Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, курсовая работа
Цель данной работы – выявить уровень нравственной воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе анализа педагогической литературы определить сущность понятия «воспитанность школьников», основные направления работы по ее формированию;
-провести диагностику воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ;
- разработать и провести воспитательное дело, направленное на формирование воспитанности школьников.
Введение………………………………………………………....
Глава 1. Воспитанность школьников
Определение понятия «воспитанность школьников»………
Критерии воспитанности личности школьника……………….
Основные направления работы по формированию воспитанности школьников…………………………………….
Глава 2. Изучение воспитанности школьников
Тест для диагностики нравственной воспитанности «Размышляем о жизненном пути»……………………………..
Анализ воспитанности школьников………………………….16
Заключение………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………..22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Математический факультет
Кафедра педагогике
Исследовательская работа
Изучение воспитанности школьников
Выполнила: студентка 4 курса
Омск, 2012
Содержание
Введение………………………………………………………. |
3 | |
Глава 1. Воспитанность школьников |
||
1.1 |
Определение понятия «воспитанность школьников»………... |
5 |
1.2 |
Критерии воспитанности личности школьника………………. |
7 |
1.3 |
Основные
направления работы по формированию
воспитанности школьников……………… |
8 |
Глава 2. Изучение воспитанности школьников |
||
2.1 |
Тест
для диагностики нравственной воспитанности
«Размышляем о жизненном пути»… |
14 |
2.2 |
Анализ воспитанности школьников…………………………. |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
21 | |
Список используемой литературы………………………….. |
22 |
Введение
Воспитание является одним
из ведущих понятий в педагогике.
В ходе исторического развития общества
и педагогики определились различные
подходы к объяснению этой категории.
Прежде всего, различают воспитание
в широком и в узком смысле.
Воспитание в широком смысле рассматривается
как общественное явление, как воздействие
общества на личность. В данном случае
воспитание практически отождествляется
с социализацией. Воспитание в узком
смысле рассматривается как специально
организованная деятельность педагогов
и воспитанников для
Изучение результатов и эффективности воспитательной работы – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям).
Цель данной работы – выявить уровень нравственной воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе анализа
педагогической литературы
-провести диагностику воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ;
- разработать и провести воспитательное дело, направленное на формирование воспитанности школьников.
Объектом исследования является – учащиеся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ
Предмет исследования –воспитанность школьников.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- анкетирование.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение Новорождественская средняя общеобразовательная школа Исилькульского муниципального района, Омской области.
Глава 1. Воспитанность школьников
Сегодня
общечеловеческая мораль и
Воспитание – это целенаправленный процесс организационной совместной деятельности воспитателя и воспитанника в процессе, которого воспитатель передает, а воспитанник усваивает социальный опыт деятельности и общения.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый – целенаправленность; второй – соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий – присутствие определенной системы организуемых влияний.[3, c.21]
С позиции методологии системного подхода, отдельные качества, раскрывающие отношение человека к природе и обществу, к собственности, к труду, отношение к людям и принципиально-требовательное отношение к самому себе, вступая во взаимодействие, рождают новое свойство, не присущее отдельным качествам, - воспитанность личности.
Воспитанность – интегративное свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных личностных качеств, в обобщённой форме отражающих систему социальных отношений человека.
На бытовом уровне воспитанность понимается довольно однозначно и односторонне, о чем свидетельствуют словари:
Охарактеризовать
Все известные попытки
Классный руководитель
должен быть готов к
Изучение
результатов и эффективности
воспитательного процесса —
1.2 Критерии воспитанности личности школьника
В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматриваются ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности. Из множества таких отношений можно вычленить как наиболее информативные:
Каждый показатель входит в содержание стандартизированной характеристики воспитанности школьника и имеет 4-бальную градацию, характеризующую уровень его развития. С точки зрения реализации воспитательных целей в развитии школьников эти уровни условно могут быть названы как:
Другой подход изучения уровня воспитанности – по пяти группам качеств, охватывающих всю структуру отношений личности – представлен в табл.1
Критерии, показатели и методики изучения уровня воспитанности школьников, сформированности жизненно важных потенциалов личности обучающихся можно увидеть в ниже приведенных таблицах.
Таблица 1
Критерии |
Показатели |
1. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. |
1. Обученность обучающихся. 2. Развитость мышления. 3. Познавательная активность. |
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. |
1. Нравственная направленность. 2. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, семье, школе, к себе, учебе, природе, труду, классному коллективу. |
3.Сформированность |
1. Коммуникабельность. 2.Сформированность коммуникативной культуры. |
4. Сформированность физического потенциала личности выпускника. |
1. Состояние здоровья. 2.Развитость физических качеств. |
5. Сформированность эстетического потенциала личности. |
1. Развитость чувства |
В каждом образовательном учреждении, как показывает практика, в соответствии с избранными критериями и показателями подбирается комплекс приемов и методов для изучения результативности воспитательной деятельности. В этот комплекс входят как традиционные методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, методы экспертной оценки и самооценки), так и современные методики психолого-педагогической диагностики. [13,c.29]
1.3 Основные направления работы по формированию воспитанности школьников
Эффективность воспитательной работы школы определяется воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.
Интегральным показателем
воспитанности является общественная
направленность детей, которая выражается
во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях
личности. Направленность школьников
проявляется через ведущие
Другим подходом к характеристике направленности личности является положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Кроме того, показателем
воспитанности школьника
Нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьника. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных школ, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. В этой связи каждое учебное заведение в праве само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен педагогический процесс в данной школе. В качестве ориентира для характеристики воспитанности выпускникам можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе. [2,c.149]