Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты  индивидуально-личностного взаимодействия 

и его значение в развитии личности младшего школьника………………….6

1.1 Сущность индивидуально-личностного  взаимодействия 

в учебно-воспитательном процессе…………………………………………….6

1.2  Значение индивидуально-личностного взаимодействия в развитии личности младшего школьника …………….………………………………….9

1.3 Особенности организации  обучения при индивидуально-личностном взаимодействии в учебно-воспитательном процессе…………………….…12

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по организации индивидуально-личностного  взаимодействия в учебно-воспитательном процессе…………18

2.1 Экспериментальное изучение  взаимодействия учителя и учеников  в

учебно-воспитательном процессе……………………………………………..18 

2.2  Система организации  индивидуально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе ……………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………..32

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Поэтому сегодня основным принципом педагогической деятельности становится «индивидуально-личностный подход», предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, его идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное - создание гуманистической образовательно-воспитательной среды, условий, обеспечивающих это гармоническое развитие.

Как отмечает Н.Е. Щуркова, современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании, заботе и «более тонком педагогическом прикосновении к его личности». [14,96]

В связи с этим актуальнейшей  из проблем становится проблема практической организации индивидуально-личностного взаимодействия педагога с воспитанником и обучение будущего педагога этому подходу. Суть данного подхода в психолого-педагогической литературе исследователями трактуется неоднозначно (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.В. Мудрик,  В.А. Петровский, В.Ю. Питюков,  В.А. Сластенин, Г.К. Селевко,  В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.). В их трудах раскрывается сущность понятий «личность», «педагогическое воздействие», «педагогическое взаимодействие» и «личностно-ориентированное взаимодействие».

Однако следует заметить, что в отечественной литературе недостаточное внимание уделяется  проблемам создания и управления педагогическими системами, обеспечивающими  индивидуально-личностное взаимодействия педагогов и учащихся в начальной  школе.

Анализ состояния исследуемой  проблемы позволил выделить следующие противоречия:

- Противоречие между вхождением  в практику личностно-ориентированного  обучения как актуальной потребности  современности и сохраняющихся  в обучении школьников экстенсивных  вариантах, где приоритет остается  за освоением больших объемов  знаний посредством традиционных  методов обучения.

- Противоречие между реальными  возможностями образовательного  учреждения и потребностями конкретных  учеников. Единые требования учебно-воспитательного  процесса не дают развитие  творческому потенциалу.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия организации индивидуально-личностного взаимодействия и развития личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе?

Объект исследования – процесс взаимодействия и развития личности младшего школьника.

Предмет исследования – особенности индивидуально-личностного взаимодействия и развития личности младшего школьника.

Цель исследования: рассмотреть индивидуально-личностное взаимодействие и развитие личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность понятия «педагогическое взаимодействие», «индивидуально-личностное взаимодействие»;
  2. Рассмотреть роль и значение индивидуально-личностного взаимодействия и развития личности младшего школьника;
  3. Представить особенности организации обучения при индивидуально-личностном взаимодействии педагога и учащегося;
  4. Провести экспериментальное исследование взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе;
  5. Разработать систему организации индивидуально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: развитие личности младшего школьника будет гармоничнее при соблюдении следующих условий:

- учебно-воспитательный  процесс будет основан на индивидуально-личностном  взаимодействии учителя и ученика;

- если будет разработана  система организации индивидуально-личностного  взаимодействия в учебно-воспитательном  процессе.

Методы исследования:

- анализ и обобщение  психолого-педагогической литературы  по проблеме исследования;

- экспериментальное исследование  взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе;

- метод количественного  и качественного анализа полученных  данных.

База исследования -  МОУ «Средней общеобразовательной школы» № 5  г. Череповца, 3 «б» класс.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и предложенных материалов для оптимизации индивидуально-личностного взаимодействия педагогов и учащихся начальной школы. 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты индивидуально-личностного  взаимодействия  и его значение в развитии личности младшего школьника

 

1.1 Сущность индивидуально-личностного  взаимодействия в учебно-воспитательном  процессе

По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическое взаимодействие  является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. [4,40]

Педагогическое взаимодействие - это особая форма связи между  участниками образовательно-воспитательного  процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеет социально значимый характер.

Даже поверхностный  анализ  реальной педагогической практики обращает внимание на широкий  спектр  взаимодействий:  "ученик - ученик",  "ученик - коллектив",  "ученик - учитель",  "учащиеся объект усвоения" и т.п.  Основным отношением педагогического  процесса  является  взаимосвязь  "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".

В этом  заключается  и  сама специфика педагогических задач.

Они могут быть решены и  решаются только  посредством  руководимой  педагогом активности учащихся,  их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал,  что основное отличие учебной задачи от  всяких  других  в том,  что ее  цель и результат - в изменении самого действующего субъекта,  заключающемся в овладении им  определенными способами действия.  Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования. [9,27]

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения  со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);  отношения к самому себе.  Важно подчеркнуть,  что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей  в повседневной  жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Взаимодействие может  быть прямым, непосредственным, когда  прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через  какие-либо предметы, действия, обмен  информацией, других людей

 Как указывает Е.И.  Фадеева, педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны,  два взаимообусловленных компонента:  педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые,  неуправляемые) и т.п.  Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников:  активное  восприятие,  переработка информации,  игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие,  действия,  поступки,  деятельность  и т.п. [22,42]

Сегодня актуальным является личностно-ориентированное взаимодействие «педагог-воспитанник», которое предполагает признание личности ребенка не столько  объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в образовательно-воспитательном процессе. Ученик, воспитанник - основной субъект образовательно-воспитательного  процесса.

Как указывают Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, О.С. Газман, цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении. [4,50]

Как отмечает О.С. Газман, базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися. [14,72]

Личностному росту ребенка (формированию его общей культуры, нравственного сознания, самосознания и поведения, потребности в саморазвитии) способствует гуманистическая направленность педагогического взаимодействия. Во взаимодействии определяющим фактором является позиция педагога, исходящая  из интересов развития ребенка: понимание, признание, принятие его как полноправного партнера, оказание ему помощи.

Взаимодействие педагогов  и школьников происходит в разных системах: между школьниками, между  педагогами и детьми, между учителями. Направляющую роль по отношению к  другим выполняет взаимодействие педагогов  и учащихся. В то же время стиль  отношений «педагог-ученик» зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе, главной целью которых рассматривается развитие личности, коллектива и его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками индивидуально-личностного взаимодействия исследователи считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, совместимость. При этом необходимо понимать, что индивидуально-личностное взаимодействие сторон - это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных образовательно-воспитательных и развивающих задач.

Так, показателем эффективности (И.П. Андриади и др.) по взаимопониманию является объективность знания лучших личностных сторон друг друга, интересов, увлечений, обоюдный интерес друг к другу; по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга, принятие другого в качестве примера, изменение поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга; по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка друг друга, координация действий. [9,82]

По типам и формам индивидуально-личностное взаимодействие различают:

- по субъекту и объект-субъекту (личность-личность, ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученики, педагог-педагог и др.);

- коллектив учащихся - коллектив  школьников младших, старших,  коллектив педагогов;

- прямое, косвенное, параллельное  взаимодействие: прямое как непосредственное  воздействие друг на друга;  косвенное же направлено на  оказание влияния через что-то, через кого-то (референтную группу, референтное лицо, героя книги, фильм и т.д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив);

- тип взаимосвязи «на равных» или «руководство» неоднозначно: «на равных» - это субъект-субъектные отношения, партнерские, сотрудничество, активность с обеих взаимодействующих сторон, а при «руководстве» - активность с одной стороны. Приоритетными признаются сегодня отношения «на равных».

Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о  многогранности и многоаспектности этого процесса.

1.2  Значение индивидуально-личностного взаимодействия в развитии личности младшего школьника

В концепции образования  Е. В. Бондаревской  индивидуально-личностное  воспитание и обучение  младших школьников - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание. [4,79]

В  основе  индивидуально-личностного  обучения и воспитания  лежит  признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека,  его  развития  не  как  «коллективного  субъекта»  прежде  всего  как  индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [15,123].

Информация о работе Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника