Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:59, курсовая работа
Цель данной работы – выявить уровень нравственной воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ
Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:
- на основе анализа педагогической литературы определить сущность понятия «воспитанность школьников», основные направления работы по ее формированию;
-провести диагностику воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ;
- разработать и провести воспитательное дело, направленное на формирование воспитанности школьников.
Введение………………………………………………………....
Глава 1. Воспитанность школьников
Определение понятия «воспитанность школьников»………
Критерии воспитанности личности школьника……………….
Основные направления работы по формированию воспитанности школьников…………………………………….
Глава 2. Изучение воспитанности школьников
Тест для диагностики нравственной воспитанности «Размышляем о жизненном пути»……………………………..
Анализ воспитанности школьников………………………….16
Заключение………………………………………………………21
Список используемой литературы…………………………..22
Для изучения результатов
и эффективности
Одним из методов изучения направленности личности может стать добровольное участие учащихся в делах школы. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
1. Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинета. 5 сентября приглашаем всех желающих в школу в 10 часов.
2. Всех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».
3. Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы.
Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуации выбора. Старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению вечера. Но в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция на просьбу возникнет у них – все может характеризовать воспитанность учащихся.
Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий, которые могут быть предложены, и которые зависят от реальных ситуаций в школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы из поведения и деятельности. Увеличение числа выпускников школы, проявляющих активность при оказании содействия другим людям, свидетельствует о повышении эффективности воспитательной работы школы.
Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис». Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений. Времени для завершения фразы дается, как правило, не более 15-20 секунд, затем идет начало следующего предложения. Например:
· Человек счастлив, когда…
· В хорошей школе всегда…
· Если бы я нашел клад, то…
· Если бы я все мог, то я…
· Самое главное в жизни…
· Нельзя прожить без…
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение.
Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:
1. Почему нельзя опаздывать на урок?
2. Напиши 10 слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты большего всего ненавидишь?
3. Что ты собираешься делать в свободное время?
4. Напиши три желания в порядке их значимости для тебя.
Определение ведущих мотивов в школе возможно с помощью ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:
1. определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
2. найти дифференцированный подход для формирования воспитанности учащихся в ОУ.
Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в учебной деятельности и поведении, активной общественной и гражданской позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.
Низкий уровень воспитанности представляется слабым, неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями.
Недопустимый уровень
воспитанности школьника
Глава 2. Изучение воспитанности школьников
2.1 Тест для диагностики нравственной воспитанности «Размышляем о жизненном пути»
Для выявления нравственной воспитанности учащихся, так и нравственной направленности классного коллектива взяли за основу учащихся 10 класса МКОУ Новорождественской СОШ. В этом классе 6 учащихся, из них 2 – юноши, 4 – девушки.
Цель предлагаемого теста - выявить как нравственную воспитанность отдельных учащихся, так и нравственную направленность классного коллектива.
Проведение тестирования требует обязательных, строго выполняемых условий:
В том случае, если содержание тестов не может быть представлено для каждого школьника, вопросы поочередно зачитывают ровным монотонным голосом, так, чтобы интонационная насыщенность не повлияла на выбор ответа.(См. Приложение 1)
Школьнику (респонденту) предлагается выбрать один из трех ответов и знаком «+» обозначить свой выбор в пронумерованной графе.
Обработка теста.
Если число данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о достаточной нравственной воспитанности школьника, о том, что у него сформирована ориентация на другого человека.
Для выявления нравственной направленности всего классного коллектива следует подсчитать число учащихся с выбором такого рода, выразить его количество в процентах по отношению ко всем респондентам
Если количество данных выборов обозначается цифрой 13 или более, то это свидетельствует о некоторой безнравственной ориентации, об отсутствии учета интересов окружающих людей, о позиции эгоистической и, возможно, индивидуалистической.
Для выявления нравственной направленности всего классного коллектива следует выразить число школьников с выбором такого рода в процентах по отношению ко всем респондентам
4. Оставшееся число школьников, выбор которых не обнаружил явного предпочтения, характеризуется несформированностью нравственных отношений, наличием неустойчивого, импульсивного поведения, их отношение к другим людям зависит от случайного состояния.
2.2 Анализ уровней воспитанности школьников
Результаты исследования нравственной воспитанности учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ:
Результаты исследования нравственной направленности классного коллектива учащихся 10 класса МКОУ Новорождественская СОШ:
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо разработать и провести воспитательное дело, направленное на формирование воспитанности учащихся 10 класса.
Был проведен классный час «Красота нормы» [6,c.344]
Цель: Создание условий для развития личности; для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
I. Слово педагога:
Вам по 15-16 лет – отрочество – так называлась раньше эта пора. Отрочество – последняя ступенька перед юностью. Вы ощущаете себя уже совсем не детьми. В школе и дома стремитесь быть самостоятельными, требуете достойного к вам отношения, уважения вашей личности. Вас раздражает мелочная опека родителей, оскорбляют неуважительные реплики сверстников. Вы считаете себя взрослыми. Давайте сейчас вместе попытаемся понять - вы – себя, я – вас, и вместе разобраться, что больше всего вас сейчас волнует, какие проблемы кажутся самыми главными в этой, взрослой, на ваш взгляд, жизни.
II. Анкетирование.
Ребята, перед вами открытая дорога во взрослую жизнь. Она и манит, и пугает. Перед вами на партах лежат чистые листки. Попытайтесь ответить по возможности искренно на вопрос, записанный на доске: «Какой я хочу видеть свою взрослую жизнь? О чем мечтаю?»
III. Чтение ответов ребят ( анонимных, без комментариев)
IV. Чтение письма школьницы Кати (15 лет) из журнала «Мы».
«Так чего же я все-таки хочу от жизни? Какой она должна быть в моем представлении?
Пути Господни, как говорится, неисповедимы, но мне кажется, что жизнь моя будет долгой, более-менее спокойной, и в ней будет все, благодаря чему я смогу назвать её счастливой.
Чего я хочу от жизни? Откровенно говоря, мне не по душе такая формулировка вопроса. Получается, что жизнь мне что-то должна. Скорей это я ей должна. Поэтому, на мой взгляд, правильнее спросить: «Чего я хочу от себя в этой жизни?»
Я могу быть только благодарной миру за то, что он есть, и за то, что в нем есть я. Могу его любить, наслаждаться его красотой, мудростью и разнообразием, и тем, что в нем рядом со мной живут мои близкие, родные, любимые люди…
Я, наверное, в своих надеждах и мечтах мало отличаюсь от миллионов других. Конечно, было бы здорово иметь и хорошее образование, и интересную работу, и любимого мужа, и детей, свой дом, машину и возможность поездить по разным странам и городам. Но мне кажется, что это все-таки не главное. А главное – то, что у человека есть в душе.
У всех людей вне
зависимости от личностных
Но ведь все равно грешим. И завидуем, и воруем, и родителям грубим, а уж о любви к соседям, лицам других национальностей или к своим же согражданам и говорить не приходится.
Говорят, в Афоне живут монахи, которые всю свою жизнь проводят в пещерах и, света белого не видя, денно и нощно молятся за нас, даже воду и еду им спускают на веревках в их кельи. Наверное, только благодаря их молитвам и носит нас на себе земля-матушка.
Так вот, самое мое большое желание – жить так, чтобы не прибавлять работы святым отшельникам в их молении, а ещё лучше научиться самой молиться за других».
Обсуждение.
Перед нами размышления школьницы, вашей ровесницы. Какое впечатление произвело это письмо? Удивило? Чем?