Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 18:17, контрольная работа
Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии. Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана. В то же время народная образовательная инициатива «Новая школа» и действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содержат прямые указания на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
1. Введение
2. Что такое инклюзивное образование
3. Обоснование необходимости инклюзивного образования
4. Подготовка педагогов к работе в системе инклюзивного образования
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Анализируя результаты практической деятельности специалиста коррекционной общеобразовательной школы г. Перми Потаниной О.С., можно сделать вывод, что уровень информированности населения о детях с ограниченными возможностями на данный момент остается на довольно низком уровне. Следовательно, подробной информацией об этих детях, их жизни, проблемах обладают лишь те, кто непосредственно с ними общается в повседневной жизни – это родители и родственники, друзья, специалисты, работающие с такими детьми. Существование изоляции детей с ограниченными в современном российском обществе является следствием не только слабого развития инфраструктуры для этой категории населения, наличием специализированных, закрытых учебных заведений, но и отношением окружающих, к людям с ограниченными возможностями здоровья. По мнению различных специалистов, дети с ограниченными возможностями сами «стараются избегать взаимодействия с окружающими, предпочитая жить в своем собственном мире, общаясь с узким кругом людей (родственники, одноклассники, учителя, врачи)». Нежелание детей с ограниченными возможностями здоровья лишний раз выходить на улицу, взаимодействовать с обществом объясняется тем, что дети опасаются выражения жалости, непонимания, недовольства, а порой и агрессии со стороны окружающих по отношению к ним. К основным представлениям, формирующим отношение населения к детям с ограниченными возможностями можно отнести следующие: «дети-инвалиды чаще всего рождаются в неблагополучных семьях» и «дети-инвалиды кардинально отличаются по своим человеческим качествам от обычных детей». Не зная наверняка о причинах возникновения заболеваний, вызывающих инвалидность, люди полагают, что рождение детей с ограниченными возможностями связано с неблагополучием семей – в первую очередь, с плохой наследственностью или неправильным образом жизни родителей (алкоголь, наркотики и т.п.), что в большинстве случаев не соответствует действительности. Большинство экспертов, а также родителей детей-инвалидов говорят о том, что инклюзивная система образования – это оптимальный способ воспитания, который имеет положительные последствия как для одних, так и для других детей.
Среди преимуществ интегративного обучения для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:
- преимущества социального
характера: развитие самостоятельности
всех детей через
- преимущества психологического
характера: исключение формирования
чувства превосходства или
- преимущества медицинского
характера: подражание «здоровому»
типу поведения как
- преимущества педагогического
характера: рассмотрение развития
каждого ребенка как
Толерантность — это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
На данный момент в России проживает около 1,6 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети, имеющие инвалидность, являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей. Информация о жизнедеятельности данной категории детей остается для большинства неизвестной в силу их изоляции от социума. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, учащиеся массовых школ, учреждений среднего профессионального образования не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка». Воспитание в духе толерантности в образовательной среде просто необходимо, оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, а также на формирование у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
Формирование толерантности в сложившейся форме образования занимает значимое место. Создавая благоприятную атмосферу в детском коллективе, в котором учатся разные дети, мы одновременно можем не только успешно организовать учебно-познавательную деятельность, но уже с раннего возраста привить детям гуманистические ценности – человечность, уважение, взаимоподдержка.Потребность и готовность детей включиться в инклюзивный процесс, а также принимать участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.
4. Подготовка педагогов к работе в системе инклюзивного образования.
Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль — создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
Однако многие школьные психологи не имеют специальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования показали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно разработана. В то же время народная образовательная инициатива «Новая школа» и действующее «Положение о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содержат прямые указания на то, что психолог обязан владеть знаниями, умениями и навыками работы с такими детьми.
С целью решения данной проблемы нами была разработана модель подготовки педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, которая включает в себя три взаимосвязанных блока.
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»;
Программа тренинговых занятий по подготовке школьных психологов к работе в условиях инклюзивного образования;
Прохождение комплексной психолого-педагогической практики в средних образовательных учреждениях комбинированного типа, где имеются классы коррекции, компенсации и выравнивания.
Основной целью курса «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» является подготовка будущих педагогов-психологов к осуществлению психологической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:
изучение студентами-психологами проблемы нарушений в психофизическом развитии детей дошкольного и школьного возраста и инклюзивного образования в целом;
ознакомление их со схемой диагностического обследования детей с проблемами в развитии различных категорий;
овладение студентов методами психологической коррекции отклонений в развитии детей различного возраста;
разработка программы работы для педагогов, психологов по изучаемой проблеме;
закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.
Для решения поставленных задач
студентам-психологам предлагается использование
комплекса методов: системного, теоретического
и практического моделирования; анализа
научной литературы, нормативно-правовых
актов, программно-методических материалов;
сравнительно-
Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в развитии, их диагностики и заканчивая рассмотрением особенностей коррекционно-развивающей, профилактической и реабилитационной работы с данной категорией детей. Особое внимание уделяется практическим аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушением зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития и ранним детским аутизмом, а также нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Построение данного курса стало инновационным, поскольку используется метод кейстехнологий, обеспечивающий самостоятельную работу каждого и возможность осуществления контроля собственных знаний. Это позволило студентам-психологам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесообразности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности.
Цель тренинговых занятий по подготовке будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования заключается в формировании следующих компетенций:
способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
способность осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.
Программа тренинговых занятий включает три этапа— ориентировочный (1 занятие), основной (11 занятий) и обобщающее - закрепляющий (3 занятия).
Задачи ориентировочного этапа: 1) установить эмоционально-позитивный контакт со студентами; 2) ознакомить с нормами, правилами поведения тре-нинговых занятий; 3) формировать чувство принадлежности к группе. В рамках этапа используются игры и упражнения на знакомство, а также средства и приемы, направленные на формирование чувства принадлежности к группе.
Задачи основного этапа: 1) формировать эмпатию и толерантное отношение к детям с проблемами в развитии и их родителям; 2) формировать мотивацию аф - филиации, мотивацию достижения высоких результатов в работе с детьми с проблемами в развитии и уверенность в собственных силах; 3) обучать решению психолого-педагогических ситуаций, возникающих в обучении и воспитании детей с проблемами в развитии. В занятиях используются направленные ролевые игры, арттерапевтические методы, тренинговое решение педагогических ситуаций, упражнения, направленные на развитие эмпатии, толерантности, релаксационные техники.
Задачи обобщающее - закрепляющего этапа: 1) обобщить сформированные адекватные формы и способы взаимодействия с детьми с проблемами в развитии; 2) способствовать переносу приобретенного позитивного опыта в психолого-педагогическую практику. На этапе происходит проигрывание педагогических ситуаций, а также используются игровые упражнения на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.
Практическим применением полученных знаний, умений и навыков стало прохождение комплексной психолого-педагогической практики в массовых средних общеобразовательных учреждениях комбинированного типа, предусмотренной ГОС ВПО II поколения, где студенты получают возможность реализовать основные виды деятельности школьного психолога с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования.
Продолжением деятельности по формированию психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии стала работа отдельных студентов в проблемной группе по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии в массовых общеобразовательных учреждениях». Данная работа позволила будущим психологам расширить необходимые знания, умения и навыки для работы с детьми с проблемами в развитии в условиях интеграции и инклюзивного образования.
Работа студентов в проблемной группе по проблеме сопровождения детей с проблемами в развитии нашла свое отражение в научно-исследовательской деятельности: участие в научных конференциях (очное и заочное), публикация статей по данной проблематике, участие в олимпиадах. Студенты готовят буклеты, настенные газеты по психолого-педагогическому просвещению родителей детей с проблемами в развитии. Подготовленные студентами материалы размещаются в дошкольных образовательных учреждениях коррекционного типа, средних образовательных школах комбинированного типа и МОУ СОШ, имеющих классы коррекции, компенсации и выравнивания. Буклеты и газеты содержат информацию по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, по организации режима дня и оздоровительных мероприятий для детей с ослабленным здоровьем, игры и упражнения на развитие высших психических функций и т. д.
5. Заключение.
Решение проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг — личности, общества, государства.
5. Список использованной литературы.
1. «Организационно – педагогические основы интегрированного образования детей с ограниченными возможностями.» Козловская Г.Ю; Евмененко Е.В.; Борозинец Н.М.