Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:06, реферат

Краткое описание

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование развития конструктивных
умений дошкольников.
1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Развитие умений в различных видах конструирования дошкольников.
2 Конструирование объемных кубических форм детьми
дошкольного возраста из плоской квадратной бумажной основы.
2.1 Методика организации конструктивной
деятельности детей старшего дошкольного возраста с бумагой.
Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей
старшего дошкольного возраста
1.Определение уровня развития конструктивных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания кубических форм из бумаги.
2. Организация художественно-творческой деятельности детей из бумаги с целью формирования конструктивных умений.
3.Определение содержания форм работы по формированию конструктивных умений при изготовлении игрушек-самоделок из бумаги в старшем дошкольном возрасте
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

диплом новый.docx

— 231.63 Кб (Скачать файл)

титульный  
 

тема: Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ведение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                 

Глава 1.Теоретическое  обоснование развития конструктивных

         умений дошкольников. 

1. Психолого - педагогические основы развития конструктивной           деятельности детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Развитие  умений в различных видах конструирования                    дошкольников.   

2 Конструирование  объемных кубических форм детьми              

  дошкольного  возраста из плоской квадратной  бумажной основы.

2.1 Методика организации  конструктивной

 деятельности  детей старшего дошкольного возраста  с бумагой.      

Глава 2.Практическое исследование развития конструктивных умений детей 

          старшего дошкольного возраста

1.Определение  уровня развития конструктивных умений детей                               старшего дошкольного возраста в процессе создания кубических форм из бумаги.

2. Организация  художественно-творческой деятельности  детей           из бумаги с целью формирования  конструктивных умений.

3.Определение  содержания форм работы по  формированию              конструктивных умений при изготовлении  игрушек-самоделок из бумаги в старшем дошкольном возрасте

  Вывод                                                                    

Литература                                                               

Приложение                                                                           
 

1.  Психолого - педагогические основы развития конструктивной           деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В современном  обществе особое значение приобритают гуманизация образовательного процесса, создания условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

С позиции  теории аплификации ( обогощения ) развития детей (А.В.Запорожец) важную роль в формировании личности ребенка играют специфические виды детской деятельности, к которым относиться и конструирование.[5 стр.28-36]

     Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

     Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки − для игры, поделки − для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность − это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. 

В исследованиях  Т.Н.Ушаковой, было установленно, что в процессе  конструирования из разных материалов у детей складываються представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичные тем, которые наблюдаються в детском сочинительстве.[18 стр.56-70] Любое новое знание, любое новое впечатление преломляется ребенком через его уникальный внутренний мир[15 стр.84-87]. При этом главным выступает реализация в обучении деятельностного подхода, которым сильна отечественная психология (Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубенштейн, А.В.Запорожец и др.).Именно в обучении, основанном на деятельностном подходе, формируется творческая личность, в том числе и дошкольника.[3 стр.35-50] Последнее определяется прежде всего содержанием, средствами и способами деятельности, которые ребенок осваивает в процессе этой деятельности.

Творчество  рассматривается учеными как  человеческая деятельность высшего  уровня по познанию и преобразованию окружающего и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяеться и сам человек: он становиться творческой личностью.[3 стр.35-50]

На сегодняшний  день творчество перестает быть неким  таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, Е.Флёрина, В.Глоцер, Б.Джефферсон и др.) нельзя вторгаться и которым нельзя управлять. Психологическая наука приоткрыла занавес над этим таинством и показало изначальное значение деятельностного подхода к формированию творчества[6стр. 28-36]. 

Творчество  в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому  основным показателем творчества является новизна его результата[15стр 48-49]. Иначе говоря , новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то что раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца. 

Отечественные психологи и педагоги ( Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина, Н.П.Сакулина и др.) доказали что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения[3 стр.35-50],[5 стр.28-36],[15 стр.84-87],[2 стр.6-10],[17 стр.37-45 ]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Развитие умений в различных видах конструирования                    дошкольников.

Умения это  освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. [12 стр.497]

         Формирование конструктивных умений  – сложный и многогранный процесс.  Основные направления его реализации  таковы:

  • Усвоение детьми понятий «конструкция», «конструирование» и алгоритма конструирования;
  • Формирование умений анализировать конструкции изделий;
  • Планирование процесса создания поделки;

    Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений  и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. [9стр245]

       На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, определять их форму, цвет, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения [7стр.71]. Обучение конструкторской деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

     Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности [10]. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий − низкий, длинный − короткий, широкий − узкий, большой − маленький), в точном словесном указании направления (над − под, вправо − влево, вниз − вверх, сзади − спереди, ближе и т.д.).

     Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, умение и потребность доводить начатое до конца, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе − умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. 
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение. 
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении − простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. 
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру − дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

     Детское конструирование может быть художественным и техническим.

     К техническому конструированию относиться конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, а так же конструирование на базе компьютерных программ.

Если  продукт конструктивно-технической  деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т.п.), то детская  постройка не всегда выполняется  для непосредственного практического  использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как  только он был создан, постройка  потеряла для них всякий интерес.Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные − с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

     В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами  соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как  строительные наборы предназначены  для сооружения в основном неподвижных  построек.

     К художественному конструированию  относиться конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Конструированию из бумагию в отличие от предыдущих, обучают только на специальных занятиях.Однако как показывает анализ практики и методических пособий, обучение строиться лишь на подрожательной основе - используются образцы, показ и подробное обьяснение процесса изготовления каждой поделки.Конструирование из бумаги используеться в основном в старшем возрасте. 

     Перечень  различных видов конструирования  в детском саду показывает, что  каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в  каждой ребенок отражает предметы окружающего  мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается  в основном для практического  применения.

     В старшей группе дети учатся анализировать  предметы, выделять характерные признаки в них, сравнивать по этим признакам. Развивается способность устанавливать различные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения, зависимость скорости высоты горки и т.д.).

Информация о работе Игрушки самоделки из бумажных кубических форм как средство развития конструктивных умений