Индивидуальность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:57, реферат

Краткое описание

В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:

Вложенные файлы: 1 файл

индивидуальность.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

Человеку присущи  свойства всех ступеней развития материи, начиная от химического и заканчивая социально-историческим. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать  его в определенном отношении. Каждое отдельное свойство человека индивидуально  также количественно, по степени  его выраженности. Индивидуально  неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических  свойств личности и т. д. Целостную же характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначал как «интегральная индивидуальность».

В.С. Мерлин утверждал, что установление многообразных  связей между индивидуальными свойствами различного иерархического уровня и  подчиняющихся различным закономерностям  естественно приводят к «мысли о  существовании целостной системы  этих свойств, характеризующих интегральную индивидуальность».

Человеку присуще  бесконечное количество свойств  и особенностей. Очевидно, что для  того, чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить  связи между ограниченным количеством  индивидуальных свойств, но относящимся  к разным иерархическим уровням. При этом под разными иерархическими уровнями надо понимать такие, которые  предположительно определяются разными  закономерностями. В качестве представителей разных уровней необходимо выбирать не любые изолированные свойства, а лишь такие комплексы, которые  определяют закономерную, относительно замкнутую систему. Например, для  нейродинамического уровня такими образцами  могут быть показатели силы и лабильности, потому что их сочетание характеризует  тип нервной системы. Для психодинамического – эмоциональность и экстраверсия, потому что их сочетание характеризует  тип темперамента.

Во всякой характеристике какого-либо иерархического уровня (биохимического, нейрофизиологического, психического) в школе В. С. Мерлина различали нечто типичное, общее для людей вообще и нечто индивидуально своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.

Это понимание типичного  неприменимо к интегральной характеристике человека. Точно так же нельзя применить  типы низших иерархических уровней  к свойствам высших уровней.

Для распознавания  разноуровневых свойств интегральной индивидуальности В.С. Мерлин использовал  математический принцип значности. Опираясь на экспериментальный материал, накопленный в отечественной  и зарубежной психологической науке, он выдвинул и обосновал мысль  о существовании трех типов математической зависимости: равновероятных (много-многозначных) и разновероятных (многозначных и  взаимооднозначных). Много-многозначные связи относятся к классу межуровневых и выражают реальность и объективность  существования человека как большой  интегральной системы. Многозначные и  взаимооднозначные связи относятся  к классу одноуровневых и описывают  сущность подсистем интегральной индивидуальности. Следовательно, математический принцип  значности позволяет различать  «вертикальные» и «горизонтальные» связи интегральной индивидуальности. Сам факт установления многозначной связи между разными уровнями индивидуальности означает их относительную  самостоятельность, замкнутость и  несводимость друг к другу.

Таким образом, целостная  картина многогранных свойств и  качеств индивидуальности может  воссоздаваться именно при системном  видении объекта изучения, только системные исследования являются оптимальной  стратегией интеграции данных о соотносимости  разнообразных особенностей человека.

Концепция личности В.С. Мерлина раскрывается через  его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся  к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Например, интегральным явлениям изучение связи свойств нервной системы  и свойств темперамента или связи  свойств личности и взаимоотношений  в социальной группе. Свойства каждого  иерархического уровня являются его  образцами, отражают своеобразие связи  между уровнями и образуют закономерную систему. Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные  отношения. Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для  определенной группы людей, и нечто  индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному чел. Основная проблема психологии личности состоит  в том, чтобы определить соотношение  социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.

Социально-типичное – это обобщенное отношение к  определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.

В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических  процессов).

Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные  общим типом нервной системы  и определяющие динамику психической  деятельности при самом различном  ее содержании. Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его  типа. Индивидуальные качественные особенности  психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия).

Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся, во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.). Так  как социально-типичное отношение  личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения  личности.

Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или  пассивность, общительность или  замкнутость в установлении социальных контактов. Индивидуальное своеобразие  черт характера выражается в особых качествах действий и поступков  в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются  в динамических особенностях мотивов  и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности  и неустойчивости).

И, наконец, в-третьих, это – такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых  зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными  особенностями психических процессов.

Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических  свойств индивидуума, формируется  в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.

Неразложимым компонентом  личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности. Таким  образом, структура личности представляется как взаимная связь и организация  свойств личности. Структурные образования  личности характеризуются понятием «симптомокомплекса». Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать  как два различных симптомокомплекса  или фактора личности [14].

Оригинальный субъектно-объектный  подход к индивидуальности предлагает А.В. Брушлинский. Он считает, что «внутри  бытия субъект и объект — это  всегда единая нераздельная система, они  соотносительны и не существуют друг без друга» [10; 3]. Человек как субъект  выступает у него преобразователем мира и создателем материальных и  духовных ценностей общества, человек  как объект — носителем и участником сложившихся общественных отношений. Субъектом человек не рождается, а становится благодаря изначально присущей ему активности в деятельности и общении. Активность человека как  субъекта определяется сложнейшим сплетением и взаимовлиянием «противоречивых  качеств в первую очередь психических  процессов, психических состояний  и свойств, его сознания и бессознательного»[10; 10].

Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В.М. Русалов. Он стремится  «раскрыть... где, как, каким образом  свойства одних ступеней развития материи  вступают во взаимодействие с другими  то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» [21;3]. В специальной теории индивидуальности В.М. Русалов выделяет два уровня: формально-динамический, представленный темпераментом человека, и содержательный, включающий интеллект и характер субъекта деятельности. Опираясь на данные руководимой им лаборатории, он пришел к выводу о том, что «развитие  высших уровней организации личности (т.е. интеллекта и характера) происходит... путем преобразования низших уровней (т.е. темперамента), приведения их в  соответствие с высшими, т.е. путем  одновременной дифференциации и  реинтеграции всей конкретной индивидуальности человека» [21;10].

Своеобразный структурно-функциональный подход к пониманию целостной  индивидуальности предлагает Э.А. Голубева. Она выделяет в ней многоуровневую структуру и спектр системообразующих  признаков, к которым относит  такие понятия, как эмоциональность, активность, саморегуляцию (волю) и  побуждения. Основная функция системообразующих  признаков заключается в том, что они, по мнению Э.А. Голубевой, «фиксируют определенное соотношение подструктур  индивидуальности — мотивации, темперамента, способностей и характера, не позволяя изъять какую-либо из них, не разрушая целостную структуру индивидуальности. Так, эмоциональность — это и  проявление мотивации и свойства темперамента, активность — признак  и темперамента, и способностей и  т.д.»[11; 70].

Эволюционно-системную  целостную индивидуальность воссоздает Т.Ф. Базылевич. В структуре целостной  индивидуальности автор выделяет свойства организма, индивида, личности и раскрывает особенности их взаимодействия на примере  анализа произвольных действий человека.

В зарубежной психологической  литературе проблема многоуровневой индивидуальности представлена в трудах Г. Айзенка  и Р. Кеттелла. Так как познание целостной индивидуальности осуществляется средствами только математической статистики, то ее в научном мире чаще всего  называют «факторной теорией индивидуальности».

В центре внимания сторонников этой концепции индивидуальности — построение многоуровневой конструкции  темперамента и личности. Как правило, решение этого вопроса проводится с позитивистских позиций. Проиллюстрируем  это на примере факторной теории индивидуальности Г. Айзенка.

В фундаменте многоярусной структуры индивидуальности располагаются  отдельные специфические реакции. Так как эти специфические  реакции не вступают во взаимодействие и не образуют никакой организации, то весь комплекс этих показателей  Г. Айзенк обозначает как нулевой  уровень. На основе взаимодействия показателей  исходного уровня возникает первая целостность, именуемая автором  уровнем привычных реакций, или  подсистемой навыков. Более высокий  уровень целостности возникает  на основе взаимодействия привычных  реакций — это уровень черт личности (первичные факторы). Вершиной иерархического конструирования индивидуальности у Г. Айзенка выступает уровень  типа. Он возникает на основе уровня черт личности и представляет собой  теоретическую конструкцию более  высокой степени обобщенности —  вторичный фактор[6].

Таким образом, различные  структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

Пестрота подходов к индивидуальности (аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный) говорит  о том, что формой существования  человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявления.

В.В. Белоус, представитель  Пятигорской психологической школы, под руководством которого проведено  множество работ по изучению индивидуальности, предлагает всеобщую модель индивидуальности.

Данная модель базируется на многообразии (полиморфности) человеческой индивидуальности, в котором она  частичкой, отдельной стороной или  сущностью конкретизируется и проявляется. Будучи абстрактным образованием, всеобщая модель индивидуальности обладает всеми  теми качествами, которыми характеризуется  любая саморегулируемая и самоорганизующаяся система: относительной автономностью, т.е. независимостью от особенностей функционирования частных моделей индивидуальности; обобщенностью, что дает возможность  отражать стержневые качества человеческой индивидуальности; способностью к прогнозированию  еще неизвестных нам конструктов  целостной индивидуальности; универсальностью, что выражается в противодействии  среде за счет включения механизмов компенсации; динамичностью, гибкостью  и функциональной инвариантностью  системы в целом и т.д.

Все это вместе взятое придает любой разновидности  всеобщей индивидуальности равнозначность и одинаковую необходимость в  решении определенных задач научного порядка.

В реальной жизни  всеобщей модели индивидуальности соответствует  небольшая группа людей, обладающих надындивидуальными, или общевидовыми качествами. Их психологический портрет  подразумевает интеграцию таких  важнейших образований, как открытость и независимость от взглядов и  убеждений отдельных людей; способность  к выдвижению, разработке и осуществлению  магистральных идей; умение выражать интересы разнотипных индивидуальностей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; масштабность интеллекта, его  глобальность и ответственность; опыт и разумность его использования  и т.д.[5].

Еще раз подчеркну, что по В.В. Белоусу модель всеобщей индивидуальности представляет собой абстрактное (идеальное) понятие, включающее то типичное, что свойственно многообразным индивидуальностям. И только некоторые (пока единицы) могут достигнуть полного слияния с образцом (сущностью) всеобщей индивидуальности. Остальные индивидуальности соответствуют ей частичкой, отдельной стороной или каким-либо элементом. В.В. Белоус полагает, что большая часть людей XXI в. будет находиться в согласии с предложенной им психологией всеобщей индивидуальности.

Информация о работе Индивидуальность человека