Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
индивидуально-личностного
и его значение в развитии личности младшего школьника………………….6
1.1 Сущность индивидуально-
в учебно-воспитательном процессе…………………………………………….6
1.2 Значение индивидуально-личностного взаимодействия в развитии личности младшего школьника …………….………………………………….9
1.3 Особенности организации обучения при индивидуально-личностном взаимодействии в учебно-воспитательном процессе…………………….…12
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по организации индивидуально-
2.1 Экспериментальное изучение
взаимодействия учителя и
учебно-воспитательном процессе……………………………………………..18
2.2 Система организации индивидуально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе ……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..32
Приложения
Введение
Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоническое развитие личности воспитуемого и предполагает гуманный характер взаимоотношений «учитель-ученик» как участников, субъектов педагогического процесса. Поэтому сегодня основным принципом педагогической деятельности становится «индивидуально-личностный подход», предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, его идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное - создание гуманистической образовательно-воспитательной среды, условий, обеспечивающих это гармоническое развитие.
Как отмечает Н.Е. Щуркова, современных кризисных условиях воспитанник нуждается в большем внимании, заботе и «более тонком педагогическом прикосновении к его личности». [14,96]
В связи с этим актуальнейшей
из проблем становится проблема практической
организации индивидуально-
Однако следует заметить, что в отечественной литературе недостаточное внимание уделяется проблемам создания и управления педагогическими системами, обеспечивающими индивидуально-личностное взаимодействия педагогов и учащихся в начальной школе.
Анализ состояния исследуемой проблемы позволил выделить следующие противоречия:
- Противоречие между вхождением
в практику личностно-
- Противоречие между реальными
возможностями
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия организации индивидуально-личностного взаимодействия и развития личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе?
Объект исследования – процесс взаимодействия и развития личности младшего школьника.
Предмет исследования – особенности индивидуально-личностного взаимодействия и развития личности младшего школьника.
Цель исследования: рассмотреть индивидуально-личностное взаимодействие и развитие личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: развитие личности младшего школьника будет гармоничнее при соблюдении следующих условий:
- учебно-воспитательный
процесс будет основан на
- если будет разработана
система организации
Методы исследования:
- анализ и обобщение
психолого-педагогической
- экспериментальное
- метод количественного
и качественного анализа
База исследования - МОУ «Средней общеобразовательной школы» № 5 г. Череповца, 3 «б» класс.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и предложенных материалов для оптимизации индивидуально-личностного взаимодействия педагогов и учащихся начальной школы.
Глава 1. Теоретические
аспекты индивидуально-
1.1 Сущность индивидуально-
По мнению Е.В. Бондаревской, педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям. [4,40]
Педагогическое взаимодействие
- это особая форма связи между
участниками образовательно-
Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".
В этом заключается и сама специфика педагогических задач.
Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования. [9,27]
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей
Как указывает Е.И. Фадеева, педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п. [22,42]
Сегодня актуальным является
личностно-ориентированное
Как указывают Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, О.С. Газман, цель «личностно-ориентированного педагогического взаимодействия» педагога с воспитанником - создание благоприятных условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении. [4,50]
Как отмечает О.С. Газман, базой для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является физическое и психическое здоровье, нравственность и способности, что определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с учащимися. [14,72]
Личностному росту ребенка
(формированию его общей культуры,
нравственного сознания, самосознания
и поведения, потребности в саморазвитии)
способствует гуманистическая направленность
педагогического
Взаимодействие педагогов и школьников происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и детьми, между учителями. Направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений «педагог-ученик» зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе, главной целью которых рассматривается развитие личности, коллектива и его воспитательных возможностей.
Основными характеристиками
индивидуально-личностного
Так, показателем эффективности (И.П. Андриади и др.) по взаимопониманию является объективность знания лучших личностных сторон друг друга, интересов, увлечений, обоюдный интерес друг к другу; по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам, учет мнения друг друга, принятие другого в качестве примера, изменение поведения и действий после замечаний и рекомендаций в адрес друг друга; по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности, согласованность действий, помощь, поддержка друг друга, координация действий. [9,82]
По типам и формам индивидуально-личностное взаимодействие различают:
- по субъекту и объект-субъекту (личность-личность, ученик-учитель, учитель-ученик, ученик-ученики, педагог-педагог и др.);
- коллектив учащихся - коллектив школьников младших, старших, коллектив педагогов;
- прямое, косвенное, параллельное взаимодействие: прямое как непосредственное воздействие друг на друга; косвенное же направлено на оказание влияния через что-то, через кого-то (референтную группу, референтное лицо, героя книги, фильм и т.д.); параллельное воздействие (влияние через коллектив);
- тип взаимосвязи «на равных» или «руководство» неоднозначно: «на равных» - это субъект-субъектные отношения, партнерские, сотрудничество, активность с обеих взаимодействующих сторон, а при «руководстве» - активность с одной стороны. Приоритетными признаются сегодня отношения «на равных».
Различные подходы и типы взаимодействия свидетельствуют о многогранности и многоаспектности этого процесса.
1.2 Значение индивидуально-личностного взаимодействия в развитии личности младшего школьника
В концепции образования Е. В. Бондаревской индивидуально-личностное воспитание и обучение младших школьников - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогические механизмы в этом возрасте включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание. [4,79]
В основе индивидуально-личностного обучения и воспитания лежит признание индивидуальности, самобытности, самооценка каждого человека, его развития не как «коллективного субъекта» прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом [15,123].