Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: на основе анализа теоретической литературы определить значение игры для психологического развития ребенка; показать роль игры как важного средства воспитания.
Объектом исследования является игровая деятельность ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 90.48 Кб (Скачать файл)

А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Л.С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности.  В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события [12, c. 67].

О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда». Известный кинорежиссер Г.Л. Рошаль писал: «Всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок, однако, никогда не теряет своего реального «Я». Скача на лошади – стуле, ребенок не думает, что стул под ним – это действительно конь, или стол, на который он карабкается как на гору, – гора. В своей игре он похож на актера (недаром искусство актера называют игрой)… Итак, детская игра может быть названа игрой театральной, а иллюзия детской игры – театральной иллюзией».

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов.

Особый характер имеет замысел в играх – драматизациях, которые помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений. У детей 6-7 лет игры – драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей. В этих играх можно видеть, как указывал Б.М. Теплов «переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме».

Именно на этом этапе есть возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Педагог может заменить индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся в игре. При этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

 

 Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.  Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности.

Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

 

 

1.2.Характеристика  основных видов игр и их  классификация

 

 

Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1.    игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2.    отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности

3.    игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4.    игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5.    игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6.    в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7.    разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Игры можно разделить по возрастным особенностям детей:

1)    игры детей дошкольного возраста;

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста  является  игра.  Но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок  больше  внимания уделяет  познанию  вещей,  их  свойств,  связей,  то  в  среднем  и  старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен  познанием  отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Возникая на границе раннего детства  и  дошкольного  возраста,  ролевая игра интенсивно развивается  и  достигает  во  второй  его  половине  своего высшего уровня. В игре в  качестве  опосредующего  звена  между  ребенком  и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку  выполнение правил.

По содержанию игры детей третьего и четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные (догонялки, прятки), манипулятивные  с предметами (двигающимися предметами  игрушками  для  катания).  Очень  любят дети игры с песком и водой, к  четвертому  году  жизни  дети  производят  не только неосмысленные движения со  строительным  материалом,  но  и  пытаются что-то конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей  к

коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры, часто  играют, забывая, что около них находятся  товарищи,  а  впоследствии  уже  вся  игра принимает коллективный характер, хотя строгого распределения  ролей  нет,  и дети обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.

Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией,  что  дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и  роскошным,  не  оставляющим никакой работы для воображения и требующим высшей осторожности  в  обращении с ними.

В среднем дошкольном возрасте у детей  начинает  преобладать  творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты,  или темы этих игр, так  и  их  содержание (действие,  раскрывающее  сюжет)  становятся   все   более   разнообразными, воспроизводящими явления бытовые, производственные,  общественной  жизни,  а также материал сказок и рассказов.

К 6-7 годам, благодаря накоплению жизненного опыта,  развитию  новых  и относительно более  устойчивых  интересов,  воображения   и  мышления,  игры детей становятся  более содержательными и усложняются по своей форме.

Часто сюжетами детей служат события школьной жизни,  то  есть  игра  «в школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.

Старшие  дошкольники  в  значительно  большей  степени,  чем   младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют  одни  предметы  другими, дают им вымышленные названия,  изменяют  порядок  изображаемых  действий   и т.д. И все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.

Сущность игры, как  ведущей  деятельности,  состоит  в  том,  что  дети отражают  в  игре  различные  стороны  жизни,  особенности  деятельности   и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания  об  окружающей деятельности.

В  игровом  коллективе  у  детей  появляется  потребность  регулировать взаимоотношения    со   сверстниками,   складываются   нормы   нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то,  что  им  было воспринято ранее,  свободнее  и  лучше  управляют  своим  поведением.  Таким образом, ролевая игра оказывает большое  влияние  на  формирование  личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников.

Дети обычно договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры  по определенному плану, воссоздавая объективную ломку  событий  в  определенной последовательности.  Каждое  действие,  производимое  ребенком,  имеет  свое логическое продолжение в другом, сменяющем его  действии.  Вещи,  игрушки  и обстановка получают определенные игровые значения,  которые  сохраняются  на протяжении всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка  связаны с действиями другого.

Разыгрывание  роли  заполняет  всю  игру.  Для  детей  является  важным выполнение  всех  требований,  связанных  с  ролью,  и  они  подчиняют  этим требованиям все свои игровые действия.

 

 Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает  такой  свободной  нравственно-воспитательной формы.

Ребенок подчиняется правилу не потому, что  ему  грозит  наказание,  но только потому, что соблюдение правила сулит  ему  внутреннее  удовлетворение игрою.

2)    игры детей младшего школьного возраста;

В возрасте 6-7 лет у  ребенка  наступает  период  смены  ведущего  типа деятельности – переход  от игры к направленному учению                                       (у Д.Б.  Эльконина  –«кризис 7 лет»). Поэтому  при организации режима дня и учебной  деятельности младших  школьников  необходимо  создать  условия,  способствующие   гибкому переходу  от  одного  ведущего  типа  деятельности  к  другому.  Решая   эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном  процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха.

Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра  была ведущим типом деятельности. Для  возраста  6-10  лет  характерны  яркость  и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей  младшего  школьного  возраста  продолжают  занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают  помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем».

Потребность в игре как подготовке к труду,  как  выражению  творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом  развлечении  у школьников очень велика.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают  занимать  ролевые игры.  Они  характеризуются  тем  что,  играя,  школьник,  берет   на   себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации,  воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми  качествами  личности,  которые  их привлекают в реальной жизни. Поэтому  детям  нравятся  такие  роли,  которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой  игре  они  начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не  удается  в действительности.

Так ролевая игра  выступает  как  средство  самовоспитания  ребенка. В процессе совместной деятельности во время  ролевой  игры  дети  вырабатывают способы  взаимоотношений   друг  с  другом.  По  сравнению  с  дошкольниками младшие  школьники  больше  времени  затрачивают  на  обсуждение   сюжета  и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.   «Особое внимание следует обращать  на организацию игр, направленных  на формирование умений  общаться друг с другом и с другими людьми» [3, с. 17].

При  этом  педагогу  необходимо  использовать  индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами  не могут  играть  в  сценах  из-за  своей   стеснительности,   довольно   легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.

Информация о работе Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка