Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 19:05, курсовая работа
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Основной функцией её является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами. В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально – возрастными особенностями.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания младших школьников во внеучебное время…………………………………
Характеристика нравственных качеств, точки зрения разных авторов.
1.2. Особенности воспитания нравственных качеств в младшем школьном возрасте……………………………………………….
1.3. Способы нравственного воспитания в начальной школе во внеурочное время………………………………………………..
Глава 2. Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………
2.2. Экспериментальная проверка эффективности системы способов нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время….
2.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по организации нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время…………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………….
Все беседы, создаваемые в работе с учащимися содержат педагогические ситуации, которые помогают ребенку получить нравственные знания и сформировать отношение к героям при изучении художественной литературы.
Приложение 12
Беседа "Кто умеет помогать взрослым"
(с использованием
Начинаем с вопросов.
- Надо ли помогать взрослым? (ответы детей)
- А вот один мальчик сказал, что смешно помогать взрослым, они сами все умеют. Прав ли он?
Послушайте стихотворение А. Шибаева "Дед и внук".
На свет жили: старый дед
И внук, семи примерно лет
… Его лишь стоило позвать,
Он помогал стелить кровать,
Надеть калоши помогал.
Воды напиться помогал…
(Кто же кому помогал?)
Кто? Деду внук?
Да нет же, нет:
Не деду внук, а внуку дед.
Далее предлагалось детям рассказать, кто и как помогает домашним.
Для беседы, использовали также стихотворения следующих авторов З. Александровой, М. Ивенсина, Л. Квитко.
По каждой беседе обязательно постановление вопросов, использование иллюстрации, чтобы способствовать восприятию текстов и развитию умения анализировать поступки и действия детей.
Приложение 13
Беседа на тему "Хороший друг (товарищ)"
Начинаем с вопросов:
- Кого называют хорошим
- А как быть с таким ребятами, которые дразнятся, дерутся, мешают играть? (некоторые дети считают, что драчуну нужно дать сдачи)
Задаем вопрос: А как можно помочь другому убедить драчуна в том, что ссоры и драки мешают жить и играть дружно?
После ответов детей, делаем вывод:
- Если все дружно встанут на защиту обиженного, то обидчик не посмеет драться. Хороший товарищ всегда поможет, защитит, разделят радость.
Приложение 14
Рассказ В. Сухомлинский "Как Белочка Дятла спасла"
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Ничего есть Дятлу сколько не стучал о лед, до коры не достучатся. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не выщипываются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горячие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты Дятел, плачешь?
– Ничего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Затем задаем вопрос для обсуждения с детьми рассказа.
– Что сделала Белочка?
- Как можно охарактеризовать ее поступок?
- А как называют людей, которые поступают, как Белочка?
– Замети ли вы, что Белочка радуется, что ей не жалко шишки для Дятла?
Приложение 16
Игра "Пирамида добра"
Дети встают в круг.
- Что доброго, хорошего можно
пожелать друг другу, вам надо?
Кто придумает – выйдет в
круг, произнесет свое доброе
пожелание, вытянет руку вперед
и положит ее сверху на мою
ладонь или на ладонь ребенка,
уже высказавшего свое
Начинаем первые мы: "Я желаю вам быть терпеливыми и послушными!"
После того как вы выскажете свои пожелания – возведут пирамиду добра, предлагаем ее тихонько раскачать и со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкивают лежащие ладони вверх, рассыпать пирамиду.
Также проводились сюжетно – ролевые игры, как на улице, так и в группе.
В таких играх, мы требовали от детей самостоятельности и их способность перенести в игру уже усвоенные правила поведения. Главным является их введению в игру – литература, она расширяет сюжетное содержание игр. Обсуждая с детьми произведения, повторяем правила поведения. Почти все игры построены на художественном произведении, выливаются в инсценировку:
1. Сказка "Три поросенка"
2. Сказка "Сивка – Бурка"
3. Рассказ Л.Н. Толстого "Косточка"
В заключение можно спросить у детей о поступках героев? Правильно ли они поступили? Почему они поступили именно так? Предложите детям дать оценку героям?
Также в своей работе по формированию правильного поведения, мы провели ряд упражнений, используя методику Ш. Амонашвили.
Приложение 17
Упражнение "Мои поступки"
Начинаем упражнение с того, что говорим:
- Каждый совершает различные
поступки, хорошие и плохие. Какие
хорошие поступки совершали
Приложение 18
Игра – упражнение "Необычные ордена"
Игра начинается с сюрпризного момента.
- Дети вы все помните мальчика Кирюшу и его бабушку. Они прислали нам посылочку. Давайте посмотрим, что в ней.
Читает письмо.
"Дорогие дети!
Мы с Кирюшей прислали для вас сюрприз. Вот в этой посылке необычные ордена. "Самому умному", "Самому догадливому, "Самому доброму", "Самому верному другу", "Самому хитрому", "Самому сердечному", "Самому застенчивому", "Самому неуважительному"".
- Как бы вы распределили эти
ордена среди детей своей
- Думаю, что очень серьезно подойдете к оценке личностных качеств своих друзей.
– Скажите, кому, какой орден вы отдадите и почему?
– В каждом случае постарайтесь объяснить свой выбор?
– Не забудьте и себя.
Дети разглядывают ордена и готовятся к ответу. Объясняем, где какой орден (ордена выставляются на мольберте).
Ответы детей были самостоятельными, старались объяснить свой ответ, почему именно так, могут дать оценку, даже мнение многих детей совпадали, при выборе детей, это способствует и свидетельствует о том, что дети очень хорошо знают друг другу и могут дать оценку товарищу, сверстнику.
Тесовый материал до эксперимента
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
1) Артем А.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: постесняюсь рассказать учителю.
2) Андрей Б.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
3)Виктория Б.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: так нельзя делать.
4) Максим Б.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: чтобы не баловался.
5) Сергей Д.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: учитель заругает.
6) Вадим Ж.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: испугаюсь.
7) Ангелина К.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
8) Эвелина К.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: потому что это плохо.
9) Никита К.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: постесняюсь.
10) Виктор К.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
11) Катя К.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: так не делают.
12) Женя Л.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
13) Оля Н.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: сама боюсь.
14) Кристина Н.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: испугаюсь.
15) Ульяна П.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: это нехорошо.
16) Артемий П.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: сам не смогу.
17) Владик П.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
18) Марина С.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: постесняюсь.
19) Иван С.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: так нехорошо делать.
20) Станислав С.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: не знаю.
21) Анна Х.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: испугаюсь.
22) Артем Щ.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: учитель должен знать.
23) Виталик Щ.
- я расскажу;
- я промолчу;
- я обману;
- попрошу рассказать другого.
Объясни почему: друзей не предают.
Вторая ситуация: одноклассники сговорились убежть с урока. Как ты поступишь? Почему?
1) Артем А.
- я не уйду;
- уйду со всеми;
- расскажу учителю;
- я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: буду учиться.
2) Андрей Б.
- я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: это плохой поступок.
3) Виктория Б.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: постесняюсь.
4) Максим Б.
- я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: не буду сидеть.
5)Сергей Д.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: надо учиться.
6)Вадим Ж.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: нельзя так делать.
7)Ангелина К.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: испугаюсь.
8)Эвелина К.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: буду заниматься.
9)Никита К.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: он должен знать.
10)Виктор К.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: не знаю.
11)Катя К.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: скажут, что я рассказала.
12)Женя Л.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: это плохо.
13)Ольга Н.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: не знаю.
14)Кристина Н.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: буду сидеть заниматься.
15)Ульяна П.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: так делать нельзя.
16)Артемий П.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: буду сидеть молчать.
17)Владислав П.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: так не делают.
18)Марина С.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: нельзя обманывать.
19)Ваня С.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: не знаю.
20)Станислав С.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: учиться надо.
21) Анна Х.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: будет ругаться.
22)Артем Щ.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: нельзя молчать это плохо.
23)Виталий Щ.
– я не уйду;
– уйду со всеми;
– расскажу учителю;
– я останусь, но не расскажу учителю.
Объясни почему: буду заниматься.
Тестовый материал после эксперимента
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников сломал указку. Ты это видел. Что ты скажешь? Почему?
1)Артем А.
- я расскажу про него;
Информация о работе Изучение и совершенствование нравственных качеств младших школьников