Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть возможности использования интерактивных приемов в процессе изучения глагола на уроках русского языка в начальной школе.
Исходя из этого, основные задачи представленной работы предполагают:
• рассмотреть теоретические основы изучения глагола как части речи;
• рассмотреть методические основы работы над глаголом на уроках русского языка начальной школы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Глагол как часть речи
§1.Формы глагола………………………….………………………………...…...5
1.1 Начальная форма глагола……………………………………………...….5
1.2 Наклонения глагола………………………………………………………..7
§2.Постоянные признаки глагола……………………………………………...8
2.1 Переходность-непереходность……………………………………..…....8
2.2 Возвратность – невозвратность…………………………….……………9
2.3 Вид глагола………………………………………………………………10
2.4 Спряжение……………………………………………………………….12
§3. Непостоянные признаки глагола…………………...……………………13
3.1. Время……………………………………………..………………….......13
3.2 Лицо………………………………………..……………………………..15
3.3 Род………………………………………..……………………………….17
3.4 Число………..……………………………………………………………17
3.5 Взаимосвязь глагольных категорий…………………………..………..18
Глава 2. Система работы над глаголом в начальной школе по классической программе………………………………………………………………………19
§ 1. Психолого-педагогические основы изучения частей речи в начальной школе………………..………………………………………………………….19
§ 2. Методика изучения глагола в начальных классах …………………27
2.1 Методика изучения глагола в 1 классе………………………………..27
2.2 Методика изучения глагола во 2 классе ……………………………..30
2.3 Методика изучения глагола в 3 классе……………………………….33
2.4 Методика изучения глагола в 4 классе……………………………….35
Глава 3. Интерактивные методы и приемы, их использование при обучении глаголу……………………………………………………………………………40
§ 1. Сущность интерактивных методов……………...…………………….40
§ 2. Некоторые интерактивные приемы при изучении глагола в начальных классах………...................................................................................44
Заключение……………………………………………………………………..51
Список литературы……….…………………………………………….……..…

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Марины исправ (32).doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Воробьев знакомых.

                М.Исаковский.

2.Прослушайте  отрывок из незнакомого  вам музыкального произведения.

   Напишите дома  мини – сочинение «Звуки музыки», опираясь на схему:

Я слышу (что?) __________________________________________________________________

Я чувствую (что?)_____________________________________________________________

Я вижу (что?)_____________________________________________________________

Я представляю (что?)_____________________________________________________________

Какой или чей  образ возникает передо мной?_____________________________________________

__________________________________________________________________

Цветовая и световая гамма, возникающие передо мной во время прослушивания музыки.___________________________________________________________

 

Домашнее задание: Выучить материал по схемам, сделанным в классе.

                                  Написать мини – сочинение  по классному заданию № 2.

Упражнение 254.

 

 

Приложение 2

Тема урока: Изменение глаголов по числам (2 класс УМК Т.Г.Рамзаева).

Цель: наблюдать за изменением глагола по числам.

Задачи:

Образовательные: формирование понятия о глаголе как части речи. Выработать умение находить глаголы в тексте.

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Приемы ТРКМЧП: «верные и неверные утверждения», «кластер», синквейн.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

 

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь!

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Сегодня мы с вами должны вспомнить все, что знаем о глаголе. И я хотела пригласить его к нам на урок. Но когда я открыла учебник, его там не было.

(Приходит звуковое письмо):

“- Здравствуйте, я тот, кто обозначает действие предмета и отвечает на вопросы (что делает?, что сделал?, и тому подобные вопросы.

Узнали меня?

Мне стало скучно и я решил прогуляться по городу

Звучит песня

А я иду шагаю по

Учитель:

Дети, я что-то беспокоюсь за него. Почему?

Значит нам нужно самим вспомнить правила дорожного движения и научить пользоваться ими глагола. Догоняем его. (Вывешиваю плакат глагола)

  1. Разминка. Выход на тему урока. (6 мин.)

Первое что увидел глагол какой-то предмет. Вот он. (Светофор)

Ученик

Внимание, глядит в упор 
На нас трехглазый светофор 
Зеленый, желтый, красный глаз 
Он каждому дает приказ.

Изобразим светофор

(Картинка, ребус и загадка)

Картинка дороги

Ребус   О + д

Р

Загадка:

Шпалы выложены в ряд. 
Я- электрички младший брат. 
По асфальту не могу, 
Лишь по рельсам я бегу. 
Догадался? Я (трамвай)

Записать эти слова в столбик.

На какое правило эти слова? Какая это часть речи? Подберите к ним глаголы.

ДОРОГА

ТОРОПИТСЯ

НАРОД

ПРИБЛИЖАЕТСЯ

ТРАМВАЙ

ПОВЕРНУЛА


Что у нас получилось?

Вернемся к светофору. Что обозначают его цвета?

Если свет зажегся красный, 
Значит двигаться опасно. 
Желтый свет- предупреждение: 
Жди сигнала для движения. 
Свет зеленый говорит: 
Пешеходам путь открыт!

Записываем

Пешеход стоит. (Стоят)

Пешеход приготовился. (Приготовились)

Пешеход идет. (Идут)

А если пешеходов много как мы скажем?

Значит, какой мы делали вывод: глаголы изменяются по числам.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

Ученики: ГЛАГОЛ

Учитель: Запишите в тетрадь слова обоих рядов, поставьте к ним вопросы.

Учащийся комментирует с места, объясняя орфограммы в словах.

  1. Прием «верные и неверные утверждения».(3 мин.)

Учитель: прежде, чем мы познакомимся с ИЗМЕНЕНИЕМ ГЛАГОЛА ПО ЧИСЛАМ, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…ГЛАГОЛЫ отвечают только на вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО СДЕЛАТЬ?»;

2….ГЛАГОЛОв в языке очень немного;

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

Прием кластер(17 мин.)

  1. Учитель. Помогать знакомиться с глаголами нам будет помогать кластер (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы с «головой» нашего кластера. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Ученики.ГЛАГОЛ.

Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с данной частью речи.

Работа в парах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, отвечает, изменяется. Все глаголы фиксируются на доске (на слайде).

Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство кластера, прочтем статью о глаголе. Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.

Работа с текстом учебника стр. 23. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте.

Работа в группах.

Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о глаголе. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим кластер, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах, но, если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

Учащиеся работают группами, завершая работу скластером. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки

Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

       
       

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало  самым ярким в речевом оформлении?

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы.

Пример кластера по теме «Глагол»




 

 




Описание содержания кластера

Ключевое понятие: глагол

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – действие

Отвечает – на вопросы «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО СДЕЛАТЬ?»;

Изменяется – по числам

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с глаголом. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.

Ученики (2-3) обобщают.

Письменная работа. (6 мин.)

1. Упражнения в составлении предложений  по схемам и вопросам.

Глагол любит фотографировать. Вот какие у него получились фотографии.

(групповая форма работы)

Кто? Что делают? По чему?. (люди идут по тротуару)

Кто? Что делает? Что? (Буратино переходит дорогу)

Какая? Что? Что делает? Куда?(Синяя машина поворачивает направо)

Какие? Кто? Что делают? На чем? (маленькие дети играют на дороге.)

Кто? Что сделал? Какой? Что? (Незнайка увидел дорожный знак)

Что нельзя делать на дороге?

Найдите грамматические основы в предложениях.

2. Замена глагола на противоположные  по значению.

(индивидуальная форма работы)

Раздаю карточки с предложения.

Задания:

- найти глаголы

- заменить на противоположные.

Девочка заходит автобус.

Заходит – выходит

Миша идет по переходному переходу.

Идет – стоит

Водитель трамвая открыл двери.

Открыл – закрыл

3.  Найти лишний глагол

По тротуару можно двигаться, ходить, мчаться

В автобусе можно сидеть, стоять, кричать

На дороге можно передвигаться, идти, играть.

Учитель. Вы теперь многое знаете о глаголе. Значит, вы сможете обнаружить его в тексте. Предлагаю списать текст упр. 258, подчеркнув все глаголы, особое внимание обращая на их правописание.

Самостоятельная работа учащихся. Списывание текста.

По окончании списывания учащимся предлагается назвать глаголы, отвечающие на вопросы что делают и что сделают.

РЕФЛЕКСИЯ (8 мин.)

  1. Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше  мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

  1. Прием синквейн.

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с глаголами, пора подвести некоторые итоги. Я предлагаю сделать это в синквейне.

- Что мы изучали сегодня?

Ученики. Глагол.

Сочинение синквейна самостоятельно или в парах (по выбору учащихся).

Пример синквейна:

Глагол .

Непростой. Многоликий.

Обозначает, отвечает , изменяется, употребляется.

Глаголом жги сердца людей.

Изучайте!

Итоги урока:

- Что нового вы открыли  на уроке?

- Что осталось непонятным??

- О чем вы расскажете родителям?

- Что еще мы повторили?

Чтобы вы не забывали вам в подарок ПАМЯТКА.

Помни правила движенья

Везде и всюду правила их надо знать всегда:

И проспекты, и бульвары – 
Всюду улицы шумны,  
Проходи по тротуару 
Только с правой стороны!

Если едешь ты в трамвае 
И вокруг тебя народ, 
Не толкаясь, не зевая, 
Проходи скорей вперед.

Если ты гуляешь просто, 
Все равно вперед гляди, 
Через шумный перекресток 
Осторожно проходи.

Переход при красном свете 
За-пре-ща-ет-ся! 
При зеленом даже детям 
Разрешается!


Домашнее задание прокомментировано ранее. Запись в дневники. Оценки.

Спасибо за урок!

 

 

 

 


Информация о работе Изучение глагола в начальной школе с использованием интерактивных приемов