Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.
2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании.

Содержание

Введение
Глава 1. ДОУ как открытая развивающаяся система
1.1 ДОУ как система
1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
1.3 ДОУ в режиме развития
1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования
Глава 2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании
2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности
2.2 Основные понятия инноватики
2.3 Источники инноваций в ДОУ
2.4 Закономерности протекания инновационных процессов
Глава 3. Формирование адаптивной воспитательно-образовательной среды в ДОУ на примере МДОУ Детский сад №2 п. В-Дарасунский
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании.docx

— 77.99 Кб (Скачать файл)

Заниматься подгруппами  казалось нереальным. Что будет делать вторая подгруппа, когда первая занимается? Помощник воспитателя не может ежедневно  уделять три часа своего внимания исключительно детям. К тому же, если разбивать детей на подгруппы, учебное  время у педагога увеличится в  два раза, сократится время игр  и прогулок, неизбежно наступит переутомление  детей и выгорание педагогов. Детский сад небольшой, ставок отдельных  специалистов нет, кроме музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. То есть возможность использовать образовавшиеся «окна» в качестве дополнительного  образования отсутствует. Но, безвыходных  ситуаций не бывает. На подготовительной группе всегда работает два педагога. Первый с 7.00. до 14.00, второй с 12.00. до 19.00. Начало рабочего времени воспитателя  можно изменить, оставив при этом неизменным количество рабочих часов. Теперь первый педагог работает с 7.00 до 13.00., второй приходит в 9.00. и уходит в 17.00. Детский сад работает до 17.30., оставшихся детей забирает воспитатель  старшей группы. Таким образом, оба  воспитателя могут одновременно заниматься с детьми без ущерба для  режима дня. Группу разделили на две  подгруппы (при этом не учитывались  ни способности, ни развитие детей), оборудовали  еще одно помещение для занятий.

В дополнение была введена  недельная специализация педагогов. Первый педагог всю неделю вел  развитие речи, второй – математику (и сопутствующие по сетке занятий  прикладные дисциплины). Минимизировалась подготовка воспитателя к занятиям, максимально увеличилось качество индивидуальной работы [9].

Таблица 3.1.

Сетка занятий подготовительной группы

 

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Первая 

подгруппа

1.Познавательное развитие

2.Рисование

3.Музыкальное 

1.Математика

2.Конструирование

3.Физкультурное 

1.Развитие речи 

2.Лепка/ 

Аппликация 

3.Музыкальное

1.Математика

2.Художеств. 

литература

3.Физкультурное

1.Экология 2.Рисование

3. Разговор о правильном питании 

Вторая 

подгруппа

1.Математика 

1.  2.Конструирование

2.  3.Музыкальное

1.  Познавательное развитие

2.  Физкультурное

3.  Рисование

1.  Математика

2.  Художеств. литература

3.  Музыкальное

1.Развитие речи

2.Физкультурное

3.Лепка/

Аппликация


 

В результате был решено несколько проблем:

1.  рационализировалось рабочее время педагогов;

2.  обеспечен высокий уровень усвоения программ через введение специализации педагогов и возможность индивидуальной работы с каждым ребенком.

Новая система оказалась  проста и потребовала минимум  затрат.

В конце учебного года в  районе было проведено тестирование детей подготовительных групп. В  ДОУ не оказалось ни одного ребенка  с низким уровнем, детей со средним  и высоким уровнем оказалось  поровну. Среди детских садов  по району ДОУ заняло первое место.

Дополнительное образование.

Одним из запросов родителей  являлось введение дополнительного  образования. Однако, как его обеспечить при отсутствии ставок? В ДОУ было всего два кружка, руководителями которых являлись педагоги дополнительного  образования (рукоделие и оригами). Однако их качество и содержание не могло устроить ни родителей, ни воспитателей, ни руководство детского сада. Оставался  один выход – привлечь собственные  педагогические ресурсы. Воспитатели  – люди творческие, к тому же, кто, как не они знают способности  и склонности своих детей. Но дополнительная работа требовала дополнительной подготовки, и соответственно, оплаты. Проводить  занятия с небольшой группой  детей в рабочее время невозможно, так как не с кем оставить остальных  детей (дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, когда помощник воспитателя уходит домой). Оставалось одно – пересмотреть рабочее время. Вторая смена была сокращена на один час, до 18.00., что высвободило в  результате от одного до трех часов  в неделю. Исключение составила подготовительная группа, воспитатели которой занимаются проектом Нестле «Разговор о правильном питании» и имеют возможность  реализовать его в свое рабочее  время.

Каждый педагог выбрал направление в зависимости от личных способностей и потребностей детей. Таким образом, в ДОУ появилась  своя сеть дополнительного образования.

Дополнительное образование  МДОУ Детский сад №2

·  Театр маленьких актеров. Драматизация, подготовительная группа, Музыкальный руководитель С.М.Линник

·  Лакомка. Разговор о правильном питании, подготовительная группа, воспитатели В.М.Минина и Л.А.Кузнецова.

·  Волшебное тесто. Лепка из теста, подготовительная группа, воспитатель О.Я.Цепляева.

·  В гостях у сказки. Театральная деятельность, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко.

·  Космическое путешествие. Знакомство с космосом детей дошкольного возраста, воспитатель Н.С.Шеломенцева

·  Вырезай-ка. Аппликация, старшая группа, воспитатель Н.С.Андреева.

·  Непоседы. Ритмическая гимнастика, вторая младшая группа, воспитатель Е.И.Костюченко.

·  Радуга. Рисование, старшая группа, воспитатель Т.И.Писаренко

Все направления деятельности оформлены как проектные работы.

Таким образом, 2007-2008 учебный  год стал отправной точкой в повышении  качества управления образованием. Стратегия  развития ДОУ определилась как деятельность, направленная на повышение престижа, имиджа детского сада.

 

Заключение 

Происходящие трансформации  в системе дошкольного образования  обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы  изменении, что отражается в осознании  педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы  дошкольного образования. Многими  исследователями развитие ДОУ связывается  с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно  новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Сегодня в сфере образования  внедряются инновации различного характера, направленности и значимости. Выделяется три основные сферы, требующие инноваций  в ДОУ:

1.  управление учреждением;

2.  структура воспитательно-образовательного и процесса;

3.  содержание воспитательно-образовательного процесса.

Инновационные процессы в  сфере образования определяют сущность формирования образовательного учреждения: положительно влияют на качество обучения и воспитания в образовательных  учреждениях, повышают профессиональный уровень педагогов, создают лучшие условия для духовного развития детей, позволяют осуществить личностно-ориентированный  подход к ним.

 

Список литературы

1.  Гмурман В.Е. Введение достижений педагогики в практикум школы. М., 1981.

2.  Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

3.  Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.

4.  Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика. 1988. №11.

5.  Поташник М.М..Управление развитием образовательного учреждения// Педагогика. 1995. №2.

6.  Поташник М.М., Хомерики О.Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении// Магистр. 1994. №5.

7.  Сластенин В.А. Психолого-педагогический практикум. М., 2000.

8.  Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

9.  Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003.

10.  Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.


Информация о работе Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании