Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа
Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы
Курсовая работа: Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании. (Управление инновационными процессами в дошкольном учреждении.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы
Введение
В период глубоких социально-экономических
изменений в России, когда происходит
переоценка всей системы общественных
отношений, существенные изменения
претерпевает и система образования.
Характерной особенностью нашего времени
является активизация инновационных
процессов в образовании. Происходит
смена образовательной
Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.
Исследования нововведений
в области образования
В данной курсовой работе рассмотрена сущность явления инноватики в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.
Цель – исследование инновационных
процессов в современном
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.
Глава 1. ДОУ КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
1.1 ДОУ как система
ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.
Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.
Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.
Функциональные компоненты
определяются назначением управленческих
функций в ДОУ (аналитико-диагностической,
мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической,
организационно-
Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.
Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.
Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.
Выделенные пространства
необходимы и на сегодняшний день,
как правило, достаточны для обеспечения
высоких результатов
Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Рассматривая специфику
функционирования системы, можно увидеть
направленность и назначение выделенных
пространств развития всех субъектов:
родители формируют социальный заказ
на уровне общественной потребности, воспитатели
реализуют образовательные
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
- включенность семьи в
ДОУ (степень
- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
- система стимулирования и мотивации;
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество
(социально-психологический
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
- дополнительное
- социальная ситуация развития;
- медико-
- детское сообщество.
Логика развертывания
процессов развития в каждом из пространств
заключается в смене этапов и
уровней развития: адаптация, интеграция,
индивидуализация. Эти этапы, с одной
стороны, свидетельствуют о
На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.
На этапе интеграции происходит
развитие и саморазвитие средствами
взаимодействия в системе «педагог-ребенок-
На этапе индивидуализации
осуществляется анализ степени обособленности
личности педагога, родителя, ребенка
в соответствующем
Интегрирование названных
пространств позволяет
- структурной организации
социального заказа в области
дошкольного образования (
-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;
- эволюции ведущих видов
управления в ДОУ (
- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.
1.3 ДОУ в режиме развития
Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.
Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Многими исследователями
развитие ДОУ связывается с процессами
целенаправленной разработки и создания,
внедрения и освоения, распространения
и стабилизации новшеств, обуславливающими
его качественно новое
В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.
Таблица 1.1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели |
Режимы | |
Функционирование |
Развитие | |
Тип/вид ДОУ |
Традиционный, типовой |
Инновационный |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация, при ограниченных
правах других субъектов, неразвитость
горизонтальных связей, единоначалие
преобладает над |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы. |
Научные концепции управления, подходы |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотивационное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы |
Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Воспитательно-образовательный процесс |
Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях |
Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация воспитательно-образовательного процесса |
Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое,
непрерывное образование в |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу |
Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения |
Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные программы и планы |
Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное |
Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение |
Организация базового процесса на имеющихся материалах |
Постоянно расширяющееся
обеспечение как результат |
Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:
1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.
2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.
3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.
4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Обновление состояния
ДОУ связывается с основными
аспектами изменения его
1.4 Современные тенденции
развития дошкольного
Происходящие трансформации
в системе дошкольного
Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования.
Тенденции |
Процесс | ||
Управление |
Педагогическая деятельность |
Сопровождение и обеспечение | |
Гуманизация |
Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. |
Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. |
Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности. |
Демократизация |
Расширение состава |
Новые отношения и позиции: - субъект-субъктные; -возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. |
Расширение полномочий и
состава субъектов |
Диверсификация |
Расширение типов и уровней управления. |
Индивидуализация и |
Расширение структур сопровождения: -медико-валеологическая; -социально-педагогическая; -психологическая; -коррекционно-педагогическая. |
Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании