Имидж педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:38, реферат

Краткое описание

Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно много внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого эрудиция удачно сочетается с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, адекватной самооценкой, часто остается вне поля зрения образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Целью данной работы является установление основных принципов формирования имиджа педагога, его эффективность, а также выяснение роли профессиональной этики в формировании имиджа.

Вложенные файлы: 1 файл

Мой реф.docx

— 38.86 Кб (Скачать файл)
  1. Профессиональный педагогический долг. Под ним понимают совокупность требований, которые общество предъявляет к личности учителя, независимо от того, желает ли этого учитель или нет. Поэтому иногда возникает конфликт между личностью и обществом, точнее, между желанием и долгом. Чувство долга необходимо любому человеку, но учитель без него вообще не учитель.
  2. Педагогическая справедливость. Справедливость – это одна из форм моральной оценки. Она опирается на соответствие между достоинствами людей (учеников) и их общественным признанием. Если это соответствие нарушается, возникает то, что мы называем несправедливостью. Справедливость – основа доверия учеников к учителю. Наличие справедливости особенно проявляется при оценке результатов труда учеников. Все учителя располагают тем же набором оценок – от «2» до «5», но у одного плохая оценка вызывает возмущение учеников, у другого ученики воспринимают ее как проявление справедливости. Почему? Да потому, что второй учитель учитывает и усилия ученика, и его прежний уровень, и его состояние.

     Отсутствие  справедливости – опасный враг: доказано, что в таких классах  задерживается формирование коллектива, замедляется становление коллективистской направленности личности учащихся, а  некоторые учащиеся превращаются в  невротиков.

  1. Профессиональная честь и достоинство. В понятие чести входит стремление учителя поддерживать свой престиж, свою репутацию. Иногда именно из-за этого стремления, если оно ложно понято, вырастает процентомания, организуется бурная деятельность перед проверкой школы, проводятся мероприятия для «галочки», существует так называемая «защита мундира» и т.п.

     Да, учитель обязан бороться за честь  и достоинство своей профессии. Но бороться одним – своей честной  и достойной работой, честным  и достойным отношением к учащимся.

  1. Педагогическая совесть. Совесть – это некий общественный представитель в сознании учителя, представитель, который контролирует выполнение учителем его профессионального долга.

     Совесть учителя отражает его этическую  культуру. Это имеет двоякое значение: с одной стороны, создает в  коллективе атмосферу взаимоуважения, с другой – формирует у учащихся этические нормы, их нравственное поведение  в обществе.

     Совесть учителя должна быть неподкупной  и незапятнанной, иначе он потеряет моральное право воспитывать  других.  

 

     Модель имиджа педагога 

     Работа  педагога альтруистична, а значит, имидж  учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней  шаблонного воспитания. Забота учителя  о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

     Обучение  детей – это сущность труда  учителя. Следовательно, забота учителя  о своем имидже – это также  профессиональное требование.

     Перечислим  слагаемые имиджа. К ним относятся:

  • визуальная привлекательность;
  • вербальное поведение;
  • невербальное поведение;
  • манеры, этикет;
  • соответствие необходимому образу;
  • обаяние.

     Рассмотрим  модель имиджа учителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Визуальная  привлекательность 

     Значительную  часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность образа педагога так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов, внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность, это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.

     Основной  стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие  качества: уверенность в себе и  самообладание, решительность и  психологическая гибкость, а также  авторитет. Эти качества являются для  учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического  стиля имеет четкие, а порой  и строгие формы, но не остаются без  внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых  фактур и актуальных цветовых оттенков.

     Кстати  о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими  на уровне подсознания. Ознакомьтесь с  основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, необходимо задуматься, какое воздействие надо оказать на аудиторию.

     Говоря  об одежде, следует вначале сказать  два слова о современной ситуации в школе. «Демократизация» школьной жизни привела не только к отмене школьной формы, но и принесла лавину неуместной, неудобной, часто просто вульгарной одежды в школьный быт.

     Одежда  учителя несет еще большую  психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить множество педагогических проблем, которые придется решать не один день.

     Говоря  об одежде, особо надо остановиться на аксессуарах. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то только из благородных  металлов (золото, серебро, платина) и  натуральных камней. Идеальным вариантом  считается наличие часов (на руке или висящих на цепочке) и гладкого обручального кольца.

     Если  вы носите серьги, то надо остановиться на небольших, не висячих серьгах. Свисающие  серьги будут двигаться в такт движениям вашей головы. А если они еще и блестят, то внимание учеников может весь урок быть приковано  к этим движущимся блестящим объектам.

     То  же самое можно сказать и о  свисающих браслетах, и многочисленных цепочках. Их нужно исключить, т. к. они  не согласуются с деловым стилем.

     К аксессуарам можно также отнести  и очки. Очки должны быть точно подобраны  к чертам лица и не должны отвлекать  от мимики и выражения ваших глаз. Оправа должна быть тонкой. Очки должны быть подогнаны так, чтобы они  не сдвигались при движениях головы, не сползали вниз и нигде не жали. В противном случае вам придется постоянно их поправлять, что отвлекает  учащихся, да и самого учителя.

     Классический  стиль подразумевает, что ваш  макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов  – легкий. Прическа – современная, но без эпатажных деталей.

     Инструментом  мощного воздействия на учеников является лицо учителя. Этим «инструментом» надо в совершенстве владеть, уметь очень точно им управлять. Люди специально не подготовленные обычно не осознают выражение своего лица. Связано это с тем, что мимические мышцы имеют мало нервных окончаний, и их слабые импульсы надо научиться воспринимать. Когда наше лицо находится в спокойном состоянии, мимические мышцы расслаблены и лицо принимает иногда выражение неуместное в конкретной ситуации общения (например, опускаются уголки губ и лицо принимает недовольное или обиженное выражение).

     В стандартных ситуациях общения  предполагаются стандартные выражения  лиц у его участников. Психологи  называют такие стандартные выражения  лиц масками. Психологическое значение маски очень высоко. С одной  стороны, ее наличие позволяет личностно  не вовлекаться в конкретную ситуацию общения, сохраняя психическую энергию.

     Лицо  учителя должно быть доброжелательно  – заинтересованным. У ученика  выражение лица учителя должно создавать  впечатление, что он ждет и хочет  общения именно с ним. Такое выражение  лица создает установку, что то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам.

     Следует сказать пару слов и о руках. Ни у кого не вызывает сомнения, что  руки должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, (но в тон губной помаде), цветом. Бледно – розовым, тельным, светло- бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

     Внешняя атрибутика классического стиля  внушает уважение. Воспользуйтесь этим. 
 
 
 
 
 

     Вербальное  поведение 

     Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д. Что и как учитель говорит, умеет ли словом настроить школьника на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с его мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие младших школьников. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации школьник получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном.

     Объяснения  должны быть понятны как по стилю  речи, так и по актуальности. Стоит  отметить, что восприятие информации на слух менее объемно, нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.

     Вербальное  поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж.

     Но  помните, что вас не только слышат, но и видят. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом” - Публиций). Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Этикет 

     Говоря  о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.

     Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п. Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.

     Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти  в необходимый образ, погрузиться  в свою профессиональную роль. И  чтобы ваш имидж был органичен  и притягателен для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние  – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.

Информация о работе Имидж педагога