Изучение интереса младших школьников к истории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории России учащихся 2 класса
1.1Патриотическое воспитание младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса 11
Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса 26
2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Александрова 21.06.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА  МЕТОДИК ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Изучение интереса младших школьников к истории  России

направление  050700.62 Педагогика

профиль 540607 Начальное образование

 

 

 

 

 

                                                                                        Работу выполнила

                                                                                                     Студентка 31 НО группы

                                                                                       очного обучения

Александрова  Мария Вячеславна

 

К защите допущен «  »__________2012г.                                                Научный руководитель-

Защита состоялась «  » __________2012г.                                               к.п.н., доцент

Отметка «___________»                                                                            Дергунова Т.А.

Члены комиссии:                                                                                         ________________________             

 

 

 

Нижневартовск 2012

Содержание

Введение.                                                                                                              3                                                                         

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного  интереса к истории России учащихся 2 класса

1.1Патриотическое  воспитание младших школьников                                     7                                    1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса                                                                                                            11

Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса

2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса                                              26

2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса                                                             31

Заключение                                                                                                     38

Список литературы                                                                                         40

Приложение                                                                                                     42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История, как  учебная дисциплина является очень  важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.

Проблема патриотического  воспитания подрастающего поколения  обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов. Да и не в каждой семье учат умению сострадать, быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми, внимательными к окружающим. И как результат – в нашем обществе наблюдается распространение таких явлений, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Стала всё более заметней постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания.

 Место и  роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

Существующие  сегодня противоречие

- между социальным  заказом государством в воспитании гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека и недостаточностью использования  практических разработок по развитию интереса младших школьников к истории России.

В работе введено  ограничение, будет рассматриваться  вопрос о развитии познавательного  интереса учащихся 2 класса к истории Росси.

Цель  исследования: на основе теоретико -  экспериментального исследования разработать проект технологии развития познавательного интереса учащихся 2 класса к истории Росси.

Объект  исследования: процесс патриотического воспитания младших школьников.

Предмет: развитие у учащихся 2 класса познавательного интереса к истории России.

Гипотеза:  развитие познавательного интереса к истории России  может быть успешным если:

  • рассматривать познавательный интерес, как проявление и стремление ребенка познать новое, выяснить непонятное  о качествах, свойствах, предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти  имеющиеся  между ними связи и отношения.
  • разработать проект технологии развития познавательного интереса к истории Росси у учащихся 2 классов на основе исходного уровня развития познавательного интереса.

 

Задачи  исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 класса в психолого-педагогической и методической литературе.
  2. Определить критерии, показатели и уровни развитии познавательного интереса к истории Росси у учащихся второго класса.
  3. Разработать проект педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 класса.

Методы  исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогической, психологической, методической, лингвистической); эмпирические методы педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы).

Методологические  основы исследования: исследования о развитии познавательного интереса у младших школьников как мотив познавательной деятельности (Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.).

Исследования о содержании познавательных интересов, которые могут охватывать разные области окружающей действительности (И.С. Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М. Кларина, О.Р. Галимов, Г.И. Петку).

Этапы исследования:

1 этап (ноябрь - февраль): осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 классов, определена цель, объект, предмет исследования, составлен план работы.

2 этап (март - май): выявление уровня развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 класса, разработка педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 классов.

Практическая  значимость исследования: состоит в том, что разработанная технология развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 классов может быть использована в практике учителей начальных класса.

Экспериментальная база исследования: МОУ средняя общеобразовательная школа №12 города Нижневартовска.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития познавательного  интереса к истории России учащихся 2 класса

 

    1. Патриотическое воспитание младших школьников

 

Патриотическое  воспитание детей младшего школьного  возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [ 13, c.4].

Уважение к  своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Вопросы патриотического  воспитания подрастающего поколения  рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова,

Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В их работах были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков [15, c. 352].

Духовный уровень  патриотизма связан с традиционными  верованиями, сформированным неформальным мировоззрением. Агапова И. и Давыдова М. утверждают, что анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие).[11, c. 17]

Патриотическое  воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая  сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская  позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам  и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите .[16, c. 44]

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [13, c.4]

Баранов С. П. утверждает, что один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. [1,c.143]

Информация о работе Изучение интереса младших школьников к истории России