Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 08:57, реферат
В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии.
Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы:
Человеку присущи свойства всех ступеней развития материи, начиная от химического и заканчивая социально-историческим. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Каждое отдельное свойство человека индивидуально также количественно, по степени его выраженности. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств различных ступеней развития материи у каждого отдельного человека: биохимических, соматических, нейродинамических, психодинамических свойств личности и т. д. Целостную же характеристику индивидуальных свойств человека В. С. Мерлин обозначал как «интегральная индивидуальность».
В.С. Мерлин утверждал,
что установление многообразных
связей между индивидуальными
Человеку присуще
бесконечное количество свойств
и особенностей. Очевидно, что для
того, чтобы исследование индивидуальности
было интегральным, достаточно изучить
связи между ограниченным количеством
индивидуальных свойств, но относящимся
к разным иерархическим уровням.
При этом под разными иерархическими
уровнями надо понимать такие, которые
предположительно определяются разными
закономерностями. В качестве представителей
разных уровней необходимо выбирать
не любые изолированные свойства,
а лишь такие комплексы, которые
определяют закономерную, относительно
замкнутую систему. Например, для
нейродинамического уровня такими образцами
могут быть показатели силы и лабильности,
потому что их сочетание характеризует
тип нервной системы. Для психодинамического
– эмоциональность и
Во всякой характеристике какого-либо иерархического уровня (биохимического, нейрофизиологического, психического) в школе В. С. Мерлина различали нечто типичное, общее для людей вообще и нечто индивидуально своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.
Это понимание типичного неприменимо к интегральной характеристике человека. Точно так же нельзя применить типы низших иерархических уровней к свойствам высших уровней.
Для распознавания
разноуровневых свойств интегральной
индивидуальности В.С. Мерлин использовал
математический принцип значности.
Опираясь на экспериментальный материал,
накопленный в отечественной
и зарубежной психологической науке,
он выдвинул и обосновал мысль
о существовании трех типов математической
зависимости: равновероятных (много-многозначных)
и разновероятных (многозначных и
взаимооднозначных). Много-многозначные
связи относятся к классу межуровневых
и выражают реальность и объективность
существования человека как большой
интегральной системы. Многозначные и
взаимооднозначные связи
Таким образом, целостная картина многогранных свойств и качеств индивидуальности может воссоздаваться именно при системном видении объекта изучения, только системные исследования являются оптимальной стратегией интеграции данных о соотносимости разнообразных особенностей человека.
Концепция личности
В.С. Мерлина раскрывается через
его подход к пониманию человека
как интегральной индивидуальности,
т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся
к нескольким иерархическим уровням,
подчиненным различным
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей. Первая группа – свойства индивидуума (свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов).
Свойства темперамента
– это психические свойства, обусловленные
общим типом нервной системы
и определяющие динамику психической
деятельности при самом различном
ее содержании. Индивидуальна в каждом
свойстве темперамента лишь количественная
его сторона – степень
Ко второй группе
индивидуальных особенностей относятся,
во-первых, устойчивые и постоянные
мотивы действий в определенных ситуациях
(например, мотив самолюбия, честолюбия,
интерес к музыке и др.). Так
как социально-типичное отношение
личности определяется системой мотивов,
то и каждый отдельный мотив является
необходимым компонентом
Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов. Индивидуальное своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях. Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости).
И, наконец, в-третьих,
это – такие свойства восприятия,
памяти, мышления и т. п., от которых
зависит продуктивность деятельности.
Они определяются качественными
особенностями психических
Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений. Индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.
Неразложимым компонентом
личности являются свойства, каждое из
которых есть выражение и способности,
и характера, и направленности. Таким
образом, структура личности представляется
как взаимная связь и организация
свойств личности. Структурные образования
личности характеризуются понятием
«симптомокомплекса». Индивидуальное
и социально-типичное нельзя рассматривать
как два различных
Оригинальный субъектно-
Специальную теорию целостной (системной, интегральной) индивидуальности разрабатывает В.М. Русалов. Он стремится «раскрыть... где, как, каким образом свойства одних ступеней развития материи вступают во взаимодействие с другими то в качестве условий, предпосылок, то в качестве ведущих факторов, то в качестве необходимых компонентов» [21;3]. В специальной теории индивидуальности В.М. Русалов выделяет два уровня: формально-динамический, представленный темпераментом человека, и содержательный, включающий интеллект и характер субъекта деятельности. Опираясь на данные руководимой им лаборатории, он пришел к выводу о том, что «развитие высших уровней организации личности (т.е. интеллекта и характера) происходит... путем преобразования низших уровней (т.е. темперамента), приведения их в соответствие с высшими, т.е. путем одновременной дифференциации и реинтеграции всей конкретной индивидуальности человека» [21;10].
Своеобразный структурно-
Эволюционно-системную целостную индивидуальность воссоздает Т.Ф. Базылевич. В структуре целостной индивидуальности автор выделяет свойства организма, индивида, личности и раскрывает особенности их взаимодействия на примере анализа произвольных действий человека.
В зарубежной психологической литературе проблема многоуровневой индивидуальности представлена в трудах Г. Айзенка и Р. Кеттелла. Так как познание целостной индивидуальности осуществляется средствами только математической статистики, то ее в научном мире чаще всего называют «факторной теорией индивидуальности».
В центре внимания
сторонников этой концепции индивидуальности
— построение многоуровневой конструкции
темперамента и личности. Как правило,
решение этого вопроса
В фундаменте многоярусной
структуры индивидуальности располагаются
отдельные специфические
Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.
Пестрота подходов к индивидуальности (аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный) говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность ее проявления.
В.В. Белоус, представитель
Пятигорской психологической
Данная модель базируется
на многообразии (полиморфности) человеческой
индивидуальности, в котором она
частичкой, отдельной стороной или
сущностью конкретизируется и проявляется.
Будучи абстрактным образованием, всеобщая
модель индивидуальности обладает всеми
теми качествами, которыми характеризуется
любая саморегулируемая и самоорганизующаяся
система: относительной автономностью,
т.е. независимостью от особенностей функционирования
частных моделей
Все это вместе взятое придает любой разновидности всеобщей индивидуальности равнозначность и одинаковую необходимость в решении определенных задач научного порядка.
В реальной жизни всеобщей модели индивидуальности соответствует небольшая группа людей, обладающих надындивидуальными, или общевидовыми качествами. Их психологический портрет подразумевает интеграцию таких важнейших образований, как открытость и независимость от взглядов и убеждений отдельных людей; способность к выдвижению, разработке и осуществлению магистральных идей; умение выражать интересы разнотипных индивидуальностей; общепризнанный авторитет и духовное лидерство; масштабность интеллекта, его глобальность и ответственность; опыт и разумность его использования и т.д.[5].
Еще раз подчеркну, что по В.В. Белоусу модель всеобщей индивидуальности представляет собой абстрактное (идеальное) понятие, включающее то типичное, что свойственно многообразным индивидуальностям. И только некоторые (пока единицы) могут достигнуть полного слияния с образцом (сущностью) всеобщей индивидуальности. Остальные индивидуальности соответствуют ей частичкой, отдельной стороной или каким-либо элементом. В.В. Белоус полагает, что большая часть людей XXI в. будет находиться в согласии с предложенной им психологией всеобщей индивидуальности.