Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: на основе анализа теоретической литературы определить значение игры для психологического развития ребенка; показать роль игры как важного средства воспитания.
Объектом исследования является игровая деятельность ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 90.48 Кб (Скачать файл)

Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников  закрепляется в  том,  что  они  служат  средством  познания  действительности,   создания коллектива,  воспитывают  любознательность  и  формирует   волевые   чувства личности.

Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в  играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.

В этом возрасте  распространены  подвижные игры. Дети  с  удовольствием играют с мячом, бегают,  лазают,  то  есть  те  игры,  в  которых  требуется быстрота  реакций,  сила,  ловкость.  В  таких  играх  обычно   присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а  также дидактическим  и  познавательным.   В   них   имеются   следующие   элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические  игры  могут  применяться  для   повышения   успеваемости учащихся первых классов.

На протяжении младшего школьного возраста в  детских  играх  происходят существенные изменения:  игровые  интересы  становятся  устойчивей,  игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план  начинают  выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше  времени, так как в досуге младшего школьника начинают  занимать  большое  место  чтение, посещение кино, телевидение.

Принимая во внимание  положительное  значение  игры  для  всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня  оставлять достаточно времени  для  игровой  деятельности,  дающей  так  много  радости ребенку. Регулируя игры школьников,  предупреждая  в  них  случаи  озорства, непосильной  физической  нагрузки,  эгоцентризма  (желание   играть   всегда главные роли), педагоги вместе с тем не  должны  излишне  подавлять  детскую инициативу и творчество.

Педагогически  грамотно  организованная  игра   мобилизует   умственные возможности детей, развивает организаторские способности,  прививает  навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

3)    игры детей подросткового возраста;

Этот возраст очень часто называют  «трудным»,  переходным.  Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что  он  включается  в новую систему отношений и общения с взрослыми и сверстниками, занимая  среди них новое место, выполняя новые функции. В этом возрасте  доминирующей  потребностью  становится  потребность  в общении со сверстниками  и  потребность  в  самоутверждении.  Для  подростка важным становится мнение товарищей. Во всех своих действиях и  поступках  он ориентируется,  прежде  всего,  на  это  мнение.  Постоянное  взаимодействие подростка со сверстниками  порождает  у  него  стремление  занять  достойное место  в  коллективе.  Это  один  из  доминирующих   мотивов   поведения   и деятельности подростка. Потребность в  самоутверждении  настолько  сильна  в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток  готов  намного:  он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями,  совершить  действия, которые расходятся с его моральными  установками.  В  подростковом  возрасте ярко  начинает  проявляться  самостоятельность,   учащиеся   многое   делают самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности.  В  этом  они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся  потребности  быть  и считаться взрослыми.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Очень важно для нормального развития личности  подростка,  чтобы его самооценка была адекватной. Если  самооценка  не  адекватная,  то  могут формироваться   такие   качества,    как    неуверенность    или    излишняя самоуверенность. В связи с этим  у  подростка  часто  возникают  проблемы  с окружающими.

В  подростковом   возрасте   у   ребенка   происходит   демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции  «я – взрослый». Поэтому в  энергичной  самостоятельной  деятельности  подростки видят средства приближения к идеалу взрослости.

Для  подростка  характерно  повышенное  внимание   к   себе   и   своим переживаниям. Что зависит от его стремления удовлетворять  тем  требованиям, которые он предъявляет к  своей  личности,  и  которые  предъявляют  к  нему окружающие. А так же от  той  большой  чувствительности  и  эмоциональности, которые свойственны подросткам.

В связи с этим у подростка, как и  у  младшего  школьника,  сохраняется противоречие  между  возможным  и  желаемым.  Именно  благодаря  тому,   что подросток стремится всячески претворить в жизнь свои  идеалы,  стремится  во всем  быть  взрослым,   он   яснее   осознает   невозможность   немедленного осуществления многих своих мечтаний.

Явно претендуя на позицию взрослого, старшие подростки 13-14 лет  редко затевают творческие  ролевые  игры.  Они  хотят  все  желаемое  осуществлять реально, а  не  условно  в  игре.  Но  это  часто  не  осуществимо.  И,  как показывает опыт, подростки стремятся участвовать  в  сюжетно-ролевых  играх, организованных  в  коллективе,  в   рамках   которых   они,   как   правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.

Очень  долгое  время  роль  творческой  игры  в  воспитании  подростков недооценивалась, т.к. психологи и педагоги считали, что  творческие  ролевые игры к школьному возрасту уступают место  играм  с  правилами  и  спортивным играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать  сколько-нибудь значимое место в жизни школьника.

 

 В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности  подростков.  В  качестве  таковой  может выступать ролевая игра,  так как  в  игровой  роли  играющий  воспроизводит  не содержание социальной роли, а «усвоение общественного  опыта»  и  реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения  той  или иной социальной роли в  процессе  деятельности.  Лишь  «выполняя»  роль,  он включается в систему общественных отношений.

М.И. Бобнева этот период  выделяет  как  игровой  этап  в  формировании личности  и   определяет   его   как   закономерный   в   освоении   условий жизнедеятельности. Почему  игра  в  подростковом  возрасте  является  средством   освоения социального опыта? Игра для подростка является привычным способом  действия.

В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как  «индивидуализированной формы социализации» и «социальной формы индивидуализации» [5, c. 98].

Такое  определение  автор   соотносит   с   закономерностями,   которым подчиняется  развитие  личности,  а  именно  типизацией  как   формированием заданных  группой  и  обществом   стереотипов,   и   индивидуализацией   как накоплением  индивидуального  опыта  социального  поведения,   отношения   к приписываемым ее социальным ролям. Игра  приобщает  «играющих»  к  реальному миру в индивидуализированной форме.

Игровая деятельность  подростков  отличается  от  игровой  деятельности детей младшего школьного возраста. Видимо, тем, что в ней  он  не  действует именно так, как он может и умеет, но в  новых  условиях  и  раскрывает  свои возможности, прежде невостребованные.  Игра  предлагает  новые  условия  для подростка, а не игру во взрослых.

Общее количество игр  в  подростковом  возрасте  необычайно  велико.  В проведенном исследовании В.М. Григорьевым, выявлено, что у одного  подростка в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В  результате наблюдения более чем за сотней подростков у  них  было  зафиксировано  более 1400 игр в течение года, из  которых  120  были  сюжетно-ролевыми.  Так  что существующее мнение, среди некоторых педагогов, о резком сокращении  ролевых игр среди подростков не подтверждается практикой.

Трудность вовлечения подростка в  игру  состоит  в  том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого,  то  есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано  выше,  для  него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится  быть  уличенным  в детской игре.

Бурное развитие воображения у подростков. Их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию  и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования,  игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным  играм,  т.е.  находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.

В эти игры подростки играют, как правило, по двое  или  в  одиночестве. Одна из причин заключена в том,  что  в  реальных  играх  роли  распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны  удовлетворяться  той  ролью,  которая достанется.

В играх  -  фантазирования  автор  игры  не  только  обеспечивает  себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

В ролевых  играх  подростки  стремятся  к   групповому  сотрудничеству. Подростки способны не только  придумать весь  ход  игры,  но  и  без  помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность,  где  игра и труд тесно переплетены.

У   подростков  мальчиков  более  обострена  потребность  в   активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты  для игр они берут из фильмов.

Большое место в подростковом возрасте  занимают  спортивные  игры.  Они привлекательны для  учащихся  данного  возраста  своей  остротой   и  боевой целенаправленностью,  возможностью  проявить  свои  физические  качества,  а также силу воли.

В игровой деятельности подростков на первый  план  выступает  смекалка, ориентировка,  смелость.  Подросток  проявляет  повышенные   требования    к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности,  он  хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в  игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

Игры подростков по сравнению с играми младших  школьников  носят  более устойчивый характер.  Подростки  организуются  нередко  в  более  или  менее постоянные  игровые  коллективы  с  распределением  ролей,  с  установлением некоторых традиций, с тенденцией  бороться  за  честь  этого  коллектива.  В связи  с  этим  становится   более  устойчивым  и   соревнование   в   игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. Индивидуальные интересы к  различным  играм  у  подростков  приобретают известную устойчивость. В этом возрасте выделяются любители  подвижных   или комнатных настольных игр, футболисты  или волейболисты,  шахматисты  и  т.д.

Некоторым  подросткам   больше   нравятся   игры   строительные,   например, конструирование.

Однако эти  содержательные  игры  не  исчерпывают  всех  воспитательных возможностей игровой деятельности, которые могут быть использованы в  работе с подростками.

4)    игры- тренинги для старших подростков;

Игровым тренингом мы условно называем систему  игровых  упражнений   по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти  игры  проводятся  по особой методике. Главное здесь в  том,  какую  установку  в  каждом  игровом упражнении даёт руководитель.

Ввиду  того,  что  старшие  подростки  весьма  заинтересованы  в  своей личности,  для  них  можно  организовывать  «психологические   игры». Цель тренинга  следует  сформулировать  школьникам   непосредственно,   например, научиться  понимать  других  людей,  оценивать,  понимать,  преодолевать   и раскрывать самого себя.

Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других.  Цикл  может  охватывать  8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более  30-40  минут.  Занятия удаются только при условии абсолютной  добровольности. Число  участников  7- 20 человек. Следует  заранее  обговорить  с  ребятами  обязательные  условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:

–     высокая доброжелательность и доверие друг к другу;

–              при оценке выполнения игровых заданий участниками  оценивается  не личность, а её деятельность и способы общения;

–              впечатление о степени  удовлетворенности  игрой  участники  должны доводить до руководителя сразу.

Успешность  «психологических  игр»   полностью   зависит   от   степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и  её  участниками. Варианты таких игр широко представлены в работах Аникеевой Н.П.  и  Смирнова С.А.

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

Леонтьев А. Н., Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Эльконин Д. Б. на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем настраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.

Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Эльконин Д. Б. выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры; сюжет и содержание игры воплощаются в роли.

Информация о работе Игровая деятельность как основной фактор развития ребенка