Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….7
1.1 Агрессия и агрессивность……………………………………………………7
1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников…………………..10
1.3 Развитие агрессивности в дошкольном возрасте………………………..14
Глава 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………21
2.1 Индивидуальные особенности агрессивных детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
2.2 Индивидуальный подход, единство его осуществления в ДОУ и семье...26
2.3 Программа эмпирического исследования агрессивности детей дошкольного возраста…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….7

1.1 Агрессия и агрессивность……………………………………………………7

1.2 Причины  проявления агрессивности у дошкольников…………………..10

1.3 Развитие агрессивности в дошкольном возрасте………………………..14

Глава 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………21

2.1 Индивидуальные  особенности агрессивных детей  дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21

2.2 Индивидуальный подход, единство его осуществления в ДОУ и семье...26

2.3 Программа  эмпирического исследования агрессивности детей дошкольного возраста…………………………………………………………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………..36

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……38  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Повышенная  агрессивность детей является одной  из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая  волна детской преступности и  увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

     Те  или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории  детей агрессия как устойчивая форма  поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой.

     В последние годы научный интерес  к проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

     Необходимость индивидуального подхода вызвана  тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

     Индивидуальный  подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

     В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

     В педагогической и психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной, агрессивности уделено большое внимание. Агрессия и агрессивность  обсуждаются в работах З.Фрейда, Реана А.А., Фурманова А.А. и других психологов. Эмоциональное развитие дошкольников, причины агрессивности детей, методы коррекции агрессивного поведения рассматривали такие авторы, как Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р., Копчёнова Е.Е., Запорожец А.В., Ватова А. и другие.

     Анализ  изученной литературы позволяет  нам выделить противоречие, возникающее между наличием достаточно большого количества агрессивных дошкольников и необходимостью осуществления индивидуального подхода к ним.

     Указанное противоречие направляет наше внимание на решение проблемы определения содержания индивидуального подхода в работе с агрессивными дошкольниками.

     Цель исследования: изучить причины появления агрессивности у детей дошкольного возраста и определить пути реализации индивидуального подхода в работе с агрессивными детьми

     Объект  исследования: агрессивность детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования: пути реализации индивидуального подхода в работе с агрессивными детьми.    

     Задачи исследования:

1. Выявить причины и мотивы агрессивности детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть развитие агрессивности детей дошкольного возраста.

3. Организовать индивидуальную работу с агрессивными детьми.

4. Отобрать методы диагностики агрессивности дошкольников.

     Гипотеза исследования: реализация индивидуального подхода в работе с агрессивными детьми будет эффективной, если педагог учитывает:

- сущностные  характеристики агрессивных детей, к которым относят формы проявления агрессии, мотивацию и степень нарастания мотивации;

- возрастные  особенности дошкольников;

- положение  ребёнка в системе межличностных отношений;

- гендерные  особенности детей.

     Методологическую  основу исследования составили работы Бреслава Г.М., Лютовой Е.К., Копчёновой Е.Е., Лоренц К.Е., Земиной И.С., в которых рассматривается развитие детей дошкольного возраста, агрессивное поведение детей, индивидуальный подход в работе с детьми.

     Методы исследования:

Теоретические:

- анализ  литературы.

Эмпирические:

- педагогическое  наблюдение;

- анкетирование;

- тестирование.

     Были  пройдены следующие этапы методов научного исследования:

  1. Теоретико-аналитический.  Был проведён анализ педагогической и психологической литературы по теме данного исследования;
  2. Опытно-экспериментальный. Были отобраны методики, которые диагностируют уровень агрессивности детей дошкольного возраста;
  3. Описательный итоговый. Было проведено обобщение, систематизация полученных данных, их интерпретация, сформулированы основные выводы по исследованию, проведено литературное оформление работы.

     Научная новизна: в настоящей работе систематизирована информация о причинах, мотивах, индивидуальных особенностях агрессивных детей.

     Практическая  значимость данной исследовательской работы заключается в том, что предложены методики для диагностики и профилактики агрессивности в условиях дошкольного учреждения и разработана программа проведения эмпирического исследования.

     Данная  исследовательская работа состоит  из введения, основной части в двух главах, заключения, списка литературы и приложений.

     Во  введении определена актуальность темы, выявлены проблема и противоречие.

     В содержании данной исследовательской работы рассмотрены определения понятий агрессии и агрессивности, причины появления агрессивности у детей дошкольного возраста, выделены виды агрессии и принципы индивидуального подхода.

     В заключении подведены итоги по данной работе и сформулированы выводы.

     Работа  состоит из 35 страниц и 5 приложений. В работе использовано 30 библиографических источников. 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Агрессия и агрессивность

    Агрессия  – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Внутривидовая агрессия связывается с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще любому объекту.1

     Необходимо  разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это  поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или  ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

    Агрессию  можно рассматривать в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая–вербальная, активная-пассивная, прямая–косвенная, доброкачественная–злокачественная.

    Наиболее  важно выделение агрессии враждебной и инструментальной.

    О враждебной агрессии говорят в том  случае, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве. Инструментальная агрессия описывает ситуации, когда индивид преследует при нападении иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.

     По  мнению А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека, действовавшего агрессивно. Значительное влияние на агрессивность оказывают индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.2

     На  агрессивность влияет так же личностная характеристика, получившая название предвзятой атрибуции агрессии. Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.

    Пытаясь преодолеть возникшие терминологические  проблемы, Зильман заменил понятия  «враждебная» и «инструментальная» на агрессию «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильный голод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.

     Индивидуальные  детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек  склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Причины проявления агрессивности  у дошкольников

     Учёные  разных направлений предлагают различные  подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Информация о работе Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста