Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории России учащихся 2 класса
1.1Патриотическое воспитание младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса 11
Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса 26
2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
-уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
-характером (многосторонними, широкими интересами, локальными-стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
-местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
-своеобразием интереса
в познавательном процессе (теоретической
направленностью или
-связью с жизненными планами и перспективами [9,c.270].
Указанные условия обеспечивают
силу и глубину влияния познавательн
Развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития познавательных интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Для младшего школьного возраста наиболее эффективным средством для развития познавательных интересов является использование игровых технологий, о возможностях которых пойдет речь в следующем параграфе.
Выводы но первой главе
Патриотическое воспитание младших школьников, по мнению Леонтьева, – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Так же в первой главе мы рассмотрели условия формирования познавательного интереса к истории России у младших школьников и пришли к выводу, что развитие познавательных интересов прямо зависит от организации учебной работы.
Глава 2. Опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика
изучения уровня развития позна
Цель эксперемента: выявить уровень развития познавательного интересса у учащихся 2 класса к истории России.
Задачи исследования:
Для определения уровня развития познавательного интереса к истории России у учащихся 2 класса был проведен констатирующий этап эксперимента. В его проведении приняли участие 20 детей 2 «б» класса. Исследование поводилось на базе МОШ № 12 города Нижневартовска.
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента использовался анализ литературы, который показал, что критериями развития познавательного интереса к истории России у младших школьников являются устойчивость, осознанность и активность (С.Л.Рубинштейн [19], Г.И. Щукина). Показатели и уровни интереса к истории России у учащихся младшего школьно возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса
Критерии |
Показатели, уровни |
Устойчивость |
Выбор литературы, связанной с историей России из всех видов литературы; положительное к ней отношение. |
Склонность к изучению истории России. | |
Осознанность |
Мотивирует свой выбор литературы по истории России. |
Активность |
Проявляет активное желание в изучении истории России, частое продолжительное общение с книгами по истории России и истории Родного края. |
Характеристика уровней
Уровень |
Характеристика |
Высокий уровень (интерес проявляется всегда - 3 балла) |
Школьник проявляет
положительное отношение к лите |
Средний уровень (интерес проявляется ситуативно - 2 балла) |
Школьник проявляет
положительное отношение к |
Низкий уровень - (интерес не проявляется - 1 балл) |
Ученик не интересуется литературой, связанной с историей России. Не проявляет осознанного интереса к истории Родного края, не проявляет активного желания в изучение истории России. |
Для диагностики уровней развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса использовалась группа методов: диагностическое задание, беседа, наблюдение за деятельностью детей.
Для оценки устойчивости интереса учащихся использовались диагностическое задание.
Диагностическое задание. Учащимся предъявляли карточки, на которых изображены названия книг: « Русские народные сказки»; Стихотворения любимых поэтов; история России ( Родного края); « Детские рассказы»; Затем каждому ребенку давалась инструкция: « Выбери книги, которые ты предпочитаешь читать в свободное время в группе, дома».
Критерии оценки:
Низкий уровень: ребенок выбирает литературу различных жанров. Отсутствует потребность в чтение книг по истории России, Родного края.
Средний уровень: ребенок предпочитает читать книги различных жанров и книги об истории России и Родного края.
Высокий уровень: ребенок предпочитает читать книги о истории России и о истории Родного края.
Для оценки осознанности интереса к истории России у младших школьников использовалась индивидуальная беседа, в ходе которой учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
8.Хотели бы вы чтобы вам на уроке рассказывали об истории России и города Нижневартовска?
Делая вывод по проведенному опросу, можно констатировать, что у учащихся 2 класса преобладает средний уровень осознанности интереса к истории России.
25% учащихся обладают высоким уровнем осознанности , 25% учащихся обладаю средним уровнем, и 60 % учащихся обладают низким уровнем.
Для оценки активности интереса детей к истории России использовался метод наблюдения за деятельностью детей. Учащимся предлагалась выставка книг. В неё входили книги художественной литературы: рассказы, сказки, детективы и книги по истории России, истории родного края, зарождения города Нижневартовска. Учащимся предлагалось выбрать книгу, которая его больше интересует.
По выбору учащимися книг, можно сделать вывод, что наибольшую заинтересованность учащиеся имеют к рассказам и сказкам. Книги по истории России и окружающего края, не одним учащимся выбрано не было.
Уровни развития интереса младших школьников к истории России.
В результате констатирующего
этапа были получены
Таблица 3
Исходный уровень развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса по трем критериям, в %
Устойчивость |
Осознанность |
Активность |
Выс. Сред. Низ. |
Выс. Сред. Низ. |
Выс. Сред. Низ. |
0 15 85 |
25 25 50 |
0 10 90 |
Полученные данные показывают, что устойчивость познавательного интереса к истории России у большинства учащихся находится на низком уровне- 85%. 3 человека из класса обладают среднем уровнем устойчивости интереса к истории России- 15%. Руслан, Лена и Ира выбрали книги художественной литературы- это " Русские народные сказки" и " Детские рассказы", но все же в выборе этих учащихся преобладала и книга по истории России. Руслан и Лена выбрали книгу по истории России, а Ира выбрала книгу по истории Родного края.
Высокий уровень интереса к истории России не обнаружен ни у кого.
Осознанность познавательного интереса к истории России у половины класса находится на низком уровне - 50%. Учащийся имеет низкие знания о истории России, отсутствует желания изучать историю родного края. Средний уровень осозннаности познавательного интереса к истории России у младших школьников имееют 25% учащихся. Алина, Радмир, Никита Л., Никита В. и Миша при ответах ,в ходе беседы, не сразу отвечали на заданный вопрос, но в свои ответы мативировали, объясняли, почему им интерестно изучать историю России.
Высоким уровнем осознаности интереса к истории России обладают 25% учащихся.Алина, Лена, Руслан, Настя и Данил хорошо ориентировались в ходе беседы и мотивировали свой интерес в изучение истории России. Активность интереса к истории России почти у всего класса находится на низком уровне- 90%. Среднем уровнем познавательного интереса к истории России обладают 10% учащихся.Алина, Артем, Лена выбрали на выставке книг "Детские рассказы", но обратили внимание на книги истории России и Родного края. В итоге ученики взяли книги по истории Росии, но читать их не стали. Высокой активностью познавательного интереса к истории России не обладает не один ученик.
Исходные уровни развития интереса к истории России у учащихся 2 класса представлен на рис.1
Рис.1.Уровень развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.
Полученные данные показывают следующее.
1. В
классе никто из детей не
продемонстрировал высокий
2. Преобладающим
является низкий уровень
3. Средний уровень развития интереса к истории России характерен для 16,6 % учащихся.
2.2. Проект технологии развития познавательного интереса к истории России
Цель: разработать проект педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.
В своей работе мы будем опираться на определение, данное М.В. Клариным: «Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [25, c.15]
Понятие «педагогическая
технология» может
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
Информация о работе Изучение интереса младших школьников к истории России