Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование развития конструктивных
умений дошкольников.
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие умений в различных видах конструирования дошкольников.
2 Конструирование объемных кубических форм детьми
дошкольного возраста из плоской квадратной бумажной основы.
2.1 Методика организации конструктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста с бумагой.
Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста
1.Определение уровня развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания кубических форм из бумаги.
2. Организация художественно-творческой деятельности детей из бумаги с целью формирования конструктивных умений.
3.Определение содержания форм работы по формированию конструктивных умений при изготовлении игрушек-самоделок из бумаги в старшем дошкольном возрасте
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 231.63 Кб (Скачать файл)

На первом занятии  педагог дает детям образцы новых  поделок: рыбку, пароходик, кувшинку, птичку, не объясняя (как и на всех других занятиях этого этапа) процесса их изготовления. Дети сами должны обнаружить основной, уже известный им способ, найти  приемы его изменения: отгибание  углов, вторичное складывание фигуры и др., а также изготовить дополнительные детали для передачи образа.

На втором занятии  этого этапа воспитатель дает детям четыре образца поделок  по теме «Цирковые животные»: свинка, слоненок, медведь, собачка — и  после их анализа предлагает сделать  любую. Чтобы выполнить это задание, детям необходимо видоизменить фигуру, полученную способом скручивания прямоугольника в цилиндр, — надрезать цилиндр, отогнуть клапаны и самим изготовить дополнительные детали.

Решение третьей  задачи на следующем занятии предполагает использование детьми двух знакомых им способов: закручивание прямоугольника в цилиндр и отгибание боковых  сторон прямоугольника к его центру. Эти способы дети должны увидеть  сами при анализе образцов, найти  нужную их комбинацию и прием соединения. В результате дети делают следующие поделки: цистерну, самолет, фигурки животных и др.

На четвертом  занятии предлагаются новые готовые  поделки, включенные в композицию: «Интерьер  мебельного магазина». Для их изготовления дети сами должны сделать несколько  цилиндров, разных по размеру, и объединить их в разные комбинации.

В начале этого  этапа обучения не все дети сразу  могут обнаружить знакомый способ в  новых готовых поделках. Воспитатель, поддерживая правильные суждения других детей, помогает им с этим справиться.

Некоторые дети могут вносить в заданные образцы  изменения с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание  углов и т.п.) и деталей. При  общем обсуждении готовых детских  работ важно обратить на это внимание всех детей.

Третий  этап обучения

На третьем  этапе организуется конструирование  по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная, фольга и др.) и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. И если даже дети повторяют тематику, то, как правило, каждая из их поделок отличается от предыдущих структурой конструкции. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Например, делают не просто собачку, как это было ранее, а кокетливую цирковую собачку в воздушной короткой юбочке, с большим бантом на шее и с высоко поднятой мордочкой.

Некоторые дети наряду с уже знакомыми игрушками  делают и новые, простые по структуре, но образные и выразительные. Другие могут делать несколько поделок  и объединить их в композицию.

Воспитатель помогает детям включать поделки в разные виды деятельности, побуждая их к созданию новых, дающих возможность наиболее полно раскрыть игровой сюжет, театрализованное действие и др. Такое включение  полезно организовывать на каждом занятии (а не только на занятии по замыслу), причем важно постоянно создавать  композиции из отдельных поделок, сделанных  детьми.

Так, например, включение  фигурок забавных животных в игру, развертывание ее сюжета побуждает  детей к созданию дополнительных поделок: избушки, мостика через  реку, колодца и др.

В конце учебного года можно провести еще одно занятие  по созданию гирлянд техникой киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по-разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др. 
 
 

3. Показатели развития  конструктивных умений  в работе с детьми  старшего дошкольного  возраста.

В "Программе  воспитания и обучения в детском  саду/под ред. М.А.Васильевой и др.", основными задачами обучения детей конструированию является развитие у них элементов конструкторной деятельности и творчества. В старшей и подготовительной группе занятия по конструированию могут объединяться с занятиями по ручному труду, изо и др.. В процессе таких занятий дети знакомятся со свойствами различных материалов, с инструментами, кот. используются для работы. Важно ,чтобы дети не только овладели простейшими навыками конструирования но и почувствовали, что они изготавливают полезные и нужные вещи: игрушки, сувениры, подарки родителям.

В старшей группе необходимо развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни (дома, спортивное и игровое оборудование на участке дошкольного учреждения или во дворе и др.).Учить выделять основные части и характерные детали конструкций , а также строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Совершенствовать умения работать с бумагой: сгибать лист вчетверо, в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик).Развивать творческое воображение, художественный вкус; воспитывать аккуратность. К концу года дети 5-6 лет могут:

  1. анализировать образец постройки.
  2. планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
  3. создавать постройки по рисунку.

В подготовительной группе необходимо формировать интерес к разнообразным заданиям и сооружениям. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов) определять какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать. Познакомить детей с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Продолжать учить складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях, использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона, создавать игрушки. Учить создавать объемные игрушки. К концу года дети 6-7 лет могут:

  1. видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
  2. создавать модели из пластмассового и деревянного конструктора.
  3. переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
  4. делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек.

изготовлять объемные игрушки. [13] 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алиева Т.И. Книга и творчество ребенка // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 10 - С. 83-85.
  2. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 5 - С. 6-10.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1977.С. 35-50
  4. Григорьева Г.Г.  изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.С.236-253.
  5. Запорожец А.В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1970. - №4 - С.28-36.
  6. Зинченко В. В. Сознание и творчество.// Вопросы психологии, 2007. №6. с.3-20.
  7. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М., 1973. − С. 71.
  8. Лиштван  З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А.Парамонова. - М., 1981.С.14-20.
  9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Н. П. Сакулиной и Т.С.Комаровой. М. Просвещение,  1979г. − 272с
  10. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. - М., 1974.С.5-14.
  11. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  12. Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М., 1972.С.10-70.
  13. Парамонова Л.А. Конструирование // Истоки: Базистная программа развития ребенка - дошкольника. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.С.
  14. Парамонова Л. А. Конструирование из природного материала. // Дошкольное воспитание. −  № 7.− 2005.
  15. Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Проблема формирования обобщенных способов дейисвий: Старший дошкольный возраст //  Дошкольное воспитание. - 1985. - № 9 . С. 48-49.
  16. Парамонова Л.А. Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 7 . С.46-49.
  17. Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.
  18. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1987.С.84-87.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозайка-Синтез, 2006.С.
  20. Сакулина Н.П. Воспитание творческой инициативы // Дошкольное воспитание. - 1995. № 1.С.37-45.
  21. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. 1985- № 6.С.56-70.

Информация о работе Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений