Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:57, реферат
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
Введение
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
- интеграции междисциплинарных
исследований, направленных на изучение
индивидуального своеобразия
- применения принципов
системного подхода к
- соотношения биологического и социального в структуре индивидуальности, «внешнего» и «внутреннего», объективного и субъективного и т.д.
Социальная практика в настоящее время ставит задачу развития индивидуальности человека как приоритетного направления в системе дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования.
Решение многих прикладных психологических задач требует знания особенностей индивидуальности, надежной диагностики и оценки её свойств как целостной системы - в конечном счете, именно понимание индивидуальности ребенка и взрослого лежит в основе успешного обучения и воспитания, профориентации и профотбора, эффективной психотерапии и т.д.
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю. Многие науки претендуют на монопольное исследование индивидуальности, но узкий подход к исследованию индивидуальных различий препятствует интеграции знаний о закономерностях формирования индивидуальности.
На сегодняшний
день наиболее адекватной стратегией
исследования индивидуальности является
использование принципов
Проблема системного исследования индивидуальности рассматривается в работах В.В. Белоуса (1982, 1989, 1996, 2000), Э.А. Голубевой (1983), М.С. Егоровой (1995, 1997), А.И. Крупнова (1983, 1987), И.В. Равич-Щербо (1999), В.М. Русалова (1982, 1985, 1986, 1989), Т.Ф. Базылевич (1998, 1999, 2000), О.А. Ахвердовой (1998), И.В. Боева (2000), В.А. Барабанщикова (1997, 2000, 2003) и др.
В рамках системного
подхода изучаются, как правило,
развивающиеся целостности, при
этом изучаемые явления
Современные исследования
в рамках общей психологии и психологии
личности характеризуются
Глава 1. История проблемы изучения индивидуальности в психологии
1.1 История изучения индивидуальности в зарубежной психологии
Интерес к проблеме
индивидуальных различий прослеживается
уже в работах древнегреческих
и древнеримских философов и
врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена).
Исследователей того времени интересовал,
главным образом, вопрос взаимосвязи
психики и анатомо-
Начало научного изучения индивидуальности связано, прежде всего, с именами английского ученого Френсиса Гальтона и немецкого Вильяма Штерна.
Ф. Гальтон был
первым, кто сделал индивидуальные
различия между людьми специальным
предметом исследования, создал измерительные
процедуры и начальный
В. Штерн, ученик Г.
Эббингауза, в 1900 г. в книге «О психологии
индивидуальных различий (идеи к дифференциальной
психологии)» впервые ввел в употребление
сам термин «дифференциальная психология»
для обозначения новой области,
«эмансипировавшейся», по его словам,
от материнской науки — общей
психологии. Впоследствии книга переиздавалась
в 1911, 1921 и 1994 гг. под названием «
Конечно, реальное
существование индивидуально-
Реальное существование
индивидуально-психологических
Складывались еще две отрасли науки, без которых дифференциальная психология не могла бы развиваться: психологическая диагностика (тестология) и статистика.
Таким образом, в
первые десятилетия ХХ века дифференциальная
психология вполне сформировалась как
самостоятельная область
Дж. Хирш образно
описывает эту ситуацию: «Экспериментально–
М.С. Егорова выделяет
такую последовательность работ, приведших
к оформлению новой отрасли психологии:
Ф. Гальтоном были разработаны экспериментальные
методики, для изучения индивидуальных
различий в восприятии цветов, веса
предметов и в скорости реакции
на различные стимулы, ставшие первыми
тестами умственного развития. Позже
А. Бине создал комплекс методик для
диагностики памяти, воображения, внимания
и других сложных психических
процессов. В. Штерном были проанализированы
и обобщены имевшиеся в начале
XX века знания об индивидуально-психологических
различиях и разработана
А. Анастази, М.С. Егорова, К. Купер, Т.Д. Марцинковская, К.С. Холл, Г. Линдсей, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Д.П. Шульц, М.Г. Ярошевский и другие психологи, и историки науки в своих исследованиях подробно проанализировали становление зарубежной дифференциальной психологии, обрисовали круг разрабатываемых ею проблем[22].
1.2 История изучения индивидуальности в отечественной психологии
Значение проблемы
индивидуальности менялось в ходе развития
научного знания. В послереволюционные
десятилетия абстракции класса, масс,
народа полностью заслонили
Определяющие характеристики человека как субъекта — его уникальность, ценность и непредсказуемость — веками и десятилетиями крушили все попытки понять человека по образу технических или биологических систем и руководить им путем программирования или дрессировки. За этим следовал идущий еще дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не может быть предметом науки, исследующей якобы лишь общие или массовые случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием.
Нивелировка индивидуальности и тенденция к ориентировке на "среднего ученика" или "среднего человека" привела к тому, что прекрасные работы отечественных психологов, занимавшихся психологией индивидуальных особенностей, в 30-е годы были отринуты и надолго. За рубежом же эти исследования продолжались. В связи с такой историей нашей психологии в настоящее время нам приходится встречать созданные когда-то у нас методики, усовершенствованные на западе. При этом возникает необходимость заново их реадаптировать, т.е. приспосабливать к нашим условиям и разрабатывать собственные стандарты[22].
Отечественная психология в начале ХХ в. - не только теоретическая и практическая наука, но область знания, популярная в обществе, интересная для врачей, педагогов, исследователей не-психологов, — психология стала звеном, соединяющим эти науки. Недаром речь Г.И. Челпанова в 1911 г. на торжественном заседании, посвященном 25-летию Московского психологического общества, называлась «Современная индивидуальная психология и ее практическое значение».
После 1917 г. перед
советской психологией и
В это время в психологии реально существуют две методологические концепции - естественнонаучная и философско-идеалистическая, в каждой из которых разрабатываются свои подходы к изучению индивидуальности. Однако актуализация проблемы индивидуальности в это время связана, в первую очередь, с появлением и закреплением в науке нового метода исследования - эксперимента.
С внедрением эксперимента
психология становится действительно
самостоятельной наукой, в корне
меняется вся ее методология. Стоит
уточнить, что эксперимент не вытеснил
из психологии эмпирические и умозрительные
методы. Эксперимент - в отличие от
других методов - открыл перспективы
математически точной формулировки
реальных психологических
Проблема индивидуальных
различий интересовала философов и
педагогов, медиков и моралистов,
писателей и художников с древнейших
времен. Знания о различиях между
людьми накапливались сначала на
основе эмпирических знаний. "Но только
с внедрением в психологию эксперимента
и появлением новых критериев
научности ее представлений создаются
предпосылки для зарождения соответствующих
этим критериям знаний об индивидуальных
различиях между людьми". Эксперимент
создал для науки об индивидуальных
различиях людей новые
Отечественная психология конца XIX - середины 30-х годов XX века, в первую очередь,- прикладная наука, ориентированная на жизнь, на практическое использование научного запаса знаний во всех сферах деятельности человека, в школе и на производстве. Она пыталась решить задачи, которые выдвигало перед ней общество. В это время активно развиваются педология, психотехника, в недрах которых активно разрабатывалась проблема индивидуальности.
Эти тенденции отечественной науки оказали существенное влияние на формирование интереса к проблеме индивидуальности и ее активную разработку.