Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:37, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть возможности использования интерактивных приемов в процессе изучения глагола на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
• рассмотреть теоретические основы изучения глагола как части речи;
• рассмотреть методические основы работы над глаголом на уроках русского языка начальной школы;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Глагол как часть речи
§1.Формы глагола………………………….………………………………...…...5
1.1 Начальная форма глагола……………………………………………...….5
1.2 Наклонения глагола………………………………………………………..7
§2.Постоянные признаки глагола……………………………………………...8
2.1 Переходность-непереходность……………………………………..…....8
2.2 Возвратность – невозвратность…………………………….……………9
2.3 Вид глагола………………………………………………………………10
2.4 Спряжение……………………………………………………………….12
§3. Непостоянные признаки глагола…………………...……………………13
3.1. Время……………………………………………..………………….......13
3.2 Лицо………………………………………..……………………………..15
3.3 Род………………………………………..……………………………….17
3.4 Число………..……………………………………………………………17
3.5 Взаимосвязь глагольных категорий…………………………..………..18
Глава 2. Система работы над глаголом в начальной школе по классической программе………………………………………………………………………19
§ 1. Психолого-педагогические основы изучения частей речи в начальной школе………………..………………………………………………………….19
§ 2. Методика изучения глагола в начальных классах …………………27
2.1 Методика изучения глагола в 1 классе………………………………..27
2.2 Методика изучения глагола во 2 классе ……………………………..30
2.3 Методика изучения глагола в 3 классе……………………………….33
2.4 Методика изучения глагола в 4 классе……………………………….35
Глава 3. Интерактивные методы и приемы, их использование при обучении глаголу……………………………………………………………………………40
§ 1. Сущность интерактивных методов……………...…………………….40
§ 2. Некоторые интерактивные приемы при изучении глагола в начальных классах………...................................................................................44
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы……….…………………………………………….……..…
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Борисоглебский государственный педагогический институт»
психолого-педагогический факультет
Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальных классах
КУРСОВАЯ РАБОТА
Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов
студентки 4 курса 1 группы з.о.
Тапилкиной Марины Николаевны
Руководитель: доцент, канд.фил.наук.
Пугач В.Н.
Борисоглебск, 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Глагол как часть речи
§1.Формы глагола………………………….………………………………
1.1 Начальная форма глагола……………………………………………...….5
1.2 Наклонения глагола………………………………………………………..
§2.Постоянные признаки глагола……………………………………………...8
2.1 Переходность-непереходность………
2.2 Возвратность – невозвратность…
2.3 Вид глагола……………………………………………………………
2.4 Спряжение………………………………………………………
§3. Непостоянные признаки глагола…………………...……………………13
3.1. Время……………………………………………..………………
3.2 Лицо………………………………………..………………………
3.3 Род………………………………………..…………………………
3.4 Число………..……………………………………………………
3.5 Взаимосвязь глагольных категорий…………………………..………..18
Глава 2. Система работы над глаголом в начальной
школе по классической программе………………………………………………………
§ 1. Психолого-педагогические
основы изучения частей речи в начальной
школе………………..……………………………………………
§ 2. Методика изучения глагола в начальных классах …………………27
2.1 Методика изучения глагола в 1 классе………………………………..27
2.2 Методика изучения глагола во 2 классе ……………………………..30
2.3 Методика изучения глагола в 3 классе……………………………….33
2.4 Методика изучения глагола в 4 классе……………………………….35
Глава 3. Интерактивные методы и приемы, их использование
при обучении глаголу……………………………………………………………
§ 1. Сущность интерактивных методов……………...…………………….40
§ 2. Некоторые интерактивные
приемы при изучении глагола в начальных
классах………....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……….…………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Большое место в программе начальной школы отводится изучению знаменательных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Глаголы отличаются исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтаксических связей. Это вызывает определенные трудности у младших школьников при овладении данной частью речи. Поэтому изучение глаголов требует использования методов, активизирующих внимание, воображение, мышление детей, их самостоятельную поисковую деятельность, т.е. методов, направленных на реализацию творческого подхода при овладении младшими школьниками такой части речи, как глагол.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала.[ 18] Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.[36] Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы исследования: «Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов».
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс по русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: использование интерактивных приемов на уроках русского языка в начальной школе при изучении глагола.
Этим обусловлена и цель работы – рассмотреть возможности использования интерактивных приемов в процессе изучения глагола на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
В процессе исследования использовались следующие методы:
1) анализ лингвистической и методической литературы;
2) педагогическое наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в учебном процессе;
3) использование разработанной системы уроков на практике.
Глава 1. Глагол как часть речи
§1.Формы глагола
Глагол – это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).
Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет
– неопределённую форму (инфинитив),
– спрягаемые (личные и безличные) формы,
– неспрягаемые формы – причастные и деепричастные.
Их грамматические признаки различны:
– инфинитив, деепричастие неизменяемы,
– у причастия есть непостоянные морфологические признаки рода, числа, падежа, одушевлённости, как у прилагательных,
– спрягаемые формы в прошедшем времени и условном наклонении имеют морфологический признак рода, в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении – морфологический признак лица, в условном и повелительном наклонении у них нет морфологического признака времени.[30]
Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки:
1) у всех форм есть постоянные признаки вида, переходности и возвратности,
2) все формы обладают единым управлением – требуют постановки существительного в форме одного и того же падежа: читать / читал / читая / читающий книгу, но чтение книги.
Начальной формой глагола является его неопределённая форма, или инфинитив.
Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать – перех., спать – неперех.), возвратности (мыть – мыться) и вида (решать – несов. вид, решить – сов. вид).
Формальными показателями инфинитива являются формообразующие суффиксы -ть (чита-ть), -ти (нес-ти), -чь или Ø (пе-чь или печь—Ø) – об интерпретации этих показателей в разных учебных комплексах см. раздел морфемики.[30]
Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится), сказуемым (Быть грозе великой!), дополнением (Все просили её спеть), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать), обстоятельством (Я пошёл пройтись).
Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти: играть, везти. У глаголов, оканчивающихся на -чь (лечь, печь, беречь), -чь входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь — лёг, печь — пёк и др.
Основой инфинитива является часть слова без суффикса - ть или - ти: писать — писа -, пилить — пили-, нести — нес-.
Кроме суффиксов -ть, -ти, в инфинитиве выделяются суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -ова-, -ну- и др.: писать, пилить, видеть, нарисовать, прыгнуть и др. Эти суффиксы могут сохраняться в формах глагола прошедшего времени (писал, пилил, видел, нарисовал, прыгнул), а также в причастиях прошедшего времени, образованных от глагола (писавший, пиливший, видевший, нарисованный, прыгнувший), в деепричастиях (написав, увидев).
В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым, например: Учить — ум точить. (Пословица.) Инфинитив имеет следующие морфологические признаки: возвратность — невозвратность (умыть — умыться), вид (делать— сделать).[30]
Наклонение – непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.
Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.
Средством выражения изъявительного наклонения являются показатели времени: суффиксы -л– и -Ø– в прошедшем времени (нес-л-а, нёс—Ø-ø), личные окончания в настоящем и будущем времени (нес-у, буд-у нести, принес-у).
Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицей бы. Частица бы может занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы) и имеет одну форму множественного числа (шли бы). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.[30]
Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу,
приказание или побуждение к совершению
действия, обозначенного глаголом, и характеризуется
особой повелительной интонацией: Сердечный друг,
желанный друг, приди, приди: я твой супруг! (П.). Основное значение повелительного
наклонения - побуждение к совершению
действия - обычно относится к собеседнику,
поэтому основной формой этого наклонения
является форма 2-го лица единственного
или множественного числа.
Повелительная форма образуется от основы
настоящего времени и имеет следующие
три разновидности:
Форма наклонения может иметь переносное употребление.
Изъявительное наклонение может употребляться в значении условного (Чего тебе было надо? Взял да и ушёл = Взял бы и ушёл бы) или в значении повелительного наклонения (Ну, пошли = Ну, пойдёмте).
Повелительное наклонение может употребляться в значении изъявительного (А он возьми да и скажи... = А он взял и сказал...) или в значении условного (Приди он вовремя, ничего бы не случилось = Если бы он пришёл вовремя, ничего бы не случилось).
Условное наклонение может употребляться в значении изъявительного (Я хотел бы вам сказать... = Я хочу вам сказать...) или в значении повелительного (Сходил бы ты за хлебом = Сходи за хлебом).[30]
§2.Постоянные признаки глагола
2.1 Переходность-непереходность
Различаются глаголы переходные и непереходные.
Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?'/что?', писать статью, вязать свитер, петь песню.
Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:
1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени;
2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров.
При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).
Информация о работе Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов