Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:08, курсовая работа
Под орфограммой понимается то или иное написание слов, которое может быть изображено разными графическими средствами, но для которого существует один правильный вариант (остальные являются ошибочными). Выбор правильного написания (т.е. орфограммы) определяется орфографическим правилом или традицией письма, В соответствии с этим пониманием орфограммы в учебниках разработана методика объяснения сущности изучаемых орфограмм и правил, а также система упражнений, направленных на формирование орфографических умений и навыков.
Основной целью обучения
& 3 Некоторые советы по представлению слов традиционного написания в учебниках.
В связи с изучением слов традиционного написания при составлении школьных учебников необходимы, на мой взгляд, некоторые коррективы. Во – первых, следовало бы разграничить иноязычную и исконно-русскую лексику для того, чтобы учащиеся при изучении словарных слов могли легче ориентироваться в выборе буквы для обозначения проверяемого звука.
Во-вторых, представляется важным
внесение историко –
В – третьих, материал по
словарным словам следовало бы
подавать в познавательно-
В – четвёртых, следовало бы располагать словарные слова, обозначая их либо другим цветом, либо другим шрифтом. Особое оформление слов
поможет учащимся
запомнить их написание и, зрительно
выделяясь среди прочего
К сожалению, часто обучение словарным словам ограничивается только указанием учителя на то, что их необходимо запомнить, а в случае затруднений – обратиться к словарю. В результате зазубренные слова усваиваются учащимися не только друг от друга изолированными, но и от практики письма. Необходимо преобразование мозаичных сведений в систему.
Процесс обучения орфографии
Процесс обучения орфографии
строится с учётом высших
С И С Т Е М А У П Р А Ж Н Е Н И Й
Знания, навыки грамотного письма осваиваются через упражнения. Именно они составляют главное содержание учебной деятельности школьников.
Упражнения рассматривались в
методике с разных точек
диктанта (опора на слуховые образы) и разные виды списывания (опора на зрительные образы). При усиленном применении преимущественно диктантов речь идёт о диктовке как методе обучения; если же для обучения типичны упражнения на списывание, то говорят о списывании как о главном методе обучения. Таким образом, разные виды диктовок и списывания – это основные две группы упражнений при обучении правописанию. Они противопоставляются по способу восприятия текста, подлежащего записи, - текст воспроизводится или со слуха, или на основе зрительного восприятия.
Но текст может создаваться
и самим пишущим. Такую запись
текста принято называть
Если текст записывается без
всяких изменений, то ученик
имеет дело или со слуховым
диктантом, или с обычным
Реже в практике преподавания
применяются диктанты с
Если учащиеся понимают, с какой
целью ими выполняется то или
иное упражнение и какой
Если обобщить сказанное, то
основные виды орфографических упражнений
можно представить следующим образом:
Способ
восприятия
текста |
На слух | Зрительно | Самовыражение |
Тип
упражнений |
Диктант | Списывание | Творческое письмо |
Виды упражнений с записью исходного текста |
-
предупредительный
диктант - объяснительный диктант - «Проверяю себя» - комментирование - самодиктант |
- с графическими
выделениями определённых - с условными пояснениями |
- подбор примеров сочинения по опорным словам, с заданными орфограммами или словоформами, по рисункам или картине с орфографически целенаправленным заданием |
Виды
упражнений с записью
изменённого текста |
- выборочный
- свободный - творческий |
- выборочное
- дополняющее - творческое |
- изложения,
близкие к тексту, выборочные и сжатые с орфографической направленность. |
Комбинированные
упражнения |
зрительный диктант | Списывание с
элементами сочинения |
Предполагается, что упражнения
должны формировать
Рассмотрим виды орфографических
упражнений на конкретных примерах.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ
Д И К Т А Н Т
КОЗОЧКИНА ВЕРНОСТЬ
Жили две козочки Чернушка и Белочка. Они были очень дружные, везде бегали рядом, на цыпочках пробирались по полям и лугам, встречались вместе на лужайке. Однажды Чернушка невзлюбила Белочку, выгнала её из игры и сказала:
«Уходи, с тобой очень скучно!» Белочка удивилась, увидев свою подружку такой, она не могла предположить, что это может случиться. Чернушка очень много делала плохого своей подружке, но Белочка не мстила. Она просила Бога, чтобы он исправил её. Перед очередным злодеянием Чернушка пошла в лес для раздумий и не заметила, как провалилась в яму. Она пыталась зацепиться за сучья и траву, звала на помощь, пыталась вскарабкаться и вспомнила всех, кроме Белочки.
Долго сидела Чернушка в яме, а потом, цепляясь копытцами за маленькие росточки, закричала : «Белочка, помоги, я исправлюсь! » Верная подружка помогла Чернушке выбраться из ямы и тихонько ушла. Но Чернушка догнала её и стала плакать: «Милая, дорогая, любимая моя Белочка, прости, прости меня!»
А Белочка запрыгала так высоко и радостно, что без слов можно было понять, что она прощена.
Орфограммы,
проверяемые в
диктанте:
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
(провалилась, зацепиться, траву, сказала).
2. Безударные гласные и согласные в коне, непроверяемые
(везде, очередным, вскарабкалась).
3. Проверяемые согласные в корне
(подружке)
(радостно).
(предположить, вскарабкалась,
пробирались).
(росточки, пробирались, предположить).
(на цыпочках).
(на лужайке, подружке).
( вскарабкаться,
зацепиться, выбраться,
случится).
После проверки диктанта
Кроме сводной ведомости по
классу составляется
Эту форму можно использовать
при анализе контрольных работ
конкретного класса и на её
основе проводить работу над
ошибками и работу по
Ф.И. учащегося |
Наименование орфограмм | |||||||||||
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. | Непроизносимые согласные в корне | Правописание приставок, в т.ч. на – з,- с. | Правописание
Ы, И после
Ц. |
Чередующиеся
гласные
в корне |
Разделительный
Ь, Ь в сущее.
3 склонения. |
Правописание окончаний существительных. | - Тся и - Ться в глаголах | Не с глаголами. | Правописание имён собственных. | Прямая речь | Предлоги со словами. | |
1. Бирюкова А. | - | - | - | - | ||||||||
2.Гурова М. | - | - | - | - | ||||||||
3. Какунько В. | - | - | - | - | ||||||||
4. Какунько И. | - | - | ||||||||||
5. Зимина А. | ||||||||||||
6. Лысенко А. | - | - | ||||||||||
7. Мазеин М. | ||||||||||||
8. Пугач А. | ||||||||||||
9. Саргсян А. | - | - | - | - | - | |||||||
10. Сиволобова | - | - | ||||||||||
11. Сушкова | - | - | - | |||||||||
12. Чепелева | - | - | - | - | - | |||||||
13. Чирикова | - | |||||||||||
14. Шадринцев | - | - | ||||||||||
Слова с ошибками |
Провалилась | Радостно, по-
дружке |
Предполо-жить, | цыпочках | сучья | Чернушке | взобраться | Белочка | Без слов |