Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Под орфограммой понимается то или иное написание слов, которое может быть изображено разными графическими средствами, но для которого существует один правильный вариант (остальные являются ошибочными). Выбор правильного написания (т.е. орфограммы) определяется орфографическим правилом или традицией письма, В соответствии с этим пониманием орфограммы в учебниках разработана методика объяснения сущности изучаемых орфограмм и правил, а также система упражнений, направленных на формирование орфографических умений и навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Й.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

И Н Д И  В И Д У А Л Ь Н Ы  Й 

 Д И  Ф Ф Е Р Е Н Ц И Р  О В А Н Н Ы Й 

  П О  Д Х О Д 

 К   У Ч А Щ И М С Я 

Н А  У  Р О К А Х

  Р У  С С К О Г О  Я З  Ы К А

 П Р  И  В Ы Р А Б О Т  К Е

  О Р  Ф О Г Р А Ф И Ч Е  С К О Й

  Г Р  А М О Т Н О С Т И 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей работы «Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической  грамотности». Решающее значение для успешного формирования орфографических навыков имеет индивидуальный дифференцированный подход к учащимся, который позволяет не только отслеживать наиболее распространённые ошибки учащихся, но и ликвидировать некоторые из них, посредством составления упражнений для каждого учащегося персонально по результатам проверочных и контрольных срезов знаний (ниже будут приведены графики диктантов и упражнения для индивидуальной работы с учащимися).

      Очень важна в этой работе системность, если ученик на каждом уроке           (кроме письменных проверочных работ и уроков по развитию речи) в течение 5 минут работы над индивидуальной карточкой будет работать над орфограммой, в которой он допускает ошибку, то уже через несколько занятий будет заметен результат. При наличии большого дидактического материала учитель имеет возможность давать индивидуальные задания на дом, что тоже будет иметь решающее значение для ликвидации пробелов знаний.

     Формирование у учащихся  орфографической грамотности – умения правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, черточку) для записи слов в соответствии с принятыми правилами правописания – является одной из основных целей изучения русского языка в средней школе. Реализуется эта цель в течение всех лет обучения в школе.

В 1- 3 классах  закладываются основы орфографической  грамотности, которая заключается  в умении учащихся передавать на письме звуки буквами в определённой части слова, употреблять буквы, не обозначающие 

 звуков (ъ  и ь), писать слова раздельно  и употреблять большие буквы  в элементарных случаях.

     В 7-8 классах происходит закрепление  полученных знаний по орфографии и орфографических умений в связи с изучением синтаксиса и пунктуации. В 9

-11 классах  совершенствуются орфографические  умения в процессе 

подготовки  и написания сочинений.

     Ведущим этапом являются 4-6 классы, когда, во-первых, повторяются и изучаются основные виды орфограмм, встречающиеся в письменной форме большинства общеупотребительных слов, во-вторых, формируются основы орфографической грамотности школьников.

     Основными понятиями в школьном  курсе орфографии являются  орфограмма (факт письменной формы языка ) и орфографическое правило (инструкция, содержащая указание на условия выбора правильных написаний).

     Под орфограммой понимается то  или иное написание слов, которое  может быть изображено разными  графическими средствами, но для которого существует один правильный вариант (остальные являются ошибочными). Выбор правильного написания (т.е. орфограммы) определяется орфографическим правилом или традицией письма, В соответствии с этим пониманием орфограммы в учебниках разработана методика объяснения сущности изучаемых орфограмм и правил, а также система упражнений, направленных на формирование орфографических умений и навыков.

     В первоначальной работе над  изучаемым новым видом орфограммы  и соответствующим ей орфографическим правилом выделяются три этапа:

- ознакомление  учащихся с орфограммой и орфографическим  правилом;

- обучение школьников умению находить изучаемую орфограмму и применять орфографическое правило;

-  закрепление  знаний об условиях выбора  правильного написания, знания рфографического правила и формирование орфографического навыка.

     Однако важно сформировать и  ведущее направление обучения, «методу», как говорили наши классики. Для  этого важно постоянно соблюдать  необходимый методический порядок,  к  которому можно было бы привыкнуть и понимать, что хочет учитель.

     Прежде всего в преподавании  должен просматриваться общий  подход – устремлённость всех  усилий учащихся и учителя   на сформированность тех 

умений, которые  являются основными, базисными и  независимо от изучаемой  темы сохраняют свой главенствующий статус. Такими умениями являются умение опознавать орфограммы вообще и конкретные орфограммы, подводимые под изучаемое правило: умение характеризовать орфограммы и дифференцировать по видам (безударные гласные корня проверяемые – непроверяемые – чередующиеся; буквы о – ё в корнях; написание ци – цы в корнях ) в пределах морфем, слов; практическое владение правилом (владение правилом как способом действия).

     Чтобы учиться стало легко и успешно, надо владеть цельным теоретико-практическим методом, который появляется при взаимодействии следующих компонентов:

                               - обнаружение орфограмм;

                               - квалификация и дифференциация  орфограмм;

                               - владение правилом как способом действия.

     Учитывая, что орфографический навык  относится к числу сложных,  что ряд действий остаётся  под контролем сознания и не  будет полностью автоматизированным, третий компонент (способ действия  согласно правилу) не должен быть слишком большим. Нельзя не учитывать, что именно способ действия каждый раз варьируется, поскольку характеризует каждый раз новые орфограммы.

     Эта сугубо орфографическая часть  подготовки учащихся дополняется  и другими методическими установками, важнейшими из которых являются следующие:

Текстовой материал, предлагаемый для обучения, должен быть таким, чтобы способ действия (правило) отрабатывался на  разных уровнях  трудности. Оптимальным, оправдавшим  себя на практике является трёхуровневый подход к оценке орфограмм, подводимых под одно правило:

- первый уровень – это те слова, которые учащиеся в своей массе пишут без ошибок (вода, земля, деревья);

- второй уровень – это слова, включаемые в установочные упражнения, в контрольные работы, это слова, на которых отрабатываются нормы правописания и которые составляют обязательный уровень обученности (облегчить, пастух) ;

- третий уровень  включает трудные в том или ином отношении слова (обычно это затруднения семантического характера ) типа подражать, удивляться, правописание которых многими учащимися не осваивается, и задача состоит в том, чтобы воспитать у школьников с ослабленной речевой подготовкой способность сомневаться в написании подобных слов, воспитать потребность в этих случаях обращаться к словарю.

     Если я при проверке диктантов обнаруживаю, что учащимся допущена ошибка в словах первого уровня, то составляю карточки для работы с учеником на следующих уроках, например, в диктанте на чередование гласных в корне допущены ошибки в словах  полям, траву, листы. В сводной ведомости ошибок (ведомость прилагается) указываю фамилии учеников, допустивших ошибки в корнях с безударными гласными, проверяемыми ударением , и до отработки навыка грамотного письма этих слов  выдаю ученикам карточки (работа по карточкам не занимает больше 4-5 мин.). Примеры будут приведены на стр…..

     Орфографическая подготовка –  это важный компонент общего  речевого и языкового развития; ее успехи определяются не  только орфографическими знаниями  и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении – словом, орфография русского языка осваивается в результате совершенствования, обогащения речи ребёнка, в результате овладения им системой языка, его богатством.

     Ведущую тенденцию в методике русской орфографии и психологии её усвоения  учащимися составляет теоретическое направление,

разрабатывающее идею обучения правописанию сознательным путём: на основе определённых знаний с помощью правил. Именно в русле  этого направления сложился школьный курс орфографии. 

Проблемы  изучения слов традиционного  написания в школе.

& 1 Орфография в школьном курсе русского языка.

     В обучении правописанию современная  школа достигла значительных  успехов, однако проблема повышения  орфографической грамотности учащихся всё ещё продолжает существовать.

     Когда речь идёт об орфографии, обычно имеют ввиду систему  правил о единообразном написании  слов. В школе изучаются следующие  разделы орфографии :

  1. правила обозначения звукового состава слов и их частей,
  2. правила слитно-дефисно – раздельных написаний,
  3. правила употребления прописных истрочных букв,
  4. правила переноса слов,
  5. правила употребления сокращений слов.

Наибольшее  внимание уделяется первому разделу, связанному с самим фактом существования  письменности.

     В программах и учебниках орфография  представлена не как самостоятельный  раздел, с собственной спецификой  и задачами, а как материал, который  вкрапливается в другие разделы  курса – «Фонетику», «Словообразование», «Морфологию» и другие.

     Необходимость изучать правописание на базе фактических знаний по грамматике, фонетике, лексике, словообразованию вызвана особенностями русской орфографии. Знания по языку облегчают усвоение орфографических норм, делают осознанным процесс становления навыками правописания.

     История методики орфографии  представляет разные подходы к

усовершенствованию  изучения правописания в школьном курсе  русского языка. Но самыми результативными  оказались те из них, которые связаны  с рекомендациями усилить внимание к изучению теоретических основ обучения, учить специфике самой орфографии и строить учебный процесс с опорой на её основные закономерности. Орфографическая грамотность учащихся будет повышаться в том случае, когда они осознают важнейшие положения орфографии: понятие об орфограмме как специфично - орфографическом явлении в ряду других написаний, различие основных принципов правописания, соотношения между произношением и написанием, между правилами и их грамматическим обоснованием.

     В.Ф. Иванова в «Трудных вопросах  орфографии» пишет: «В наше время самым рациональным методом обучения орфографии в школе справедливо признан метод изучения орфографии на основе общих закономерностей, лежащих в основе правописания, т.е. на основе принципов орфографии».

     Идея обучения правописанию на основе осознанных учащимися закономерностей русской орфографии не вызывает среди учителей возражений, но на практике применяется крайне редко. Это связано с тем, что методика изучения орфографии на этой основе не разработана в связи с нерешённостью некоторых теоретических вопросов, а также сложностью введения в практику школы некоторых научных понятий.

     Проблема повышения научного  уровня преподавания является особенно актуальной, в частности, и потому, что программа содержит только перечень написаний и правил, подлежащих изучению в разделах

«Фонетика», «Словообразование», «Морфология», но не определяет круга тех теоретических  сведений, которые являются необходимыми для усвоения учащимися. 

& 2  Принципы русской  орфографии

при обучении русскому языку

     Систематизация  правил изучаемых в школьном  курсе русского языка, их группировка  происходит не произвольно, а  в соответствии с теми принципами  русской орфографии, которые характеризуют  все типы правописаний.

     Русская орфография отличается  своеобразием и практическими достоинствами. В ней  морфологический принцип, оперирующий простейшими значимыми единицами речи – морфемами, дополняется правилами о раздельном написании, используемом для выделения значимых единиц высшего порядка – слов, а также правилами об употреблении прописных букв, разграничивающих такие семантические разряды, как собственные и нарицательные имена.

     Принцип, определяющий выбор буквы  для того или иного звука,  считается ведущим принципом.  В науке существует несколько  терминов для обозначения этого принципа. Одни называют этот принцип морфологическим, другие исследователи – фонематическим, предполагалось обозначать этот принцип и этимологическим.

     В школе преподавание ведётся  в русле морфологического принципа, который не требует расширения объёма знаний в области фонологии, и, следовательно, является более простым для восприятия, т.к. пишущий размышляет над тем, какую букву следует употребить, а не анализирует фоемный состав слова.

Информация о работе Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности