Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 13:07, реферат
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры
Введение 3
1. Игровая деятельность, её функции и основные черты 4
2.Классификация педагогических игр 7
3.Виды педагогических игр 9
3.1Классификационные параметры игровых технологий 10
3.2Спектр целевых ориентаций 10
3.3Концептуальные основы игровых технологий 11
3.4 Методические советы Б.П. Никитина 11
4Особенности игровых технологий 13
4.1Игровые технологии в младшем школьном возрасте 13
4.2игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 14
4.3Дидактические игры 15
4.4Сюжетно-ролевве игры 16
4.5Деловые игры 17
Заключение 20
Список используемых источников 21
3.1 Классификационные параметры игровых технологий
Уровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно ориентированный.
Ведущие факторы развития: психогенные.
Научная концепция освоения
опыта: ассоциативно-
Ориентация на личностные сферы и структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.
Характер содержания: все виды + проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: все виды – от системы консультаций до программного.
Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: практические + наглядные + программированные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.
Направление модернизации: активизация.
Категория объектов: массовая, все категории.
3.2 Спектр целевых ориентаций
Селевко Г.К. выделяет следующие цели, на которые направленны педагогические игры в обучающем процессе:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение
ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных
подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитаниесотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания,
памяти, речи, мышления, умений сравнивать,
сопоставлять, находить аналогии, воображения,
фантазии,
творческих способностей, эмпатии, рефлексии,
умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.[1]
3.3 Концептуальные основы игровых
технологий:
1. Психологические механизмы
игровой деятельности
2.Игра – форма психогенного поведения, т.е внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н Узнадзе)
3.Игра – пространство
«внутренней социализации»
4.Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н.Леонтьев)
5.Игра – школа жизни и практика развития детей (С.Л. Рубинштейн).
6.Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
7.Содержание детских игр
развивается от игр, в которых
основным содержанием является
предметная деятельность, к играм,
отражающим отношения между
8.В возрастной периодизации
детей (Д.Б Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого
возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические новообразования.
Игра – ведущий вид деятельности для дошкольного
возраста. Все следующие за дошкольным
возрастные периоды со своими ведущими
видами деятельности (младший школьный
возраст – учебная деятельность, средний
– общественно полезная, старший школьный
возраст – учебно-профессиональная деятельность)
не вытесняют игру, а продолжают включать
ее в процесс развития ребенка.[1]
3.4 Методические советы Б.П. Никитина
• Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в
мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
• Ребенку не объясняется новая игра,
он вовлекается в нее с помощью сказки,
подражая
старшим, участвуя в коллективных играх.
• Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем
ребенок может заниматься самостоятельно.
• Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
• Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
• Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сде
ланным заданиям или временно оставить эту игру.
• Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.[1]
12
4. особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным
возрастные периоды со своими ведущими
видами деятельности (младший школьный
возраст - учебная деятельность, средний
- общественно полезная, старший школьный
возраст - учебно-профессиональная деятельность)
не вытесняют игру, а продолжают включать
ее в процесс.
4.1 Игровые технологии в
Для младшего школьного возраста характерны
яркость и непосредственность восприятия,
легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно
в игровую, самостоятельно организуются
в групповую игру, продолжают игры с предметами,
игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание
проблемной ситуации происходит через
введение игровой ситуации: проблемная
ситуация проживается участниками в ее
игровом воплощении, основу деятельности
составляет игровое моделирование, часть
деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам
(так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой
роли, в имитационно-моделирующих играх
наряду с ролевой позицией действуют «правила»
имитируемой реальности). Игровая обстановка
трансформирует и позицию учителя, который
балансирует между ролью организатора,
помощника и соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане
- как игровой и так учебно-познавательный
результат. Дидактическая функция игры
реализуется через обсуждение игрового
действия, анализ соотношения игровой
ситуации как моделирующей, ее соотношения
с реальностью. Важнейшая роль в данной
модели принадлежит заключительному ретроспективному
обсуждению, в котором учащиеся совместно
анализируют ход и результаты игры, соотношение
игровой (имитационной) модели и реальности,
а также ход учебно-игрового
13
В арсенале педагогики
начальной школы содержатся
Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования,
во-вторых, от целенаправленности программы
игр в сочетании с обычными дидактическими
Игровая технология строится как целостное
образование, охватывающее определенную
часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры
и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их; группы игр
на обобщение предметов по определенным
признакам; группы игр, в процессе которых
у младших школьников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть
собой, быстроту реакции на слово, фонематический
слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет
развивается параллельно основному содержанию
обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных
игр и элементов – забота каждого учителя
В отечественной педагогике имеется ряд
таких игровых технологий («Сам Самыч»
В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов,
персонажи «Волшебника Изумрудного города»,
«Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное
Методика обучения детей теории музыки
В.В.Кирюшина. Эта методика основана на
соответствии каждому музыкальному понятию
одушевленного персонажа (октава - жирафа,
терция - сестрица, диссонанс - злой волшебник
и т.п.). Все герои испытывают различные
приключения, в которых проявляются их
сущностные признаки и качества. Вместе
с героями дети с трехлетнего возраста
незаметно для себя усваивают самые сложные
музыкальные понятия и умения, понятия
ритма, тональности, начала гармонии.
4.2 Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие
воображения, фантазии,
Особенностями игры в старшем школьном
возрасте является нацеленность на самоутверждение
перед обществом, юмористическая окраска,
стремление к розыгрышу, ориентация на
речевую деятельность.
4.3 Дидактические игры
Дидактические игры это не только
средство интеллектуального развития,
а также развития познавательных психических
процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие
дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача; игровые действия;
правила игры; результат.
Дидактическая задача обусловлена целью
обучающего и воспитательного воздействия.
Игровая задача определяет игровые действия.
Она формируется педагогом и отражает
его обучающую деятельность перед детьми
в виде игрового замысла. Игровые действия
(основы игры) связаны с игровым замыслом
и исходят из него. Чем они разнообразнее,
т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются
Правила игры содержат нравственные требования
к взаимоотношениям детей, к выполнению
ими норм поведения и влияют на решение
дидактической задачи – незаметно ограничивают
действия детей, направляют их внимание
на выполнение конкретной задачи учебного
предмета. Подведение итогов (результат)
помогает выявить детей, которые лучше
выполнили игровое задание, определить
команду-победительницу и т.д. Учитель
должен отметить достижения каждого ребенка,
подчеркнуть успехи отстающих
Основными функциями дидактической игры
является формирование:
- устойчивого интереса к учению; снятие
напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к
- психических новообразований;
- собственно учебной
- общественных умений, навыков, учебной
и самостоятельной работы;
- навыков самоконтроля и
- адекватных взаимоотношений и освоения
социальных ролей.
4.4 Сюжетно-ролевые игры
Идея ролевой игры, взятой в
простейшей форме, состоит в обращении
к кому-либо с просьбой представить в конкретной
ситуации либо себя, либо другое лицо.
Основные элементы этой разновидности
игр – воображаемая ситуация, сюжет и
роль. При планировании ролевой игры должна
быть определена игровая задача и намечен
конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий,
движущий собой сюжет. Типичная ошибка,
допускаемая на практике, - подмена ролевой
игры инсценировкой. Сам по себе этот методический
прием интересен, но не является игрой,
поскольку исчезают импровизационность,
непредсказуемость поворотов в развитии
действия, требующие от участников принятия
самостоятельных решений; нет в инсценировке
эмоционального состояния и непринужденной
раскованности играющих.
Если сюжет выбран удачно, а роли распределены
правильно, то игра начинает «сама себя
играть», планировать можно лишь ее тактику.
Обучение, на которое направлена игра,
может быть непосредственным или опосредованным:
оно связано либо с личным участием ребенка
в действии, либо с его наблюдением.
Разыгрывание ролей идеально подходит
в ситуациях, когда ученикам нужно освоить
новые способы поведения, когда ученикам
нужно освоить новые способы поведения,
лучше осознать свои собственные возможности
и глубже понять позиции других людей.
Именно игровая ситуация, прожитая со
всей серьезностью и затем
Ролевые игры должны включать
- реалистичность;
- учебный характер (ситуация предполагает
применение знаний, отрабатывание
навыков, изучение модели
- наличие сюжета и интриги
Место ролевой игры в структуре уроков
может быть самым различным. Продуктивно
и интересно перед изучением новой темы
предложить ученикам разыгрывать какую-либо
реальную ситуацию.
16
Удачно, если получается связать учебное
содержание со случаем из жизни кого-то из школьников или
Наблюдение за игрой и небольшое обсуждение
ее хода служат сильнейшими средствами
мотивации учеников на обстоятельное
изучение новой темы и одновременно вводят
их в проблематику. Подобное разыгрывание
сюжета, введенное в середину урока, - способ
смены темпоритма занятия, иллюстрация учителя.
Если конкретную ситуацию для разыгрывания
предлагает учитель (находит ее сам), то
он расписывает на карточках роли и информацию
для их эффективного представления. Следует
давать информацию в том объеме, который
необходим для исследования данной проблемы,
и не перегружать их лишними деталями или фактами.
Когда игровое действие завершено, его
следует обсудить. Если учитель видит,
что не все желающие высказались, остались
эмоциональные проблемы, он может попросить
учеников написать дома сочинение-рассуждение по
Итак, сюжетно-ролевая игра имеет моделирующий
характер: дети, разыгрывая тот или иной
сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения
взрослых, постепенно переходя от вычленения
внешних предметных действий, характерных
для взрослого человека, к вычленению
его отношений с другими людьми.
4.5 Деловые игры
Деловая игра используется
для решения комплексных задач усвоения
нового, закрепления материала, развития
творческих способностей, формирования
общеучебных умений, дает возможность
учащимся понять и изучить учебный материал с различных
В учебном процессе применяются различные
модификации деловых игр: имитационные,
операционные, ролевые игры, деловой театр,
психо - и социодрама.
17
Этап подготовки:
а) Разработка игры - разработка сценария
- план деловой игры - общее описание игры
- содержание инструктажа - подготовка
материального обеспечения;
б) Ввод в игру - постановка проблемы, целей
- условия, инструктаж - регламент, правила – распределение ролей
Этап проведения:
а) Групповая работа над заданием - работа
с источниками - тренинг – мозговой штурм – работа с
б) Межгрупповая дискуссия - выступления
групп - защита результатов - правила
дискуссии – работа экспертов.
Этап анализа и обобщения:
вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка
и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации.
Этап проведения - процесс игры. С началом
игры никто не имеет права вмешиваться
и изменять ее ход. Только ведущий может
корректировать действия участников,
если они уходят от главной цели игры.
В зависимости от модификации деловой
игры могут быть введены различные типы
ролевых позиций участников. Позиции,
проявляющиеся по отношению к содержанию
работы в группе: генератор
Организационные позиции: организатор,
координатор, интегратор, контролер, тренер,
Позиции, проявляющиеся по отношению к
новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог,
критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер,
предпочитаемый, принимаемый, независимый, не
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов
игры. Выступления экспертов, обмен мнениями,
защита учащимися своих решений и выводов.
В заключение учитель констатирует достигнутые
результаты, отмечает ошибки, формулирует
окончательный итог занятия.