Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:06, реферат
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование развития конструктивных
умений дошкольников.
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие умений в различных видах конструирования дошкольников.
2 Конструирование объемных кубических форм детьми
дошкольного возраста из плоской квадратной бумажной основы.
2.1 Методика организации конструктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста с бумагой.
Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста
1.Определение уровня развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания кубических форм из бумаги.
2. Организация художественно-творческой деятельности детей из бумаги с целью формирования конструктивных умений.
3.Определение содержания форм работы по формированию конструктивных умений при изготовлении игрушек-самоделок из бумаги в старшем дошкольном возрасте
Вывод
Литература
титульный
тема: Игрушки самоделки
из бумажных кубических форм как средство
развития конструктивных умений.
ведение
Содержание
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование развития конструктивных
умений дошкольников.
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие
умений в различных видах
2 Конструирование
объемных кубических форм
дошкольного
возраста из плоской
2.1 Методика организации конструктивной
деятельности
детей старшего дошкольного
Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста
1.Определение
уровня развития конструктивных умений
детей
2. Организация
художественно-творческой
3.Определение
содержания форм работы по
формированию
конструктивных умений при
Вывод
Литература
Приложение
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В современном обществе особое значение приобритают гуманизация образовательного процесса, создания условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории аплификации ( обогощения ) развития детей (А.В.Запорожец) важную роль в формировании личности ребенка играют специфические виды детской деятельности, к которым относиться и конструирование.[5 стр.28-36]
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная
деятельность − это практическая деятельность,
направленная на получение определенного,
заранее задуманного реального продукта,
соответствующего его функциональному
назначению.
В исследованиях Т.Н.Ушаковой, было установленно, что в процессе конструирования из разных материалов у детей складываються представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаються в детском сочинительстве.[18 стр.56-70] Любое новое знание, любое новое впечатление преломляется ребенком через его уникальный внутренний мир[15 стр.84-87]. При этом главным выступает реализация в обучении деятельностного подхода, которым сильна отечественная психология (Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец и др.).Именно в обучении, основанном на деятельностном подходе, формируется творческая личность, в том числе и дошкольника.[3 стр.35-50] Последнее определяется прежде всего содержанием, средствами и способами деятельности, которые ребенок осваивает в процессе этой деятельности.
Творчество
рассматривается учеными как
человеческая деятельность высшего
уровня по познанию и преобразованию
окружающего и социального
На сегодняшний
день творчество перестает быть неким
таинством, в которое, по мнению ряда
ученых (А.Бакушинский, Е.Флёрина, В.Глоцер,
Б.Джефферсон и др.) нельзя вторгаться
и которым нельзя управлять. Психологическая
наука приоткрыла занавес над этим таинством
и показало изначальное значение деятельностного
подхода к формированию творчества[6стр. 28-36].
Творчество
в широком смысле - это деятельность,
направленная на получение чего-то
нового, неповторимого, и поэтому
основным показателем творчества является
новизна его результата[15стр
48-49]. Иначе
говоря , новизна результата творческой
деятельности носит объективный характер,
поскольку
создается то что раньше не существовало.
Сам же процесс создания имеет субъективную
окраску, так как в нем проявляется индивидуальность
творца.
Отечественные
психологи и педагоги ( Л.С.Выгодский,
А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина,
Н.П.Сакулина и др.) доказали что творческие
возможности детей проявляются уже в дошкольном
возрасте и развитие их происходит при
овладении общественно выработанными
средствами деятельности в процессе специально
организованного обучения[3 стр.35-50],[5 стр.28-36],[15 стр.84-87],[2
стр.6-10],[17 стр.37-45 ].
1.1. Развитие умений в различных видах конструирования дошкольников.
Умения это освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. [12 стр.497]
Формирование конструктивных
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. [9стр245]
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, определять их форму, цвет, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения [7стр.71]. Обучение конструкторской деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности [10]. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий − низкий, длинный − короткий, широкий − узкий, большой − маленький), в точном словесном указании направления (над − под, вправо − влево, вниз − вверх, сзади − спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная
деятельность является также средством
нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются
такие важные качества личности, как трудолюбие,
самостоятельность, инициатива, умение
и потребность доводить начатое до конца,
организованность. Совместная конструктивная
деятельность детей (коллективные постройки,
поделки) играет большую роль в воспитании
первоначальных навыков работы в коллективе
− умения предварительно договориться
(распределить обязанности, отобрать материал,
необходимый для выполнения постройки
или поделки, спланировать процесс их
изготовления и т. д.) и работать дружно,
не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок
и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре,
младшему товарищу или сверстнику воспитывает
заботливое и внимательное отношение
к близким, к товарищам, желание сделать
им что-то приятное. Именно это желание
часто заставляет ребенка трудиться с
особым усердием и старанием, что делает
его деятельность еще более полнокровной
и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность
имеет большое значение и для воспитания
эстетических чувств. При знакомстве детей
с современными зданиями и с некоторыми
доступными для их понимания архитектурными
памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.)
развивается художественный вкус, умение
восторгаться архитектурными богатствами
и понимать, что ценность любого сооружения
заключается не только в соответствии
его практическому назначению, но и в его
оформлении − простота и четкость форм,
выдержанность цветовых сочетаний, продуманность
украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала
формирует у детей не только технические
умения и навыки, но и особое отношение
к окружающему их миру − дети начинают
видеть и чувствовать красоту изумрудного
мха и ярко-красной рябины, причудливость
корней и веток деревьев, чувствовать
красоту и целесообразность их сочетаний.
Детское конструирование может быть художественным и техническим.
К техническому конструированию относиться конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, а так же конструирование на базе компьютерных программ.
Если
продукт конструктивно-
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
К
художественному
Конструированию
из бумагию в отличие от предыдущих,
обучают только на специальных занятиях.Однако
как показывает анализ практики и методических
пособий, обучение строиться лишь на подрожательной
основе - используются образцы, показ и
подробное обьяснение процесса изготовления
каждой поделки.Конструирование из бумаги
используеться в основном в старшем возрасте.
Перечень
различных видов
В старшей группе дети учатся анализировать предметы, выделять характерные признаки в них, сравнивать по этим признакам. Развивается способность устанавливать различные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения, зависимость скорости высоты горки и т.д.).