Индивидуальный стиль педагога в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современная реализация научно-гуманистической парадигмы в системе образования в Республике Беларусь предполагает совершенствование содержания и методов работы образовательных учреждений, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременное социальное развитие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретические аспекты регулирования педагогом взаимодействия детей со сверстниками……………………………………………………………6
1.1 Понятие об индивидуальном стиле педагога……………………………….6
1.2 Сущность и типы педагогического регулирования взаимодействия детей дошкольного возраста…………………………………………………………..11
II. Практическое исследование по разработке индивидуального стиля регулирования педагогом взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками……………………………………………………………………..22
2.1 Организация и методы исследования……………………….………22
2.2 Анализ и интерпретация результатов…………………….…………26
Заключение ………………………………………………….……………33
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

индивид стиль 2.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Управление межличностными отношениями в детских группах и коллективах составляет педагогическую задачу повышенной значимости. Большая роль межличностным отношениям в детском возрасте отводится потому, что в эти годы в системе человеческих интерперсональных связей происходит активный процесс становления личности, а межличностные отношения представляют собой наиболее эффективное средство управления развитием личности.

Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, протекающее в рамках сотрудничества воспитателя и ребенка, основанное на понимании, принятии и уважении личности ребенка порождают в нем уверенность и личную значимость, которые делают его более уверенным и способным справляться с трудностями жизни. Ребенок приобретает способность более верно оценивать мир и вести себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с окружающими.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев// Избранные психологические труды, 2-е изд. – М.: Международная педагогическая академия, 2005-314с.
  2. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009.-311с.
  3. Выгодский, Л.С. «Игра и её роль в психическом развитии ребёнка» / Л.С. Выгодский// Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие ред.сост. к.п. Г.Ц. Буменская-изд. 2-е. – М.: 2005- 228с.
  4. Выготский, А.С. Педагогическая психология/ А.С. Выготский// - М., 2011-243с.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психология /В.И. Гарбузова//- М., 2009-184с.
  6. Детская практическая психология : Учебник под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2010. – 255с.
  7. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. – 2008. - № 5.-123с.
  8. Каралашвили  Физкультурная минутка  М.: ТЦ Сфера, 2010.-251с.
  9. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольная педагогика. – 2005. - №1-74с.
  10. Комисаренко Т. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12.
  11. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль:     Академия развития. – 2007.  -211с.
  12. Кобазаева, Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка / Ю.А. Кобазаева// Психолог в детском саду. – 2006. № 3 – 116с.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития. – 2007-244с.
  14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 2007.-218с.
  15. Лисина В. О влиянии педагогического общения  на эмоциональное самочувствие дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3.-91с.
  16. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательство « Речь», 2008.-125с.
  17. Метенова Н.М. Доброе утро, малыши! Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы. - Ярославль. – 2010.-177с.
  18. Нагаева Л.Г. Тревожность родом из детства // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 6.-91с.
  19. Развитие общения дошкольника со сверстниками/ Под. ред. А.Г. Гузкой.  - М., 1999-165с.
  20. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009-346с.
  21. Семенака С.И. Социально- психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2009.-154с.
  22. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.-227с.
  23. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.; Просвещение, 2010.-269с.
  24. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития  дошкольников. Сост.: О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. -167с.

 

Приложение № 1

Инструкция:

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у ребенка: веселое или  печальное? Она (он) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с  младенцем. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Она (он) играет  гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или  печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребенка. Она (он) одевается».

5. Ига со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в  одиночестве. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) идет  спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Она (он) в ванной».

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребенка: весел или печальное?»

9. Игнорирование. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка печальное или  веселое?».

10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

11. Собирание игрушек. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: веселое или  печальное? Она (он) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) со своими  мамой и папой».

14. Еда в одиночестве. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное или  веселое? Он (она) ест».

Рисунки для мальчиков. Комментарии остаются прежними.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Имя: Ира Возраст: 6 лет

 

№ пп

Рисунок

Высказывание

Выбор

 
     

Веселое лицо

Печальное лицо

 

1

Игра с младшими детьми

У меня тоже есть братик. Правда он еще не умеет играть.

 

+

 

2

Ребенок и мать с младенцем

(в продолжение) И мы  ходим в парк. Я катаюсь на  качелях, а Сережа спит.

+

   

3

Объект агрессии

Мальчик ее обижает и дерется.

 

+

 

4

Одевание

Холодно.

 

+

 

5

Игра со старшими детьми

Гости.

+

   

6

Укладывание спать в одиночестве

А кому она ручку чесать будет?

 

+

 

7

Умывание

Мойдодыр.

+

   

8

Выговор

Маму не слушалась вот и поругались.

 

+

 

9

Игнорирование

-

+

   

10

Агрессивность

Забрал игрушку.

 

+

 

11

Собирание игрушек

Помогает маме.

+

   

12

Изоляция

-

 

+

 

13

Ребенок с родителями

А что, у нее папа есть?

+

   

14

Еда в одиночестве

Молоко пьет и я хочу.

+

   
           

ИТ = 7:14•100=50 средний уровень тревожности

Имя: Даша Возраст: 6 лет

 

№ пп

Рисунок

Высказывание

Выбор

 
     

Веселое лицо

Печальное лицо

 

1

Игра с младшими детьми

Не хочет играть с мальчиком.

 

+

 

2

Ребенок и мать с младенцем

Она гуляет.

+

   

3

Объект агрессии

Умеет стулом драться.

 

+

 

4

Одевание

Она собирается идти гулять.

+

   

5

Игра со старшими детьми

Она его знает.

+

   

6

Укладывание спать в одиночестве

Любит спать.

+

   

7

Умывание

Не хочет умываться и идти в сад.

 

+

 

8

Выговор

Она ее ругает.

 

+

 

9

Игнорирование

Она любит, когда папа играет с ребенком.

+

   

10

Агрессивность

Она хочет поиграть.

 

+

 

11

Собирание игрушек

Любит собирать игрушки.

+

   

12

Изоляция

Все ушли, она одна осталась

 

+

 

13

Ребенок с родителями

Она любит гулять вместе.

+

   

14

Еда в одиночестве

Любит есть.

+

   
           

ИТ = 6:14•100=42,85 средний уровень тревожности

Имя: Даниил Возраст: 6 лет

 

 

 

№ пп

Рисунок

Высказывание

Выбор

 
     

Веселое лицо

Печальное лицо

 

1

Игра с младшими детьми

Он играть умеет?

 

+

 

2

Ребенок и мать с младенцем

Гуляют.

+

   

3

Объект агрессии

Бьет.

 

+

 

4

Одевание

Пойдет на улицу.

+

   

5

Игра со старшими детьми

Играют.

+

   

6

Укладывание спать в одиночестве

Темно в комнате.

 

+

 

7

Умывание

Вода холодная он замерзнет.

 

+

 

8

Выговор

Будет плакать.

 

+

 

9

Игнорирование

Обиделся, что играют не с ним.

 

+

 

10

Агрессивность

Отберет игрушку.

+

   

11

Собирание игрушек

Можно играть еще.

+

   

12

Изоляция

Большие дети не принимают.

 

+

 

13

Ребенок с родителями

Будут ругаться, а он будет плакать.

 

+

 

14

Еда в одиночестве

Кушает.

+

   
           

ИТ = 8:14•100=57,14 высокий уровень тревожности

 

Имя: Егор Возраст: 6 лет

 

№ пп

Рисунок

Высказывание

Выбор

 
     

Веселое лицо

Печальное лицо

 

1

Игра с младшими детьми

Они играют.

+

   

2

Ребенок и мать с младенцем

Идут в парк на карусели.

+

   

3

Объект агрессии

Обижает маленького. Папа говорит, что маленьких нужно защищать. А я уже большой.

 

+

 

4

Одевание

Пойдет на улицу.

+

   

5

Игра со старшими детьми

Еще можно в футбол играть.

+

   

6

Укладывание спать в одиночестве

Спокойной ночи посмотрел.

+

   

7

Умывание

Проснулся.

+

   

8

Выговор

Огорчил маму.

 

+

 

9

Игнорирование

-

+

   

10

Агрессивность

Он делится игрушкой.

+

   

11

Собирание игрушек

Я тоже убираю игрушки.

+

   

12

Изоляция

Они наверно в прятки играют.

+

   

13

Ребенок с родителями

Значит, выходной и они пойдут к бабушке.

+

   

14

Еда в одиночестве

Чай пьет.

+

   
           

Информация о работе Индивидуальный стиль педагога в воспитании детей