Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Под орфограммой понимается то или иное написание слов, которое может быть изображено разными графическими средствами, но для которого существует один правильный вариант (остальные являются ошибочными). Выбор правильного написания (т.е. орфограммы) определяется орфографическим правилом или традицией письма, В соответствии с этим пониманием орфограммы в учебниках разработана методика объяснения сущности изучаемых орфограмм и правил, а также система упражнений, направленных на формирование орфографических умений и навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

И Н Д И В И Д У А Л Ь Н Ы Й.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

 
 

ВЫБОРОЧНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ  ДИКТАНТ 

Выпишите  слова с приставкой  с в один столбик, а с «двухвариантными»приставками на –з, -с  - в другой:

  1. Около полудня мы сделали привал.
  2. Туман сгущался над берегами.
  3. Местные жители с беспокойством наблюдали за разливом реки.
  4. Белый пар по лугам расстилается.
  5. Над озером беспрестанно проносились стаи разной прилётной птицы.
  6. Сильный ветер сгибает деревья.
  7. Тропинка то взбирается круто вверх, то сбегает в низину.
  8. Река изливается змейкой, петляет.
  9. Облако растаяло и исчезло в глубокой синеве неба.
  10. Летнее солнце безжалостно жгло землю.
  11. В беспредельной синеве неба совсем не видно жаворонков.
  12. С корабля спускают шлюпку, и матросы сходят на берег.

ДИКТАНТ  НА  ЗАМЕНУ 

Образец. Ночь без звёзд  – беззвёздная  ночь.

- 14 - 
 

  1. Небо без  облаков.
  2. Человек без жалости.
  3. Крестьянин без земли
  4. Жидкость без цвета.                      
  5. Даль без предела.
  6. Рыцарь без страха.
  7. Труд без пользы.
 
 
  1. Малыш без  защиты.
  2. Ночь без сна.
  3. Пропасть без дна.
  4. Зима без снега.
  5. Гласный без ударения.
  6. Вахта без смены.
 
 

    Отслеживать результат этой работы и  сохранять  вместе с индивидуальной картой

    ошибок учащегося  удобно по следующей таблице: 

 
Фамилия , имя  ученика
 
№  предложения
 
1   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1.  Бирюкова Анастасия   -    
 
        -        
2.  Гурова Мария        
-
        -   -    
3.  Какунько Иван   -   -                 -
4.  Какунько Вера  
 
        -         -    
5.  Зимина Анна          
 
               
6. Лысенко  Анастасия             -     -      
7.  Мазеин Максим   -   -   -     -        
8.  Пугач Александр                 -        

 
Фамилия , имя  ученика  
№  предложения
 
1   2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
9.  Галабурдин Николай   -    
 
        -     -  
10. Сиволобова  Вера        
-
        -   -    
11. Сушкова  Дарья   -   -                 -
12. Чепелева  Юлия  
 
-       -         -   -
13. Чирикова Ангелина          
 
          -    
14. Шадринцев Алексей   -         -     -      

 

      В 5 классе ошибки учащихся отслеживались в одной  общей ведомости, начиная с 6 класса, на каждого ученика была заведена  индивидуальная папка с его ошибками в диктантах, самостоятельных работах, рабочих тетрадях и т.д.

           На  уроках русского языка ученики  получают карточки с заданием  в зависимости от ошибок, допущенных  в предыдущей письменной работе. 

    Если  ученик не справляется  с 3  (и более) предложениями, то орфограмма им не усвоена и на следующих уроках он получает индивидуальное творческое задание, например: 

    Замени  выделенные слова  синонимами:

    1. Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнёзда.
    2. Скворцы тоже переселялись (располагались)поближе к человеческому жилью.
    3. Отец сообщал (рассказывал), что видел стаю лебедей.
    4. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (разглядеть).

    Река Тверца вышла  из берегов (разлилась) и затопила луга 

Карточка  № 1 

    Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: 

в..йска -…….                к..сить - …….              м..нить - ….. ст..на - …..

р..ды - ………               н..сить - …….              х..дить - …..  г..ра - ……

с..сна - …….                 тр..па - …….               з..рно - …..    п..лы - ……

гн..здо - …….                р..ка - ………              зв..зда - ……в..йна - …… 
 

Карточка  № 2 

    Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: 
 

гр..за - ………..           стр..ла - ……..             ст..лбы - ………с..ды -…..

д..ма - …………           сн..пы - ……..              п..ля - ………… гр..бы - …..

д..жди - ……….            цв..та - ……..               з..нты - ………..м..ста - …..

л..сты - ……….            в..зить - ……                к..лоть - ……….ст..да - ….. 

Карточка  № 3 
 

    Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: 
 

Дв..ры - …..               м..сты - …..              с..сна - …..          сл..ды - …..

з..мля - …..                др..зды - …..               пл..та - …..          вв..рху - …..

к..сить - …..               схв..тить - …..             бр..дить - …..      л..вить - ……

с..дить - ……             стр..на - …….              п..стух - ……       гн..здо - …… 

     После  того как ученик безошибочно  выполняет задание в данных  карточках,

 учитель подбирает  материал более сложный, например: 
 

Карточка  № 4 

    Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: 

поч..нить - …..                              прин..сить - …………..

осм..треть - ……                           т..снота - …………….

выс..кать - ………….                    скр..петь - …………..

зав..нтить - ………..                      уб..гать - ……………..

р..птать - …………….                   неб..льшой - …………

з..леноватый - ………….              ост..ются - ………….

                               

     Если  ошибки в корнях с безударными  гласными, проверяемыми ударением, допускают учащиеся 7 класса и старше, то для них задание  тоже усложняется, например:                                                                                               

Карточка  № 5 
 

    Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова: 

     Сост..яние, продв..гаться, б..лезненный, зат..рмозила, прок..тился, восх..дило,подп..ясанная, содр..гнулся, перес..каем, прод..вец, зак..менелые, встр..чал, ок..нчательно, ист..кающий, прибл..жающийся, выбр..сили, пок..завшийся, разгл..деть, т..нистый, т..мноватый, т..нчайший, ц..рковный, тр..п..тали, прог..няли,

сб..жались, см..трели, прист..вные, закр..чали, пров..лившиеся, м..рские, приобр..тает, р..птавший, т..лковать, прис..гать, уд..влять, усм..рять, ч..рстветь, вып..кать, привл..кательность, предзн..менование, обл..гчение, принебр..жение, впеч..тление, насл..ждение, пок..яние, тр..сина, л..бединый, завл..кательный, т..лковый, цв..точный, непозв..лительный, обв..вать ветром, обв..вать лентой, ч..стота удара, ч..стота эксперимента. 

Для того, чтобы дети видели сами свои ошибки и развивали навык самоконтроля, выдаю тексты с ошибками, для исправления их учениками, ребятам очень нравится быть в роли учителя.

Текст № 15

     Жыли  мы в диревне. Домик стаял  на биригу Камы. Раз утром пирибигает  сынишка, лезет за пазуху, вынимает  жывого плавунчика и пускает ево на пол. Приудивительная эта птичька! Ходит себе по избе нас не боится. Решыли мы её выпустить на волю.

     В  лису я знал маленькое озиро.  Туда мы и отнисли птичьку.  Через два дня мы вернулись.  Вдруг чтото милькнуло у нас  над головой. Это плавунчик наш на воду садиться потплыл и у ног сынишки кувыркается.

Скоро птици  атправяца в осеннее путишествие. Но весной они опять прилитят.

     Ребята  если встретите плавунчиков, нетрогайте  их ! Ведь так на душе харашо  становица, когда в тебе крепко верит беззащитное существо ! 

     В конце каждого года составляю сертификат усвоения учеником изучаемых орфограмм, уровень усвоения орфограмм показываю на специальных графиках (график прилагается). В конце года составляю график качества письменных работ.  
     
     

    СЕРТИФИКАТ

    Чирикова  Ангелина изучила  программу по русскому языку за 5 класс и показала следующий уровень знаний при выполнении письменных работ 

п/п

 
Содержание  работы
 
     Количество

     баллов

     1. Тест по теме «Повторение изученного в начальной школе»          5
    2. Самостоятельная работа по теме «Правописание  З и С

на конце приставок»

          5
    3. Контрольный диктант  по теме «Чередующиеся гласные в  корне»           4
   4. Проверочный диктант  «Правописание о и ё после  шипящих в корне.»            4
   5. Тест по теме «Правописание личных окончаний  глаголов.»            4
    6. Самостоятельная работа по теме «Склонение существительных  на –ия, - ие, ий»            4
    7. Творческий  диктант по теме «Употребление буквы  Ь на конце кратких прилагательных.»            5
    8. Контрольная работа по орфографии за 5 класс             4
Общее количество баллов             35

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СЕРТИФИКАТ

Информация о работе Индивидуальный дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка при выработке орфографической грамотности