Индуализация преподавания математики в малокомплексной базовой школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение влияния индивидуализации на эффективность обучения математике.
Для достижения цели поставим перед собой следующие задачи:
1. определить понятие «индивидуализация»;
2. выделить те особенности учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы;
3. дать характеристику основным формам индивидуализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……2
Педагогические и психологические основы
процесса индивидуализации.…………………………. …………………4
Понятие и сущность индивидуализации …………….…………………….4
Особенности индивидуализации в преподавании математики
в условиях малокомплектной базовой школы …………………………14
Опыт индивидуализации в обучении.……………………………………15
Формы и методы индивидуализации в обучении……….………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………….…….……...28
Список использованных источников………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

индивид.матемки в школе.docx

— 72.93 Кб (Скачать файл)

Важной составной частью учебного процесса являются домашние задания.

Известно, что усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков  в основном происходит на уроке.

      Однако, ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом.

Значение домашних заданий  исключительно велико. Домашние задания  создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность  в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного  предмета.

     Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося.

При выполнении домашних заданий  индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости  должны проявляется еще в большей  степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий  может оказать решающее влияние  место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются  вне всякого контроля, им предоставляется  полная свобода в учении.

     Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях.

Рабунский Е.С. пишет: «Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством:

частичной индивидуализации общеклассного домашнего задания,

применения индивидуальных и групповых домашних заданий,

применения, наряду с обязательными  домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций,

применения «текущих»  индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе выполнения учащимися заданий, рассчитанных на длительную подготовку («отсроченных заданий»)».

Прохождение учебного курса в индивидуально различном  темпе.

Обучение в индивидуальном темпе, пожалуй, самая старая форма  индивидуализации. До возникновения  классно-урочной системы использовалась именно эта форма, да и иначе не могло быть. Когда учитель занимался  с каждым учеником, он неизбежно  должен был считаться со скоростью  его восприятия, мышления, усвоения учебного материала.

     В настоящее время этот способ представляет собой сравнительно мало используемую форму индивидуализации обучения. Если курс проходится в замедленном темпе, то мы имеем дело с ретардацией, если же в убыстренном темпе - с акселерацией.

В массовой школе индивидуальный темп обучения можно обеспечить, как  считают учителя, лишь в течение  небольшого промежутка времени. В противном  случае возникают трудности для  возврата к общеклассной работе, поскольку различия в прохождении программы становятся слишком большими.

Ретардация, или  прохождение школьного курса  в замедленном темпе, используется при повторении курса, а также во вспомогательных школах (для детей с расстройствами слуха и зрения, олигофренов и т.д.), где в дополнении к необходимости приспосабливаться к дефектам детей учебная работа проводится в замедленном темпе, сопровождаясь при этом упрощением учебных программ. С ретардацией мы имеем дело и в том случае, когда ребенок с низкой школьной зрелостью принимается в школу позже, чем это предусмотрено школьным законодательством. Школьная зрелость трактуется как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную и физическую зрелость.

Таким образом, при ретардации учитывается более слабая подготовленность и более низкий уровень развития ребенка.

Повторение  курсов обучения (второгодничество) задерживает развитие ребенка на целый учебный год. Его цель - заставить отстающего ученика в течение целого учебного года повторять учебные курсы, чтобы таким образом он получил возможность обучаться в следующем классе. Скрытой целью здесь является побуждение школьников лучше учиться, ибо в противном случае им грозит второгодничество. Многие исследования показывают малую эффективность повторения курсов обучения. Например, по данным А.А.Бударного, у 16,6% учащихся-второгодников успеваемость не повысилась.

      Именно из-за малого развивающего эффекта повторения курсов обучения оно во многих странах ликвидировано. Отстающих учащихся также переводят в следующий класс, причем используются два варианта: 1)ученик переводится в обычный класс, и необходимость индивидуализации здесь возрастает; 2)слабоуспевающие школьники переводятся в такой поток, где учебная работа проводится на более низком уровне.

     В советской школе практиковался перевод в следующий класс учащихся с одной неудовлетворительной оценкой с условием, чтобы эта оценка была исправлена в течение определенного периода следующего учебного года.

Акселерация (ускорение  темпов обучения). В школьной практике используются следующие виды акселерации: 1)раннее поступление в школу; 2)перескакивание через класс; 3)формирование школ и классов с ускоренным обучением; 4)акселерация по отдельным предметам или группам предметов.

При раннем поступлении в школу детей принимают не на основании их возраста, а на основании их более высокой школьной зрелости.

      Из исследований в этой области сделаны следующие заключения. Раннее поступление в школу оправдывает себя в том случае, когда умственное развитие ребенка значительно выше среднего, а остальные компоненты - по меньшей мере нормальные. Было опровергнуто мнение, что ребенок, поступивший в школу раньше, не может приспособиться к коллективу старших его по возрасту и что это в дальнейшем может затормозить его развитие и снизить успеваемость. Но кроме умственной зрелости должны по меньшей мере соответствовать возрасту, т.е. не должны быть недоразвитыми, и другие компоненты школьной зрелости. Иначе у детей, рано поступивших в школу, могут возникнуть трудности. Умеренная акселерация, особенно в случаях одаренных детей, не только желательна, но и необходима.    Оставление ребенка, достигшего школьной зрелости, в детском саду или дома из-за недогрузки его умственной сферы будет тормозить его развитие и приведет его к умственной лени, начиная уже с раннего возраста.

Перескакивание  через класс - организационно наиболее удобный вид акселерации для школы, однако, не для школьника. Желающим здесь дается возможность самостоятельно усвоить учебные курсы старшего класса и тем самым пропустить этот класс. Школа помогает ему консультациями. Этот вид акселерации считается все-таки нежелательным, так как он требует от учащегося слишком большой самостоятельности, способствует при этом поверхностному и неполному усвоению предметов. Такое перескакивание можно рекомендовать только особо одаренным учащимся в случае, если другие возможности акселерации учебной работы отсутствуют.

Школы и классы с ускоренным обучением создавались на уровне как начальной, так и средней школы. Они предназначены для более сильных по умственным способностям учащихся. Например, создавались школы, где 6-летний курс проходился за 5 лет или 8-летний - за 7 лет. В таком случае вся школа (класс) постоянно работает в более высоком темпе, чем обычная школа. Такой способ не требует от учащихся большей самостоятельности, но зато необходима большая выносливость, чтобы выдержать убыстренный темп.

     С целью ускоренного прохождения отдельных предметов или групп предметов для особо способных учащихся (имеющих специальные способности в какой-то конкретной области) создаются специальные групп, которые обучаются отдельно в ускоренном темпе. Остальные предметы эти учащиеся изучают вместе со сверстниками в обычном темпе.   Освободившееся время используется ими для изучения какого-либо дополнительного курса.

    Ускоренное прохождение учебного предмета можно встретить и в классах с углубленным изучением отдельных предметов, где освобождающееся время используется для более глубокого изучения профилирующих предметов.

     В заключение следует отметить, что различные виды акселерации в современной школьной системе заслуживают гораздо большего внимания, в особенности различного рода комбинации акселерации с другими формами индивидуализации обучения. Потому что при акселерации

в результате большого умственного  напряжения находят посильное применение способности учащихся,

учащиеся выигрывают по времени  и раньше получают свою академическую  специальность.

Комбинации основных форм индивидуализации учебной работы.

     В дополнении к трем основным формам индивидуализации используются также и различные их комбинации.

Одной из основных возможностей в этом отношении является создание постоянных или временных относительно гомогенных групп, по какому либо предмету или разделу, причем учащиеся, составляющие эти группы, по остальным предметам  будут заниматься в своих обычных  классах. Этим достигаются сразу  две цели:

преодолеваются те воспитательные и организационные недостатки, которые  были присущи гомогенным классам;

одновременно здесь появляется возможность более гибко, чем  в обычных классах, учитывать  индивидуальные особенности учащихся.

      В отечественной школьной системе использование некоторых из этих вариантов прямо предусмотрено учебным планом, а именно формирование групп по интересам при преподавании факультативных курсов. Задачи факультативов - развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации.

Специфика факультативных курсов в индивидуализации учебной работы заключается в том, что учащиеся получают здесь более широкие  и глубокие знания, чем это предусмотрено  обязательной школьной программой в  тех областях, которые соответствуют  интересам и специальным способностям учащихся, выбравших их.

     Факультативные курсы по математике предполагаются двух видов.

Первый - это «Дополнительные  главы и вопросы математики», цель которых расширить и углубить знания учащихся по обязательной для  всех программе, изучение вопросов, примыкающих  к программным или раскрывающих приложения математики. Второй - небольшие специальные курсы, знакомящие учащихся (в основном старших классов) с некоторыми областями современной математики (векторная алгебра, математическая логика и др.).

В современной школе весьма актуальными стали альтернативные предметы. В случае факультативных предметов у школьников есть возможность свободного выбора: он должен решить, изучать какой либо предмет или нет. При альтернативных же предметах он обязан выбрать один из предложенных предметов. С одной стороны, это лишает ученика возможности отказаться от изучения какого-либо предмета вообще, что в воспитательном смысле необходимо именно при пассивных и ленивых учениках. С другой стороны, это активизирует учащихся, ставит их перед необходимостью осуществить выбор.

      В старших классах заслуживает внимания использование таких различных видов обучения, которые расширили бы возможности творческой, самостоятельной работы учащихся и способствовали бы их занятиям в собственном индивидуальном стиле. Так ученик может изучать какой-либо предмет самостоятельно при условии своевременной сдачи соответствующего зачета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.

      Под индивидуализацией мы пронимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

       К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

индивидуально-типологические особенности;

познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

скорость прохождения  и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

Выделяются следующие  основные виды индивидуализации:

1) дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на  основе их отдельных особенностей  или комплексов этих особенностей  для обучения по несколько  различным учебным планам и  (или) программам;

2) внутриклассная индивидуализация учебной работы - это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;

3) прохождение учебного  курса в индивидуально различном  темпе: или убыстренно, или замедленно.

     Для проведения опытной работы были использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий (классных, контрольных, домашних, факультативных), индивидуальная помощь отдельным школьникам.

Результаты опытной работы показали изменение в обученности школьников (обученность повысилась), в развитии их интересов и повышении мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Индуализация преподавания математики в малокомплексной базовой школе