Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс. Исторически сложилось, что учащиеся, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников.

Содержание

Введение


1. ПеДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ в системе образования
Сущностные характеристики современных педагогических инноваций, их структура и этапы реализации.
Инновационные подходы к реализации образовательных ценностей в условиях современных профессионально-технических учебных заведений.

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ обучения В профессионально - технических учебных заведениях
2.1. Инновационное обеспечение усвоения знаний, умений и навыков учащимися.
2.2. Инновационые формы организации учебного сотрудничества в процессе овладения знаниями, умениями, навыками.
2.3. Инновационые подходы к обеспечению самореализации личности учащегося в учебно-познавательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 343.52 Кб (Скачать файл)

Управленческая  структура предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Как правило, инновационный  процесс в современных профессионально-технических учебных заведениях планируется в виде концепции нового учебного звена или - наиболее полно - в виде программы развития, затем организуются деятельность коллектива в профессионально-технических учебных заведениях по реализации этой программы и контроль над её результатами. Особое внимание следует обратить на то, что инновационный процесс в какой-то момент может быть стихийным (неуправляемым) и существовать за счёт внутренней саморегуляции (то есть всех элементов приведённой структуры как бы нет; могут быть самоорганизация, саморегулирование, самоконтроль). Однако отсутствие управления такой сложной системой, как инновационный процесс в школе, быстро приведёт к его затуханию. Поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что, разумеется, не исключает элементов самоуправления, саморегуляции в нём.

Каждый  компонент этой структуры имеет  своё строение. Так, планирование (сводящееся фактически к подготовке программы  развития школы) включает проблемно  ориентировочный анализ деятельности учебного заведения, формирование концепции нового современного профессионально-технического учебного заведения и стратегии её реализации, целеполагание и разработку операционного плана действий.

Влияние инновационных изменений на здоровье учащихся должно прослеживаться руководителями профессионально-технических учебных заведений особенно тщательно.
Учебная нагрузка, режим занятий определяются Уставом на основе согласований с  органами здравоохранения. Расписание занятий должно включать достаточно продолжительный перерыв, необходимый  для питания. Выбирая и самостоятельно разрабатывая варианты нового содержания и технологий образования, коллектив  и руководитель профессионально-технических учебных заведений обязаны учитывать недельную загруженность учащихся.
Нововведения профессионально-технических учебных заведений всегда затрагивают интересы населения, условия труда и занятости педагогов. Некоторые учебные заведения отходят от традиционного построения учебного года: меняют сроки изучения учебных курсов, экзаменов, выделяют дни и даже недели для самостоятельных занятий, переносят, иногда удлиняют время каникул.
Такого  же согласования требуют и другие новшества: введение новых профильных курсов; сокращение времени на изучение отдельных предметов и их интеграция; дифференциация образования; изменения  в условиях набора учащихся; создание элитарных учебных заведений  и других новых типов и видов  профессионально-технических учебных заведений.

Выводы: Нововведения, или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Применительно к педагогическому  процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и  формы обучения и воспитания, организацию  совместной деятельности учителя и  учащегося.

Педагогическая  инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс  заключается в формировании и  развитии содержания и организации  нового. В целом под инновационным  процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Деятельность, обеспечивающая превращение идей в  нововведение и формирующая систему  управления этим процессом, является инновационной  деятельностью.

Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а  работниками и организациями  системы образования и науки.

Существуют  различные виды инноваций, в зависимости  от признака, по которому их разделяют.

Основная  закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному  управлению инновационным процессом.

Развитие  профессионально-технических учебных заведений не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Дабы эффективно управлять этим процессом, его необходимо понять, а потому - познать.

 

 

    1. Инновационные подходы  к реализации образовательных ценностей в условиях современных профессионально-технических учебных заведений
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в учебных заведениях, определены, какие результаты работы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения одних и тех же целей, тех или иных результатов могут быть отобраны разные нововведения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Казалось бы, такая логика размышлений очевидна, однако в реальной практике она часто не выдерживается. Вместо обоснованного подхода к выбору идей мы видим:
  • стремление почти без всякого выбора внедрить, освоить буквально всё, чего раньше не было, что где-то услышали, увидели (не случайно о таких школах говорят, что они так «бешено» развиваются, что не успевают нормально функционировать);
  • стремление перепробовать, освоить новое подряд, дабы таким образом найти оптимальную для своего учебного заведения идею. Это, фактически, работа вслепую (слепые пробы и естественно - многочисленные ошибки);
  • стремление осваивать непременно то, что осваивают соседи из окрестных учебных заведений для того, чтобы выдержать конкуренцию в борьбе за контингент учащихся, за хорошее мнение родителей, руководителей органов управления образованием своего округа;
  • отчётливо прослеживается стремление любой ценой не отстать от моды, быть на её гребне, а потому они очертя голову стремятся к статусу инновационной профессионально-технического учебного заведения и непременно с вычурным, сложным названием;
  • готовность принять к осуществлению любую рекомендацию, любое указание местных органов управления образованием, касающееся освоения той или иной новой идеи.
Нетрудно  понять, что все эти подходы  к нововведениям в профессионально-технических учебных заведениях чреваты серьёзными издержками, такими, как колоссальные перегрузки учащихся и педагогов, снижение успеваемости по тем предметам, которые не охвачены «экспериментальной» работой, поскольку освоение неактуальной, неоптимальной чужой идеи, да ещё освоение неграмотное отнимает у преподавателей, охваченных этой деятельностью, все силы и время, что неизбежно приводит к дестабилизации педагогического процесса. Выбор идей реализуется путём их обсуждения, продумывания группой компетентных лиц – экспертов (это наиболее зрелые и прогрессивные работники школы, приглашённые специалисты). Он включает сравнительную оценку идей по ряду параметров и является творческим актом. Оценка идей может осуществляться как с помощью мысленного экспериментирования, так и на основе разработки проектов деятельности предполагаемых участников преобразования. Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий сбор предложений педагогов, детей и родителей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе, обсуждение отобранных инноваций на заседаниях методобъединений, творческих микрогрупп, кафедр, а в случае необходимости – на заседании педсовета. Идти в достижении цели руководитель должен не только и не столько от себя, сколько от других - исполнителей, реализаторов будущих нововведений. Очень важно, чтобы именно они сами участвовали в поиске, оценивали и выбирали новые идеи для освоения. Иначе их работа не будет иметь нужной мотивировки и не будет никакого обновления в способах управления инновациями в профессионально-технических учебных заведениях.
Анализ  специальной литературы и опыта  деятельности многих учебных заведений свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике их работы. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое  представление о содержании и  параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют  как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила профессионально-технические учебные заведения к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в учебных заведениях инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс.
Отсутствие  такой инновационной среды проявляется  в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении преподавателей к педагогике.
Выводы: Анализ специальной литературы и опыта деятельности профессионально-технических учебных заведениий свидетельствует о недостаточной интенсивности применения педагогических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое  представление о содержании и  параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют  как отдельным педагогам, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила профессионально-технические учебные заведениях к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в профессионально-технических учебных заведениях инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогике.

 

 

Глава 2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ обучения В профессионально-технических учебных заведениях

 

2.1. Инновационное обеспечение усвоения знаний, умений и навыков учащимися

 

Инновации в сфере образования  направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической  и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Схема №1.

 

 

Каждая педагогическая эпоха  породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных  технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и  третьего поколений были модульно-блочные  и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных  технологий относится интегральная технология.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий  процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности педагогов и преподавателей, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Информация о работе Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях