Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной нами темы «Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника» обусловлена тем, что в разрабатываемой ныне гуманистической концепции образования и воспитания, отраженной в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», в документах Госсовета при Президенте РФ (2001 г.) делается акцент на необходимость постоянного поиска внутреннего потенциала личности, заданного природой и на стимулировании ее внутренних усилий в процессе обучения, воспитания и саморазвития.

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

Цель личностно-ориентированного педагогического взаимодействия педагога с воспитанником - создание благоприятных  условий, содействие в его личностном развитии, формировании у него нравственных ориентаций, в его самоопределении.

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по организации индивидуально-личностного  взаимодействия в учебно-воспитательном процессе

 

2.1 Экспериментальное  изучение взаимодействия учителя  и учеников в учебно-воспитательном  процессе 

 Цель экспериментальной  работы: выявить тип взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе.

Для решения поставленной цели нами был проведен анализ урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание слов с безударными гласными в  корне"(план урока представлен в Приложении). Наблюдение проводилось на базе МОУ «Средней общеобразовательной школы» № 5  г. Череповца.

Взяв за основу исследования Г.К. Селевко, мы определили критерии индивидуально-личностного взаимодействия педагога и учащихся на уроке. [17,90]

Анализ урока и выявление  взаимодействия учителя и учеников проводилось по следующим критериям, представленным в таблице 1.

 

Таблица 1 – Критерии взаимодействия учителя и учеников на уроке

Элемент урока

Критерии индивидуально-личностного взаимодействия

Методика

Адекватность использования  элементов различных педагогических технологий для психологических  групп учеников: развивающего обучения; метода проектов; блочно-модульного обучения; педагогических мастерских; личностно-ориентированного

Наличие заданий творческого  уровня

Создание ситуаций общения  на уроке, позволяющих проявлять  творческую самостоятельность при  выборе способов решения учебных  задач

Использование дидактического материала с учетом психологических  особенностей восприятия учебного материала

Аргументированная оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

Домашнее задание имеет  разнообразные формы и объем  с учетом типологических групп учеников

Мотивирующий аспект

На уроке создается  эмоционально-положительное отношение  к изучаемому предмету

Поощряется выполнение заданий  повышенной сложности

Высокая познавательная активность на уроке

Учебная деятельность школьников

Определены критерии оценки учебной деятельности учащихся:

q осознанное целеполагание;

q индивидуальная постановка учебной задачи;

q высокий уровень самоконтроля;

q развитый рефлексивный анализ


 

Проведем анализ урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание слов с безударными гласными в  корне" по следующей схеме:

1.Содержание

Материал урока соответствует  по сложности типу урока, формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией, учителем подобран оптимальный объём материала для достижения целей урока.

2.Ход урока.

Перед учащимися не ставится цель урока, учебная задача формулируется учителем, на уроке не учитываются потребности, склонности, возможности учащихся в определении цели урока.

Учителем не предоставлена возможность учащимся соотнести цели урока со смыслом учения: а) для себя; б) для других людей. На уроке не обеспечивается понимание учащимися места данного урока в изучаемой теме.

Педагогом не предоставляется возможность учащимся внести изменения в планирование работы на уроке.

При этом на уроке наблюдается  чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока. Выбранный тип урока соответствует поставленной цели. Но при этом лишь частично  продумано чередование видов работы, типов задания для снижения утомляемости учащихся в ходе урока.

Наглядность урока лишь частично учитывает специфику восприятия учащихся.

На уроке задания регламентированы, учитель не предлагает учащимся упражнения на выбор ни по форме (словесная, графическая, условно-символическая) ни по содержанию.

На уроке в основном используются задания репродуктивного характера, частично-поискового характера.

Основная  форма обучения – монологическая, реже - диалогическая.

Частично учитель поддерживает наиболее правильные версии учеников по данной проблеме.

Учитель не всегда умеет обобщить и систематизировать субъектный опыт учеников при изучении новой темы.

На уроке у учащихся не формируются навыки: самоанализа и самоконтроля.

При определении домашнего  задания учитель дает рекомендации по его выполнению. Домашнее задание не предлагается ученикам по выбору.

Обсуждение с учащимися  итогов урока отсутствует.

3.Характер педагогического общения на уроке.

Учителю не всегда удается уважительно и внимательно выслушать каждого отвечающего. Редко используется ситуация успеха, одобрение, поддержка, поощрение.

Во время урока учитель обращается к ученикам только по имени.) Во время общения ответы учеников частично поддерживаются учителем.

При выставлении оценки учитывается  только правильность, не отмечается самостоятельность и оригинальность ответа.

4.Уровень активности учащихся на уроке.

На уроке отсутствует  выбор учениками способа работы, нет обсуждения наиболее рациональных способов работы, не наблюдается атмосферы включённости каждого ученика.

Педагогом не созданы условия для самостоятельности каждого ученика на уроке. При выполнении заданий учитель оказывается помощь детям, не успевающим за темпом работы класса.

На уроке применяются  различные формы организации  учебно-познавательной деятельности: а) фронтальные; б) групповые, реже индивидуальные.

В таблице 2 представлены показатели типа взаимодействия учителя и учеников 3 «б» класса.

Элемент урока

Критерии

Методика

На уроке используются педагогические технологии без учета  типологической дифференциации учеников

Задания направлены на уровень  узнавания, припоминания и воспроизведения

Все ученики класса выполняют  учебные задания по жесткой схеме, предложенной учителем

Учитель воздействует на один канал восприятия, не учитывая индивидуальную модальность

Оценка деятельности ученика  по конечному результату без комментария

Домашнее задание едино  для всех учеников

Мотивирующий аспект

Учащиеся испытывают психологический  дискомфорт на уроке

Ученикам предъявляются  заниженные требования к уровню решаемых задач

Познавательная мотивация  не сформирована

Учебная деятельность школьников

Критерии учебной деятельности неопределенны

Ученики самостоятельно не формулируют цель учебной работы

Учебная задача формулируется  учителем

Деятельность учеников контролирует учитель

Самоанализ не поощряется


 

Таким образом, по результатам  проведенного нами анализа урока, можно  констатировать, что в классе между  педагогом и учащимися установлен авторитарный тип взаимодействия.

Педагог:

1. Обучает всех детей  установленной сумме знаний, умений  и навыков

2. Определяет учебные  задания, форму работы детей  и демонстрирует им образец  правильного выполнения заданий

3. Старается заинтересовать  детей в том учебном материале,  который предлагает сам учитель

4. Проводит индивидуальные  занятия с отстающими детьми

5. Планирует и направляет  детскую деятельность по определённому  руслу

6. Оценивает результаты  работы детей, подмечая и исправляя  допущенные ими ошибки

7. Определяет правила  поведения в классе и следит  за их соблюдением детьми.

2.2  Система организации индивидуально-личностного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе

 

Прежде всего, рассмотрим характерные особенности урока при индивидуально-личностном взаимодействии педагога и учащихся:

Замысел урока заключается  в создании педагогом условий  для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка.

Цели:

Формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта.

Оказание помощи учащимся в поиске и обретении своего индивидуального  стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.

Содействие ребенку в  формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Принципы построения педагогического  процесса:

- принцип самоактуализации;

- принцип индивидуальности;

- принцип субъективности;

- принцип выбора;

- принцип творчества и  успеха;

- принцип веры, доверия  и поддержки.

Содержание урока избирается в соответствии с образовательной  программой и используется для обогащения субъектного опыта ребенка и  осуществления несоответствующих  изменений в личности в связи  с постижением своего образа.

Организация учебного занятия  предполагает:

1) применение педагогических  приемов для актуализации и  обогащения субъектного опыта  ребёнка;

2) проектирование характера  учебного взаимодействия на основе  учёта личностных особенностей  учащихся;

3) использование разнообразных  форм общения, особенно диалога  и полилога;

4) создание для учащихся  ситуации успеха;

5) проявление доверия  и толерантности (терпимости) в  учебных взаимодействиях;

6) стимулирование учеников  к осуществлению коллективного  и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения;

7) избрание приемов и  методов педагогической поддержки  в качестве приоритетных способов  деятельности учителя на уроке;

8) использование учащимися  следующих речевых оборотов: "я  полагаю, что…", "мне кажется,  что…", "по моему мнению…", "я думаю…" и т. д.

Приоритетное значение в  оценочно-аналитическом компоненте урока имеет анализ и оценка таких  аспектов, как:

· обогащённость субъектного опыта ребёнка культурными образцами человеческого опыта;

· сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;

· проявление самостоятельности, инициативы и индивидуальности учащихся, его творческих способностей.

 

Далее нами разработана система организации учебной работы для развития индивидуальности личности, которая содержит пять направлений деятельности.

Приемы организации учебной  работы включают в себя различные  виды заданий для развития индивидуальности личности.

I. Задания на  создание возможностей самопознания (позиция учителя в обращении к школьникам "Узнай себя!")

- содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной учебной работы (по заданному плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);

- анализ и самооценка  использованного способа работы  над содержанием (рациональности  способа решения и оформления  задач, образности, личности плана  сочинения последовательности действий  в лабораторной работе и пр.);

- оценка школьником себя  как субъекта учебной деятельности  по заданным характеристикам  деятельности ("умею ли я ставить  учебные цели, планировать свою  работу, организовать и корректировать  свои учебные действия, организовать  и оценивать результаты");

- анализ и оценка характера  своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция  во взаимодействии с другими  участниками работы, инициативность, учебной изобретательности и  пр.);

- включение в урок или  в домашние задания диагностических  средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (как средства для выбора способа, плана выполнения учебного задания);

- "зеркальные задания"  – обнаружение своих личностных  или учебных характеристик в  персонаже, задаваемом учителем  содержанием или внесенными в  урок диагностическими и квазидиагностическими моделями ("прикинуть" на себя).

 

II. Задания на  создание возможностей для самоопределения  ("Выбирай себя")

- аргументированный выбор  различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов  и т.д.); выбор заданий различной  качественной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической  – синтезирующей направленности);

- задания, предлагающие  выбор уровня учебной работы (ориентация  на учебный балл);

- задания с аргументированным  выбором способа учебной работы (характера учебного взаимодействия  с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);

- выбор форм отчетности  учебной работы (письменный, устный  отчет, досрочный, в намеченные  сроки, с опозданием);

- выбор режима учебной  работы (интенсивное, в краткий  срок, освоение темы, распределенный  режим – "работа порциями" и пр.);

- задания на самоопределение,  когда от школьника требуется  выбор нравственной, научной, эстетической (а может быть идеологической) позиции в рамках представленного  учебного материала;

Информация о работе Индивидуально-личностное взаимодействие и его значение в развитии личности младшего школьника