удовольствии, которое она доставляет
ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок
побуждается к игре чувством собственной
неполноценности.
Хотя приведенные объяснения
игры кажутся неодинаковыми, однако все
эти авторы утверждают, что в основе игры
лежат инстинктивные, биологические потребности
ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят
к объяснению игры русские и советские
ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев,
П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются
за своеобразие игры как подлинно человеческой
деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко,
а затем многие педагоги и психологи углубили
анализ игры и строго научно объяснили
эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются
следующими особенностями:
1. игра представляет собой форму
активного отражения ребенком окружающей
его жизни людей.
2. отличительной особенностью
игры является и сам способ, которым ребенок
пользуется в этой деятельности
3. игра, как и всякая другая
человеческая деятельность, имеет общественный
характер, поэтому она меняется с изменением
исторических условий жизни людей
4. игра является формой творческого
отражения ребенком действительности.
5. игра есть оперирование знаниями,
средство уточнения и обогащения, путь
упражнений, а значит, и развитие познавательных
и нравственных способностей и сил ребенка.
6. в развернутой форме игра
представляет собой коллективную деятельность
7. разносторонне развивая детей,
сама игра тоже изменяется и развивается.
Игры можно разделить по возрастным
особенностям детей:
1) игры детей дошкольного возраста;
Ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста является игра. Но
если в младшем дошкольном возрасте в
процессе игры ребенок больше внимания
уделяет познанию вещей, их свойств, связей,
то в среднем и старшем дошкольном возрасте
в процессе ролевых игр он поглощен познанием
отношений окружающих людей, что формирует
новые потребности.
Возникая на границе раннего
детства и дошкольного возраста, ролевая
игра интенсивно развивается и достигает
во второй его половине своего высшего
уровня. В игре в качестве опосредующего
звена между ребенком и правилом стоит
роль. Принятие роли существенно облегчает
ребенку выполнение правил.
По содержанию игры детей третьего
и четвертого года жизни разнообразны.
Большое место занимают игры подвижные
(догонялки, прятки), манипулятивные с
предметами (двигающимися предметами
игрушками для катания). Очень любят дети
игры с песком и водой, к четвертому году
жизни дети производят не только неосмысленные
движения со строительным материалом,
но и пытаются что-то конструировать. На
третьем году жизни проявляется стремление
детей к
коллективным играм. Сначала
дети, требуя участников для игры, часто
играют, забывая, что около них находятся
товарищи, а впоследствии уже вся игра
принимает коллективный характер, хотя
строгого распределения ролей нет, и дети
обычно не замечают, что состав играющих
уже имеется.
Интересно отметить, что игра
так сильно связана с фантазией, что дети
предпочитают простые и грубые игрушки
дорогим и роскошным, не оставляющим никакой
работы для воображения и требующим высшей
осторожности в обращении с ними.
В среднем дошкольном возрасте
у детей начинает преобладать творчески
сюжетная игра, причем, как сюжеты, или
темы этих игр, так и их содержание (действие,
раскрывающее сюжет) становятся все более
разнообразными, воспроизводящими явления
бытовые, производственные, общественной
жизни, а также материал сказок и рассказов.
К 6-7 годам, благодаря накоплению
жизненного опыта, развитию новых и относительно
более устойчивых интересов, воображения
и мышления, игры детей становятся более
содержательными и усложняются по своей
форме.
Часто сюжетами детей служат
события школьной жизни, то есть игра «в
школу», являясь близкой перспективой
старших дошкольников.
Старшие дошкольники в значительно
большей степени, чем младшие, допускают
всякого рода условности в игре, заменяют
одни предметы другими, дают им вымышленные
названия, изменяют порядок изображаемых
действий и т.д. И все же, ведущим видом
деятельности дошкольника является игра.
Сущность игры, как ведущей
деятельности, состоит в том, что дети
отражают в игре различные стороны жизни,
особенности деятельности и взаимоотношений
взрослых, приобретают и уточняют свои
знания об окружающей деятельности.
В игровом коллективе у детей
появляется потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, складываются
нормы нравственного поведения. В игре
дети активны, они творчески преобразуют
то, что им было воспринято ранее, свободнее
и лучше управляют своим поведением. Таким
образом, ролевая игра оказывает большое
влияние на формирование личности ребенка.
Отметим наиболее характерные черты игры
старших дошкольников.
Дети обычно договариваются
о ролях, а затем развертывают сюжет игры
по определенному плану, воссоздавая объективную
ломку событий в определенной последовательности.
Каждое действие, производимое ребенком,
имеет свое логическое продолжение в другом,
сменяющем его действии. Вещи, игрушки
и обстановка получают определенные игровые
значения, которые сохраняются на протяжении
всей игры. Дети играют вместе, и действия
одного ребенка связаны с действиями другого.
Разыгрывание роли заполняет
всю игру. Для детей является важным выполнение
всех требований, связанных с ролью, и
они подчиняют этим требованиям все свои
игровые действия.
Нигде поведение ребенка не
бывает так регламентировано правилами,
как в игре, и нигде оно не принимает такой
свободной нравственно-воспитательной
формы.
Ребенок подчиняется правилу
не потому, что ему грозит наказание, но
только потому, что соблюдение правила
сулит ему внутреннее удовлетворение
игрою.
2) игры детей младшего школьного
возраста;
В возрасте 6-7 лет у ребенка
наступает период смены ведущего типа
деятельности – переход от игры к направленному
учению (у Д.Б. Эльконина –«кризис 7 лет»).
Поэтому при организации режима дня и
учебной деятельности младших школьников
необходимо создать условия, способствующие
гибкому переходу от одного ведущего типа
деятельности к другому. Решая эту проблему,
можно прибегнуть к широкому использованию
игры в учебном процессе (познавательные
и дидактические игры) и во время отдыха.
Младшие школьники только что
вышли из периода, когда ролевая игра была
ведущим типом деятельности. Для возраста
6-10 лет характерны яркость и непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы.
Игры в жизни детей младшего
школьного возраста продолжают занимать
значительное место. Если спросить младших
школьников, что они делают помимо учения,
все они единодушно ответят: «Играем».
Потребность в игре как подготовке
к труду, как выражению творчества, как
в тренировке сил и способностей, как,
наконец, в простом развлечении у школьников
очень велика.
В младшем школьном возрасте
большое место продолжают занимать ролевые
игры. Они характеризуются тем что, играя,
школьник, берет на себя определенную
роль и выполняет действия в воображаемой
ситуации, воссоздавая поступки конкретного
человека.
Играя, дети стремятся овладеть
теми качествами личности, которые их
привлекают в реальной жизни. Поэтому
детям нравятся такие роли, которые связаны
с проявлением смелости, благородства.
В ролевой игре они начинают изображать
и самих себя, стремясь при этом к позиции,
которая не удается в действительности.
Так ролевая игра выступает
как средство самовоспитания ребенка.
В процессе совместной деятельности во
время ролевой игры дети вырабатывают
способы взаимоотношений друг с другом.
По сравнению с дошкольниками младшие
школьники больше времени затрачивают
на обсуждение сюжета и распределение
ролей, более целенаправленно выбирают
их. «Особое внимание следует обращать
на организацию игр, направленных на формирование
умений общаться друг с другом и с другими
людьми» [3, с. 17].
При этом педагогу необходимо
использовать индивидуально-личностный
подход к ребенку. Характерно, что очень
стеснительные дети, которые сами не могут
играть в сценах из-за своей стеснительности,
довольно легко разыгрывают импровизированные
сюжеты на куклах.