Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:59, курсовая работа
История, как учебная дисциплина является очень важной. При её изучении воспитывается патриотизм, уважение к опыту предков. Развиваются умения искать причинно-следственные связи. Пересказывая исторические события, при этом добавляя свою точку зрения на них, происходит развитие речи, памяти, мышления. К тому же человек просто обязан знать историю своего края, страны, а также мира и этапы развития человечества, причины тех или иных событий, для того чтоб предвидеть их в будущем.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России гражданского общества, динамичное развитие страны зависит от ответственных людей, любящих свою Родину, заботящихся о ней, способных отстаивать её интересы. Воспитание гражданина – патриота сегодня – залог гарантированного будущего для всего российского общества. К сожалению, под влиянием западной культуры произошла переоценка духовных и нравственных ценностей. Сила негативного влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безграничного моря аудио- и видеопродукции, улицы, где большую часть времени проводит ребёнок, во много раз превзошла влияние школы и других общественных институтов.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса к истории России учащихся 2 класса
1.1Патриотическое воспитание младших школьников 7
1.2 Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у учащихся 2 класса 11
Глава 2. опытно-эксперементальная работа по развитию познавательного интересса к истории России учащихся 2 класса
2.1 Методика изучения уровня развития познавательного интересса к истории России у учачащихся второго класса 26
2.2Проект технологии развития познавательного интереса к истории России…у учащихся второго класса 31
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 42
процессуально-описательном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [25].
При разработке педагогической технологии по развитию познавательного интереса к истории России мы использовали следующие классификационные параметры:
По философской основе: гуманистическая.
По ведущему фактору психического развития: комплексная.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: информационная, ЗУН.
По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.
По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная.
По подходу к ребёнку: личностно-ориентированная.
По категории обучаемых: массовая.
Концептуальная основа технологии.
При разработке технологии мы опиралась на исследования о развитии познавательного интереса у младших школьников как мотив познавательной деятельности (Р.Д. Тригер, К.М. Рамонова, Н.К. Постникова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Л.М. Маневцова, Т.А. Куликова, Е.В. Иванова, Е.С. Бабунова, Л.Н. Вахрушева и др.).
Исследования о содержании познавательных интересов, которые могут охватывать разные области окружающей действительности (И.С. Фрейдкин, Н.Н. Никандров, Н.Г. Комратова, Л.М. Кларина, О.Р. Галимов, Г.И. Петку).
Таблица 2
Схема педагогической технологии развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса
Целевой модуль |
Цель: развитие познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Задачи:
|
Содержательный модуль |
1 блок - « Моя малая родина» 2 блок - « Я - Гражданин России» |
Процессуально –деятельностный модуль |
Этапы работы. I этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций, развитие у детей устойчивости интереса к истории страны. II этап. Изучение истории, культуры, быта, символики государства, развитие у детей осознанности и активности интереса к истории России. Участники образовательного процесса: дети 8-9 лет, учитель. Средства: учебники, художественная литература, видеофильмы. Методы: беседа, рассказ, наблюдение, метод убеждения, метод упражнения. Последовательность: поэтапная реализация каждого блока |
Диагностико-результативный модуль |
Результат: повышение уровня развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Диагностические методы: беседа, наблюдение, тестирование. |
На первом этапе начинается изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта и традиций. Классный час «Моя малая Родина» частично выстраивается на знаниях учащимися своего родного города, его улиц, предприятий, культурных и исторических памятников и затем пополняются в течение последующих лет обучения.
1 этап. Знакомство с достопримечательностями города Нижневартовска, их название и история.
2 этап. Рассказ учителя о истории зарождения города Нижневартовска.
3 этап. Ученикам предлагалось написать сочинение на тему « Мой любимый Нижневартовск». В нем дети описывают, что им больше нравится в городе, учитывая все знания которые они получили за урок.
Таким образом, работа, организованная на первом этапе технологии, способствует знакомству с достопримечательностями города, его истории, воспитывает у детей чувство гордости о своем Родном крае.
Расширьте первый этап одного рассказа мало. Как вы предполагаете знакомить с достопримечательностями города, связанными с его историей и историей России.
На втором этапе дети готовы воспринимать более сложный материал. Был разработан цикл классных часов о родной стране: «С чего начинается Родина», «Символика Российского государства», «Я гражданин России», (Приложение 2).
Задание 1. Ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).
Основные понятия: безразличие, бескорыстие, взаимопонимание, высокомерие, долг, доброта, дружба, достоинство, гуманность, искренность, любовь, миролюбие, милосердие, невыдержанность, недоверие, ненависть, пренебрежение, сочувствие, сопереживание, содействие, совесть, справедливость, помощь, теплота, терпимость, толерантность, холодность, уступчивость, человечность, честь.
Задание 2. Тест «Ты гражданином быть обязан»
Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую сферу.
Ход эксперимента: воспитанникам предлагается список слов: патриотизм, трудолюбие, требовательность, выдержка, творческое отношение к труду, справедливость, настойчивость, долг, совесть, честь, мужество, жизнерадостность, искренность, гражданственность, решительность, отзывчивость, ответственность, радушие, сдержанность, сострадание, терпеливость, упорство, уверенность, энтузиазм. Необходимо записать слова в три колонки:
- самые значимые для тебя слова, характеризующие его гражданскую направленность;
- слова, которые присущи тебе;
-слова, не значимые для тебя.
Анализ полученных данных позволит установить и проанализировать причины расположения качеств данным воспитанником и классом в целом, определить различия в этом плане, сопоставить оценку качеств, характерные и нехарактерные для гражданской зрелости.
Таким образом, обращение к символам государства способствует воспитанию у школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории.
Работа в рамках данного опыта позволяет сделать определенные выводы: применение элементов опыта возможно в любой школе и требует лишь желания и умения классного руководителя; опыт не является трудоемким.
Опыт обеспечивает: рост успешности младших школьников; нравственное и физическое взросление; расширение знаний о , малой родине, России; воспитание целостной личности.
Результативность данного педагогического опыта определяется по следующим критериям:
1. Уровень сформированности
гражданского и
2. Выявление представления воспитанников о качествах человека, характеризующих его гражданскую позицию;
3. Определение характера отношения школьника к Отечеству.
Вывод по второй главе
В данной главе мы определили уровни развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Затем нами был подобран ряд диагностик соответствующий данной теме и проведен с учащимися 2 класса.
Анализируя полученные результаты, мы выявили преобладающий низкий уровень развития познавательного интереса учащихся второго класса к истории России.
Причинной этого явилось то, что педагоги и родители данного класса не уделяют должного внимания работе по развитию интереса к истории России.
Мы предполагаем, что данная педагогическая технология поможет повысить уровень познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.
Заключение
Суть познавательного интереса состоит в том, что объектом его является сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации о них), познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению.
Интерес к истории России - образование развивающее, формирующее по нескольким направлениям: повышается его устойчивость, изменяется его глубина, расширяется его содержание, усиливается его действительность. Поэтому критериями для оценки интереса к истории России у учащихся второго класса является его осознанность, устойчивость и активность.
Развивать интерес у младших школьников к истории России необходимо на диагностической основе. Методика диагностического исследования включала группу методов: диагностическое задание, беседа и наблюдение за деятельностью учащихся.
Анализ эксперимента показал низкий и средний уровень развития познавательного интереса у учащихся второго класса, а значит его нужно развивать. Для этого нами был разработан проект педагогической технологи по развитию познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса. Он включает в себя 2 этапа:
I этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций, развитие у детей устойчивости интереса к истории страны.
II этап. Изучение истории, культуры, быта, символики государства, развитие у детей осознанности и активности интереса к истории России.
Данная технология направлена на: воспитание патриотических чувств у учащихся второго класса; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России.
Оформить по правилам, см. источники с 20 по 24 (оформлены правильно). Я вам их выделила.
Список литературы
М.: Академия, 2005. - 496 с.
25. http://festival.1september.ru/
Приложение №1
Итоговые показатели развития познавательного интереса к истории России у учащихся второго класса.
Имя учащегося |
Устойчивость |
Осознаность |
Активность |
1Алина К. |
Средний |
Высокий |
Средний |
2 Алина Б. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
3 Артем Г. |
Низкий |
Низкий |
Средний |
4 Самир А. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
5 Радмир Ш. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
6 Саша П. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
7 Даша П. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
8 Лена М. |
Средний |
Высокий |
Средний |
9 Руслан Р. |
Средний |
Высокий |
Низкий |
10 Никита Л. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
11Никита В. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
12 Рузана Г. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
13Оля Ф. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
14 Миша Ж. |
Низкий |
Средний |
Низкий |
15 Карина Г. |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Информация о работе Изучение интереса младших школьников к истории России