Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Содержание

Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Показатели инновации:

А) нацеленность на решение  актуальных проблем (педагогическая инновация  содержит новое решение этой проблемы);

Б) возможность использования  в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций  должно приводить к обновлению педагогического  процесса, получению качественно  новых (устойчивых) результатов. Эффективность  – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация;

В) адаптируемость (вне зависимости от условий);

Г) наличие научной идеи;

Д) завершенность (степень  реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства  к расширенному.

В.И.Сластенин, Л.С.Подымова, А.И.Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств:

- педагогические новшества  сохраняют все родовые черты  инновации;

- объект воздействия и  предмет деятельности – развивающаяся  личность;

- на возникновение и  существование новшества влияет  социальный заказ;

- необходима психологическая  готовность педагогического сообщества  к восприятию, принятию и реализации  новшеств;

- существуют как идеальные  продукты деятельности новаторов;

- наблюдается относительная  растянутость инновационных процессов  времени;

- целостный характер целей  инновации;

- существующая зависимость  инновационных процессов от социально-педагогических  условий;

- сложность определения  результатов инновации.

Требования к новшествам:

- сбалансированность целей  с целями ДОУ;

- стабильность (относительная).

Классификация новшеств.

1.  По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) [4]:

·  построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

·  повторение известного с несущественными изменениями: частная новизна;

·  уточнение, конкретизация уже известного;

·  дополнение известного существенными элементами;

·  создание качественно нового объекта.

2.  По массовости:

·  единичные;

·  массовые.

3.  По масштабу:

·  частные;

·  модульные;

·  системные.

4.  По новизне:

·  абсолютно новые;

·  относительно (субъективно) новые.

5.  По типу возникновения:

·  стихийные;

·  целенаправленные.

6.  По типу новшества:

·  материально-технические;

·  социальные (педагогические).

7.  По характеру возникновения:

·  внешние (заимствования, инициируемые органами управления);

·  внутренние (ноу-хау).

8.  По инновационному потенциалу:

·  модификационные (изменение существующего);

·  комбинаторные (сочетание элементов прежнего);

·  радикальные (принципиально новые).

9.  По характеру нацеленности на будущее:

·  оперативные;

·  стратегические.

10.  По отношению к существующему:

·  замещающие;

·  открывающие;

·  отменяющие;

·  ретровведение.

11.  По характеру получаемых результатов:

·  ожидаемые (плановые);

·  случайные (неплановые).

12.  По своевременности:

·  своевременные;

·  несвоевременные;

·  актуальные;

·  нацеленные на будущее.

13.  По завершенности:

·  завершенные;

·  незавершенные.

14.  По процессу освоения:

·  легко осваиваемые;

·  трудно осваиваемые.

Такое обилие классификационных  оснований затрудняет целостное  восприятий новшества. Большинство  классификаций появилось в процессе обобщения практики и теоретического осмысления проблемы. Тем не менее, необходимость классификации связана  с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций  и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ:

1.  управление учреждением;

2.  структура воспитательно-образовательного и процесса;

3.  содержание воспитательно-образовательного процесса.

Указанные сферы взаимодействуют  посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

Области применения педагогических новшеств:

·  цели;

·  содержание;

·  формы;

·  методы;

·  структура.

Масштаб изменений:

·  частные;

·  модульные;

·  системные.

Потенциал:

·  модификационный;

·  комбинаторный;

·  радикальный.

Характер возникновения:

·  внутренний;

·  внешний.

Способы возникновения:

·  плановые;

·  стихийные.

Область системы управления:

·  ценностные ориентации;

·  образ желаемой системы управления;

·  состав, строение коллективного субъекта управления;

·  содержание новшества;

·  изменения в ресурсном обеспечении;

·  изменения в результатах обучения, воспитания.

Объект управления:

·  новое в управлении ступенями образования;

·  в управлении процессами основного и дополнительного образования;

·  межпредметными связями;

·  функциями ДОУ;

·  внешними связями;

·  педагогическими коллективами;

·  технологиями обучения и воспитания.

2.3 Источники инновации  в ДОУ

Источниками инновационной  работы в ДОУ выступают противоречия целеполагания, целедостижения и целеизмерения. В каждом из этих процессов выделяется целый ряд проблем.

В целеполагании:

·  несбалансированность целей (в программе развития и годовом планировании, образовательной и авторских программах, у педагогов дошкольного образования, реализующих разные методики для любого возраста и работающих с детьми определенной возрастной группы и т.д.);

·  несогласованность целей субъектов дошкольного образования (педагогов, родителей, детей);

·  отсутствие измеряемых целей в силу их неоперационализированности;

·  отсутствие единой программы цели, разделяемой, понимаемой и принимаемой всеми субъектами дошкольного образования.

В целедостижении:

·  дублирование содержания и технологий его реализации в различных методиках, в деятельности различных специалистов;

·  использование репродуктивных технологий образования;

·  противоречия между традиционным уровнем реальности педагогической деятельности и современными требованиями к педагогу дошкольного образования;

·  противоречия между развитием инновационной деятельности педагога и отсутствием системы её сопровождения.

В целеизмерении:

·  отсутствие единых показателей и критериев результата;

·  отсутствие валидных и надёжных диагностических методик в деятельности всех специалистов;

·  рассогласованность результатов диагностики по различным аспектам образовательного процесса в ДОУ.

Следует отметить, что это  лишь небольшая часть проблем, требующих  своего решения посредством инновационной  практики в дошкольном образовании.

В России с 80-ых гг. XX в. Действуют  Центр и Институт педагогических инноваций: от теории и практики внедрения  педагогической науки и обобщения  и распространения передового педагогического  опыта (ППО), осуществляется переход  к систематическому исследованию инновационных  процессов – источников, условий, жизненного цикла, управления, правового  обеспечения.

Центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный  изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями  и возможностями ребенка и  собственными ресурсами развития. Его  инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно  связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

Носитель новшеств – педагог  – как элемент в структуре  инновационного процесса характеризуется  с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания  и целедостижения. 

В структуре личности и  инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы [8]:

- мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога  и восприимчивость к новому;

- творческие способности,  такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая  культура, база творчества;

- технологический компонент,  обеспечивающий вариативные способы  реализации традиционных задач;

- рефлексия, способствующая  адекватному представлению педагога  о себе и своём месте в  инновационном процессе.

Условно обозначим направления  реализации инновационного потенциала субъекта в образовании в координатах (см. рис. 2.1.). Источником развития субъекта инновации становятся культура и  объект воздействия – ребенок, механизмами  развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу), теоретической (могу), технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования.

Рис. 2.1.Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования 

                                        Л

О                                                                                 П 

 

 

                                   Д

Примечание. Л – личность, П – предмет (культура), Д – деятельность, О – объект (ребенок) – пространства формирования профессиональной компетентности; концентрические круги (I-IV) – уровни её сформированности; сектора в каждом блоке, обозначенные векторами конкретные умения педагога.

Не менее важны и  такие характеристики педагога, как  новаторство, инновационный потенциал  и поведений, восприимчивость к  новому. Феномен новаторства проявляется  у тех педагогов, которые ставят своей целью введение нового, высокий  интеллектуальный потенциал, критичное  отношение, поиск альтернатив.

В.А.Сластенин и Л.С.Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

Восприимчивость как черта  инновационного потенциала, определяется чувствительностью, готовностью, чувством нового, ознакомлением с проблемой, анализом имеющихся путей её решения, выбором пути, принятием последствий  выбора решения.

Содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном  процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется  деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку  быстро развивается её технологическая  основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов  работы.

Кроме того, современные  информационные технологии выдвигают  дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного  образования, где в качестве центральной  фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка  – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией воспитателя  становится умение поддержать ребенка  в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в  мире, облегчить решение возникающих  проблем, помочь освоить разнообразную  информацию. 

К.Роджерс, А.Б.Орлов и С.Я.Ромашина отмечают, что в мировом образовательном сообществе в связи с этим появился и стал использоваться новый термин – фасилитатор – тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться.

Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании