Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, нo и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………….7
1.1 Агрессия и агрессивность……………………………………………………7
1.2 Причины проявления агрессивности у дошкольников…………………..10
1.3 Развитие агрессивности в дошкольном возрасте………………………..14
Глава 2.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ…………………………………………………………………………21
2.1 Индивидуальные особенности агрессивных детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
2.2 Индивидуальный подход, единство его осуществления в ДОУ и семье...26
2.3 Программа эмпирического исследования агрессивности детей дошкольного возраста…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………..36
ПРИЛОЖЕНИЯ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

     В исследовании Т.А. Марковой систематизированы  факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания:

          - Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным

характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

         - Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

          - Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

     Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

     Подражая  близким, любимым людям, следуя их «урокам  жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно.

     Во  всех случаях необходима квалифицированная  помощь педагога. Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.19

     Положительные результаты в воспитании детей достигается  при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции. Но приоритет остается за индивидуальной формой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Программа эмпирического исследования агрессивности детей дошкольного возраста

     Программа эмпирического исследования будет состоять из четырех этапов: предшествующий эмпирическому исследованию, подготовка к проведению эмпирического исследования, проведение эмпирического исследования, подведение итогов.

     Этап  первый: предшествующий эмпирическому исследованию.

Проведен  анализ литературных источников, в  которых предлагается диагностика агрессивности детей дошкольного возраста: «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика» Можгинский Ю.Б.; «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция» Долгова А.Г.; «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» Фурманов И.А.; «Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» Смирнова Т.П.

     Цель – в ходе эмпирического исследования выявить уровень агрессивности детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

     Задачи:

1.  Изучить особенности поведения детей дошкольного возраста;

2. Выявить уровень агрессивности детей дошкольного возраста;

3. Проанализировать  взаимосвязь между агрессивным поведением ребенка дошкольного возраста и средствами массовой информации.

     Этап  второй: подготовка к проведению эмпирического  исследования.

     В качестве базы эмпирического исследования планируется выбрать МДОУ №217 « Жар-птица», центр развития ребенка, старшую группа детского сада, в котором будет проходить педагогическая практика студентов АлтГПА.

     МДОУ  №217 работает по программе Васильевой М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Основной целью данной программы является всестороннее и гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

Эмпирическое  исследование предполагается проводить  две недели.

     Среди методов эмпирического  исследования были использованы: Анкета для родителей (разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г.); беседа с детьми на тему «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д.Пурина); «Схема наблюдения за ребёнком», при наблюдении за особенностями поведения детей дошкольного возраста в ведущей деятельности; математическая обработка данных.

     Методика  исследования уровня агрессивности детей дошкольного возраста – беседа с детьми на тему «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д.Пурина). Данная методика основана на ответах детей на заданные вопросы. Беседа проводится в индивидуальном режиме с каждым ребёнком. Даётся четыре тестовых испытания, на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и о его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, нужно повторит. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл – в том случае, если ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

· Высокий уровень агрессивности- 7-8 баллов.

· Повышенный уровень агрессивности - 5-6 баллов.

· Средний  уровень агрессивности - 3-4 баллов.

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

     Наблюдение  за поведением детей дошкольного возраста в ведущей деятельности. Данный вид методики представляет собой наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. По схеме наблюдения за ребенком будут фиксироваться результаты наблюдения. Данная методика позволяет выявить наличие определенных критериев агрессивности у детей дошкольного возраста.

     Этап  третий: проведение эмпирического исследования.

     Направлен на сбор фактологического материала, данных об агрессивном поведении детей дошкольного возраста.

Условия проведения эмпирического исследования: беседа с детьми на тему «Я и телевизор» проводится индивидуально, в спокойной обстановке, без посторонних; наблюдение за детьми проводится в естественной обстановке, в свободной игровой деятельности, все дети вместе.

     Будет произведена оценка эмоционального состояния дошкольников на момент исследования.

     Так же будет проведено обязательное инструктирование детей по беседе «Я и телевизор», объяснён порядок выполнения заданий и их условия.

     Этап  четвертый: подведение итогов

     Завершение  эмпирического исследования – анализ результатов и формулирование рекомендаций, литературное оформление эмпирического исследования. 

     И так, по второй главе  можно сделать  следующие выводы:

1.      Работу как со всем коллективом  родителей, так и индивидуально  с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

2.      Фактический материал по изучению  воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

3.      Положительные результаты в работе  с семьей могут быть достигнуты

только  в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.

4.      Необходимо давать родителям  конкретные сведения по вопросу  о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее и плохое, анализировать их поступки.

5.      Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

6.      Изучение особенностей семейного  воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала  планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  современном этапе особенно важным является изучение агрессивности в  дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные превентивные и корригирующие меры.

     В последние годы научный интерес  в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской агрессивности  существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к агрессивным действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

     Выделяют  различные причины и мотивы агрессивного поведения у детей. Агрессивное поведение ребёнка взаимообусловлено влиянием биологических, психологических, социальных факторов. В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. Несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого. Психологическая особенность агрессивного ребёнка - это внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим людям и невозможность видеть мир другого ребёнка.

     В дошкольном возрасте важно предпринять  своевременные меры для профилактики агрессивных проявлений у детей. Методы социальной профилактики детской агрессивности должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, эмпатии и способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.

     Подводя общий итог можно сказать следующее: для повышения эффективности социально-профилактической работы с агрессивными детьми необходимо работать в следующих направлениях: выявление неблагоприятных факторов со стороны семьи и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных воздействий; индивидуальный подход к детям, как в ДОУ, так и в семье, а также формирование у агрессивных детей доброжелательного отношения к сверстнику. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения дошкольников становится не только психологически необходимым, но и социально значимым явлением.

     В перспективе дальнейшего исследования мы предполагаем разработать и внедрить в практику ДОУ коррекционную  программу по использованию индивидуального  подхода в работе с агрессивными дошкольниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Индивидуальный подход в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста