Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить основные понятия педагогической инноватики и охарактеризовать современный инновационный образовательный процесс. Исторически сложилось, что учащиеся, обучающиеся в развивающихся, инновационных учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. Именно по этой причине родители часто отдают детей в инновационные школы, не учитывая индивидуальных способностей детей. Слабые дети не всегда осиливают программу развивающейся школы, они обычно отстают от сверстников.

Содержание

Введение


1. ПеДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ в системе образования
Сущностные характеристики современных педагогических инноваций, их структура и этапы реализации.
Инновационные подходы к реализации образовательных ценностей в условиях современных профессионально-технических учебных заведений.

2.РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ обучения В профессионально - технических учебных заведениях
2.1. Инновационное обеспечение усвоения знаний, умений и навыков учащимися.
2.2. Инновационые формы организации учебного сотрудничества в процессе овладения знаниями, умениями, навыками.
2.3. Инновационые подходы к обеспечению самореализации личности учащегося в учебно-познавательном процессе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 343.52 Кб (Скачать файл)

Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.

Средства мультимедиа  позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени  способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме  того, средствам мультимедиа отводится  задача обеспечения эффективной  поддержки игровых форм занятий, активного диалога «учащийся-компьютер».

Анализ имеющегося опыта  показывает, что условно систему  использования компьютера на занятияхможно разделить на три стадии (этапа).

Первый – компьютерная поддержка занятий. Здесь компьютер использует только педагог в качестве средства визуализации материалов занятия.

Второй – компьютерное сопровождение занятий. На этом этапе кроме использования педагогом компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов занятия, компьютер может быть использован учащимися в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска его к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются учащиеся, то педагог должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.

Третий – этап использования  современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа  является проведение занятий с работой всех учащихся на компьютерах под руководством педагога. Высока роль применения на занятиях различных электронных справочников, энциклопедий, программ.

Использование ресурсов и  услуг Интернета значительно  расширяет возможности и педагога и учащегося во всех видах деятельности.

Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Педагог, выступающий координатором, лишь направляя деятельность учащегося, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Технологии, которые объединяются названием «Портфолио учащегося», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. «Портфолио учащегося» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.

Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.

В системе нашей педагогической деятельности интегрированные занятия занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких занятий – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.

Включение учащихся в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения  с учащимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие учащимся самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные  методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и  не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а  в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные  методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Выводы: Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий  процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.

Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности педагога и учащихся, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.

Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения  с учащимися, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие учащимся самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные  методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и  не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а  в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные  методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

 

2.2. Инновационые формы организации учебного сотрудничества в процессе овладения знаниями, умениями, навыками

 

Вся система  образования в настоящее время  находится под влиянием идей, которые  были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения. «Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...

В основе стратегии сотрудничества лежат  идеи стимулирования и направления  педагогом познавательных интересов  учащихся.

Значение  этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция  рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

Наиболее  существенными особенностями учебного сотрудничества можно считать:

1. Каждый  учащийся включен в решение продуктивных (творческих) задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания на основе специально организованного активного взаимодействия с учителем и другими учениками.

2. Ситуация  продуктивного (творческого) взаимодействия  и учебного сотрудничества, являясь  специфическим средством решения  продуктивных задач и условий  овладения учащимися способами  познавательной деятельности и  мыслительных отношений, претерпевает  изменения в процессе обучения, обеспечивая тем самым становление  механизмов самореализации поведения  и личности учащихся.

3. В процессе решения продуктивных (творческих) задач учащиеся осваивают, прежде всего, механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более эффективное мотивационное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

На основе сказанного мы можем сделать следующий  вывод. Учебное сотрудничество - это  особая форма отношений учащегося и педагога, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. В своем предельно развитом виде способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности. Учебное сотрудничество может сложиться при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия. Невозможность действовать по готовому образцу, имитировать действия учителя создает напряженную потребность в новых, неимитационных, собственно учебных формах взаимодействия с педагогом.

Учебное сотрудничество педагога и учащегося есть прообраз будущей индивидуальной способности учащегося к учебному совершенствованию.

Умение  учиться, как индивидуальная способность  вначале существует лишь в совместной, разделенной между ее участниками  форме: в форме учебного сотрудничества. Итак, учебное сотрудничество и умение учиться - это начало и конец одной  и той же способности. Умеющий  учиться - это попросту тот, кто умеет  вступать в учебные отношения  с любым источником знаний - с  книгой, кинофильмом, лектором, коллегой и т.д.

Вопрос  о том, каким должен быть современное занятие, звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.

Однако, несмотря на все это, однозначных  и вполне обоснованных ответов на него так и не было получено.

Да это  и понятно: ведь на успешность построения и проведения занятий влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые, так или иначе, влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.

И хотя основные положения занятий из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию образовательного процесса свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Современное занятие и сейчас рассматривается не как статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности.

Главное же направление этого развития видится  в стремлении добиться того, чтобы  занятие стало результатом творчества педагогов и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе современного образования.

Занятие – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективное и творческое занятие требует серьезной психолого-педагогической и методической подготовки, и какими бы хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохое занятие все испортит.

В современной  педагогике существует большое количество различных инновационных занятий. Можно выделить следующие группы:

1. Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: занятие откровения, занятие – «дублер начинает действовать».

4. Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Занятия - фантазии: сказка, сюрприз, подарок от Хоттабыча и т.д.

6. Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Информация о работе Инновационные подходы к организации обучения в профессионально - технических учебных заведениях