Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:57, статья
В соответствии с утвержденными федеральными образовательными стандарта-ми в обучении школьников возрастает роль дополнительного образования детей (ДОД). Учреждения ДОД призваны не только расширять кругозор школьника и развивать прикладные навыки, но и участвовать в его профориентации, расширять сферу интересов, способствовать интеллектуальному и социальному развитию.
Индивидуальный маршрут создается для учащегося, который по своим способностям способен осваивать несколько ОП параллельно. Подобный маршрут может учитывать специфику потребностей школьника, в его рамках может быть организовано посещение занятий по определенным темам или же участие только в мастер-классах без освоения самой ОП.
Секция: Прогрессивная педагогика и образовательные технологии
Индивидуальные образовательные маршруты в дополнительном образовании
В соответствии с утвержденными федеральными образовательными стандартами в обучении школьников возрастает роль дополнительного образования детей (ДОД). Учреждения ДОД призваны не только расширять кругозор школьника и развивать прикладные навыки, но и участвовать в его профориентации, расширять сферу интересов, способствовать интеллектуальному и социальному развитию.
Автор в течение 10 лет работает в ДОД, его основной методической темой является работа с одаренными подростками в возрасте преимущественно от 13 до 17 лет. В ходе реализации образовательных программ (ОП) различного профиля автором неоднократно отмечалась неравномерность освоения ОП. Много времени уходило на индивидуальную работу с учащимися, уровень освоения ОП которыми существенно отклонялся от нормы в ту или иную сторону. В связи с этим появилась необходимость разработки типового положения об индивидуальном образовательном маршруте.
Индивидуальный маршрут создается для учащегося, который по своим способностям способен осваивать несколько ОП параллельно. Подобный маршрут может учитывать специфику потребностей школьника, в его рамках может быть организовано посещение занятий по определенным темам или же участие только в мастер-классах без освоения самой ОП. Такой подход помогает учащемуся составить общее представление о предмете с тем, чтобы впоследствии сделать обоснованный выбор секции ДОД или направления обучения в учреждениях среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО). Также это позволяет организовать гибкое расписание, наладить взаимодействие педагогов ДОД.
Структура типового образовательного маршрута
Как правило, маршрут составляется на полугодие, реже – на весь учебный год. Организация краткосрочных образовательных маршрутов признана неэффективной.
В рамках первичной диагностики проводятся профориентационные исследования, тесты на интеллект, структуру мышления и др., по результатам которых выявляются склонности и способности учащегося к тем или иным ОП. На основании этого из текущего расписания учреждения выявляются потенциально интересные учащемуся группы. В сотрудничестве с учащимся и его родителями утверждается план посещения занятий на постоянной основе, а также отдельных мастер-классов и др. мероприятий. По итогам отчетного периода, например, полугодия или триместра, расписание в рамках маршрута может быть скорректировано по желанию заинтересованных лиц.
В качестве ожидаемых результатов маршрута обычно выделяются следующие основные показатели: образовательные, воспитательные, эмоционально-коммуникативные, социальные. Важным показателем эффективности индивидуального сопровождения следует считать профессиональное самоопределение учащегося, формирование осознанного выбора ОП в рамках СПО (ВПО).
В настоящее время автором завершено проведение 5 образовательных маршрутов. Отмечаются следующие результаты. Повышение успеваемости в школе. Благодаря коммуникативным тренингам улучшаются навыки общения со сверстниками, что является актуальной задачей для детей с повышенным уровнем интеллекта. У учащихся возрастает интерес к деятельности коллективов ДОД, возникает и развивается стремление к самообразованию. По итогам освоения маршрутов все учащиеся сделали выбор в пользу профильных программ высшего образования и успешно продолжили обучение в ВУЗах Санкт-Петербурга и Москвы.
В дальнейшем планируется рост числа учащихся, проходящих индивидуальные маршруты, привлечение других педагогов учреждения к данной работе.
Информация о работе Индивидуальные образовательные маршруты в дополнительном образовании