Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:17, контрольная работа
Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана. В то же время народная образовательная инициатива «Новая школа» и действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содержат прямые указания на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
1. Введение
2. Что такое инклюзивное образование
3. Обоснование необходимости инклюзивного образования
4. Подготовка педагогов к работе в системе инклюзивного образования
5. Заключение
6. Список использованной литературы
ПЛАН
1. Введение
2. Что такое инклюзивное образование
3. Обоснование необходимости инклюзивного образования
4. Подготовка педагогов
к работе в системе
5. Заключение
6. Список использованной литературы
1. Введение.
Инклюзивное образование подразумевает развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей в целях обеспечения доступности образования для каждого . Это требует значительной перестройки образовательной системы. Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль — создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана. В то же время народная образовательная инициатива «Новая школа» и действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содержат прямые указания на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
2. Что такое инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.). Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
3. Обосснование необходимости инклюзивного образования.
– Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени
– Анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей.
– Анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
– В тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.
Важно знать некоторые ключевые принципы
инклюзивного образования
именно для того чтобы не "импортировать"
систему
в другую культуру и сообщество,
а реализовывать свои собственные идеи
на основе общих принципов:
– Дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу
– Программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду.
– Методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей)
– Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными.
– Индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку.
– Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, главным критерием которого является доступность. Цель данного вида образования – обеспечение детей с особыми потребностями доступа к образованию. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь идет, прежде всего, о детях с ограниченными возможностями здоровья. В основе интегрированного обучения положено совместное обучение и воспитание детей в образовательных учреждениях, среди которых детский сад, школа, учреждения дополнительного образования.
На сегодняшний день со стороны государства уделяется много внимания процессу развития инклюзивного образования, издаются акты, постановления, касающиеся внедрения новой формы обучения в образовательный процесс, осведомляются образовательные учреждения, подготавливаются кадры для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми в одной среде. Наряду с имеющимися внедрениями появляется ряд проблем, с которыми сталкиваются специалисты, родители и, прежде всего, сами дети.
Сознание современного общества не готово к восприятию инклюзии в целом и инклюзивного образования в частности. Большое количество учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в классах; родители испытывают страх перед системой образования и социальной поддержкой; архитектура учебных заведений, включая внутреннюю и внешнюю, недоступна детям с особыми потребностями. Наряду с этими трудностями, одной из актуальных является психологическое восприятие здоровыми детьми детей с ограниченными возможностями. И хотя задачи реализации интеграционного обучения детей с ограниченными возможностями уже приняты и приведены в силу, они не имеют необходимой духовной и нравственной поддержки. Существует целый ряд проблем, без решения которых призывы к принятию детьми других детей с особыми потребностями останутся на нерешенном уровне.
Среди них:
- дети с ограниченными
возможностями здоровья имеют
неадекватную социальную
- дети с ограниченными
возможностями здоровья
- для детей с ограниченными
возможностями здоровья
- проблемы социума, возникающие
в связи с инвалидностью
- процесс социализации
всех членов общества, исключающий
их взаимодействие с «
- общность детей с
Если говорить об отношении общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, основанном на опыте взаимодействия, то наиболее показательным примером такого отношения является совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих инвалидность. Возникает вопрос: как решить эту проблему по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья?
На сегодняшний день существуют различные программы, способствующие возможности «особенным» детям чувствовать себя равноправными членами общества, быть уверенными в реализации своих возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны знать, что у них есть возможность добиться собственных целей, есть специалисты, к которым можно всегда обратиться, есть средства помощи, а главное, - они доступны. Поэтому, только от личных качеств и большого желания, а главное, большого усердия и труда зависит реализация возможностей. Только активное участие и активный диалог способны реализовать идею равных возможностей. Результаты массового опроса подтверждают наличие в современной России практики изоляции инвалидов в социальном пространстве, так, согласно данным количественного исследования, проведенного в 2011 году, у большинства россиян (62%) в ближайшем окружении нет людей, имеющих видимую инвалидность. Каждый второй редко видит инвалидов в общественных местах или не встречает их вообще (45%).
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.