Имидж педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно много внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого эрудиция удачно сочетается с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, адекватной самооценкой, часто остается вне поля зрения образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Целью данной работы является установление основных принципов формирования имиджа педагога, его эффективность, а также выяснение роли профессиональной этики в формировании имиджа.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реф.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)

     Введение

     Проходящее  в последние годы реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.

     Актуальность  исследования формирования индивидуального  имиджа педагога обусловлена процессом  реформирования образования, который  предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение  его творческих способностей, необычности, неординарности. Данное усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из важнейших персональных качеств современного педагога. В связи с этим усиливается роль новой отрасли теоретического и прикладного знания - имиджелогии.

     Система профессионального и последипломного  образования педагогов уделяет  достаточно много внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого эрудиция удачно сочетается с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, адекватной самооценкой, часто остается вне поля зрения образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.

     Целью данной работы является установление основных принципов формирования имиджа педагога, его эффективность, а также  выяснение роли профессиональной этики  в формировании имиджа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие имиджа

     Понятие «имидж» в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же это такое?

     Многие  справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как  целенаправленно формируемый образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное  представление чего-то ранее видимого. Чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

     «Педагогический словарь» дает нам определение имиджа преподавателя как «эмоционально  окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в  массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно  переплетаются с теми, которые  приписываются ему окружающими».

     В России понятие имидж стало предметом  общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX века. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского общества понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер.

     Имидж — понятие, которое можно применить и к человеку (персональный имидж), и к организации (корпоративный имидж), и к социальной позиции (имидж политического деятеля), и к профессии (имидж педагога), и к образованию (имидж выпускника престижного университета), и даже к вещам (хороший дом или машина).

     В обыденном понимании слово имидж  употребляется по отношению к  человеку в двух смыслах: как внешний  вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани  образа слиты. Можно сказать, что  имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. Поэтому имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей.

     Имидж учителя проявляется в некоторой  обобщенной форме, которая может  содержать следующие структурные  компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.

     В образе конкретного учителя соединяются  индивидуальный, профессиональный и  возрастной имиджи. Окружающие выносят  суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

     В структуре имиджа профессионала, предложенный Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

     Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

     Профессиональная  деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. «Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий … », способен «оживить урок», сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

     Внутренняя  составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

     В общественном сознании существует, в  первую очередь, имидж профессии  учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в  виде образа-стереотипа.

     Попробуем разобраться, какой имидж попадает под определение «хороший учитель». Исследование Е.А. Петровой показывает, что имидж «хорошего» учителя в восприятии всех изучаемых категорий учащихся и родителей четко связан с такими универсальными качествами, как: миролюбивый, веселый, тактичный, откровенный, активный, щедрый, уверенный, сотрудничающий, организованный, трудолюбивый, умный и приятный.

     Кроме общего имиджа, существуют и более  дифференцированные образы, связанные  с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей  складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем. В этой связи нам представляется интересным проанализировать их изменения  с 30-х по 90-е годы XX столетия.

     В разные годы, начиная с 30-х годов, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: «Мой учитель». Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: знание предмета и владение методикой, хорошие взаимоотношения с учащимися, умение правильно оценивать знания учащихся, создание дисциплины, внешний вид. Более поздние исследования показали, что в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе. В 70-е годы, после проведения аналогичного исследования, по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет. О результатах аналогичного исследования, проведенного в 1986 г., Д.В. Колесов и И.Ф. Мягков писали, что пятиклассникам импонировали в личности учителя сочетание строгости с душевностью, добротой и уважением к ученикам. Данные исследования, проведенного Г.И. Михалевской в 1996 г., в котором школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика, показывают, что первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту.

     Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д..

     На  наш взгляд, качества, входящие в  образ стереотипа «идеального» учителя, можно расценивать как «систему требований», предъявляемую учениками  к имиджу учителя в современных  условиях. Творческое же соотнесение  со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией  собственных возможностей, с развитием  творческого потенциала.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Социально-психологический аспект в создании имиджа педагога

      

     Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как  человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а  в эффективности труда.

     Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель, который не обладает качествами, необходимыми для выполнения важнейших задач образования, не должен и не может работать с аудиторией.

     Перед школой стоит задача – воспитать  личность. К.Д. Ушинский писал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Развивая эту мысль, А.В. Мудрик утверждает: «Только видя в себе личность, педагог может в каждом школьнике увидеть неповторимую личность».

     Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это  касается кругозора учителя, его  общей культуры. Ведь невозможно дать кому-либо другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, необходимо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому. Наиболее важно, чтобы кругозор учителя не ограничивался школьной программой, а выходил далеко за ее рамки. Индивидуальность учителя – главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает в них интерес к делу, заставляя работать мозг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Личность  педагога 

     Личность  учителя – важнейший фактор воспитания. Он проявляется не только в том, что  ученики слышат от учителя, но и в  том, что они видят в его  поведении, в его поступках. Жизненной  активности также может учить  только тот учитель, который сам  имеет интересы и увлечения.

     Многие  педагоги утверждают, что становление  учителя – это в первую очередь  формирование его как личности и  лишь затем уже как «предметника», ибо качество труда есть качество души.

     По  мнению Г.Е. Глезермана, социально - значимыми чертами развитой личности являются:

     а) духовное и физическое развитие;

     б) научный и философский кругозор в сочетании с необходимой специализацией в какой-либо области знаний и практической деятельности;

     в) умственный и физический труд;

     г) знания в сочетании с высокой  нравственностью и гражданским  долгом;

     д) научное образование в сочетании  с художественной культурой и  высокими эстетическими вкусами.

     Не  случайно считается, что понятие  личности имеет значение идеала, к  которому человек должен стремиться. Но личность – это не просто сумма  отдельных (даже прекрасных) черт и  свойств, а целостное образование.

     Личность  – явление социальное, она есть продукт развития общества. Конечно, каждая личность уникальна, неповторима, но главное – это не ее неповторимость, а ее направленность. Личность может  быть направлена на себя – тогда  она перестает быть общественной ценностью; она может быть направлена на пустяки – тогда она теряет свою ценность вообще; но если она проявляется  во вредной для общественного  прогресса деятельности, то она становится злом. Это значит, что во всякой деятельности личности должен быть нравственный смысл: чем больше личностно - значимые ценности совпадают с прогрессивными тенденциями общества, тем личность является более нравственно зрелой и ценной. Ее цельность и устойчивость в социальном плане – это «устойчивость ее ценностных ориентаций, вокруг которых группируются установки личности, ее интересы».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Педагогическая этика 

     Педагогическая  этика – основа для личности учителя. Она изучает основные принципы педагогической морали: гражданственность и патриотизм в сочетании с интернационализмом, профессиональная самоотверженность, педагогическая солидарность и коллективизм, гуманизм, педагогический оптимизм. Эта наука изучает категории педагогической этики. Рассмотрим эти категории.

Информация о работе Имидж педагога