Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ 123.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Как видно из таблицы всего было опрошено 17 человек. Количество учителей, равномерно распределились по классам. Все  учителя в опросе приняли активное участие.

Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж учителей. Средний возраст опрошенных учителей 30-50 лет.

Следующая  тема, которой посвящена группа вопросов- планирование .

Учителям было предложено ответить на такие вопросы:

1.Что служит вам опорой  при планировании учебного материала?

2.Как часто используете  нетрадиционные формы и методы  в преподавании уроков?

Были  получены разнообразные ответы, основные из которых приводится в таблице. (см.таблица-3)

 

 

 

 

 

 

 

 

              Таблица  4.

Планирование учебного материала

 

Формулировка

Вопроса

Варианты ответов

Количество ответивших

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

Все

го

1

2

3

4

5

6

1. Что служит Вам опорой  при планировании учебного материала?

1.Программа

2.Методические рекомендации  и литература

3. Психолого – возрастные особенности детей

4. Опыт передовых учителей

3

3

 

 

2

 

 

3

2

2

 

 

 

 

 

2

2

2

 

 

 

 

 

2

7

7

 

 

2

 

 

7

2. Как часто используете  нетрадиционные формы и методы  в преподавании географии?

1. При закреплении изученного  материала

2. На каждом уроке

3.Работаю традиционным методом

3

 

 

1

1

2

 

 

 

2

2

 

 

 

2

7

 

 

1

5


 

     Результаты  ответов на 3 вопрос показали, что  при планировании работы в  основном опираются на программу, на методические рекомендации, а  вот только 2 человека основываются  на психолого – возрастные особенности детей, все учители в своем планировании используют интерактивные элементы новых педтехнологий.

Пятеро учителей отметили, что в методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. Наиболее существенными его элементами являются – создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи: - возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями. Познавательная проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи ит.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.

Учитель географии очень часто проводит уроки-семинары. На уроке-семинаре обязательна коллективная работа всех учащихся класса. Часть их выступает в изучении нового материала, делают дополнения, анализируют выступления одноклассников. Часть школьников принимает участие в дискуссии, в беседе, в обсуждении подготовленных к семинару схем, графиков, таблиц.

Творчески подходят к своей работе учителя – стажисты.

Таким образом, в результате анкетирования было выяснено, что применение на уроках географии интерактивных форм, способов и методов обучения,  значительно повышают интерес учащихся к занятиям, а также их интеллектуальный уровень самообразованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Краткие выводы по результатам работы:

Внедрение достижений педагогической науки и современных интерактивных форм и методов обучения, приемы использования калейдоскопа интерактивного взаимодействия в учебном процессе позволяют учащимся самоопределиться, реализовать свои способности и возможности. Проявить свои организаторские способности осуществить творческие планы по созданию и защите научных проектов, обучаются самоконтролю, отстоять свою точку компетентности по отдельным вопросам. Применяя современную методику учащиеся приобретают навыки работы со справочной литературой, возможностями Интернета, умеют спланировать свою работу.

В дипломной работе проведен анализ педагогического процесса школы с использованием интерактивных форм и методов обучения, в результате можно сделать следующие выводы:

1 Новый технологический  подход дает возможность снизить  нагрузку учителя за счет включения каждого учащегося в урок. Учитель перестает быть только активным передатчиком информации и принимает на себя роль организатора учебного процесса.

2 В технологическом процессе  прежде всего реализуется задача  развития мышления учащихся на  основе изучаемого предмета. Для  реализации технологического процесса  разработаны листы учета, при  помощи которых  учителя реализуют задачи урока.

3 На основе применения интерактивных форм и методов обучения образовательный процесс становится системным, поступательным, многоуровневым, управляемым.

4 До введения в урок интерактивных форм и методов обучения наблюдалась повышенная утомляемость, снижение интереса к учебе, понижение КПД (коэффициента полезной деятельности) усвоения предмета учащимися.

5 После введения интерактивных форм и методов обучения снизилась утомляемость за счет роста скорости мышления, объема и роста объективной самооценки, вырос интерес к учебе.

Главное преимущество всего нового – это повышение качества знаний, об этом свидетельствует мониторинг, приведенный в школе и раскрытый на протяжении всей работы.

Показать эффективность и преимущество обучения с применением нестандартных форм и интерактивных методик в целях развития конкурентоспособной личности – это цель современной школы.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Назарбаев Н.А. – Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание народу Казахстана. – Казахстанская правда, 19.02.2005 г
  2. Ермолаева М. Б. Творческая мастерская // Новые знания. — 2002. — № 1.
  3. Жезлова С. А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя: Дис.... канд. пед. наук. — Кострома, 2000.
  4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2001.
  5. Захаров В. П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: Методические указания. — Л., 1990.
  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М., 2002.
  7. Игры — обучение, тренинг, досуг: В 4 кн. / Под ред. В. В. Петрусин-ского. — М., 1994.
  8. Инновации в российском образовании: послевузовское и дополнительное профессиональное образование. — М., 2000.
  9. Интерактивные формы в обучении менеджеров— М., 2000.
  10. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для учеб. заведений. — М., 2002.
  11. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения: Учеб. пособие для учителя. — М., 1998.
  12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.
  13. Кларин М. В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. — 2000. — № 7.
  14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М., 2003.
  15. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1997.
  16. Коротаева Е. В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. — М., 1997.
  17. Коротаева Е В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. — М., 2003.
  18. Красовский Ю.Д Мир деловой игры: Опыт обучения хозяйственных руководителей. — М., 1989.
  19. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты / Р. Л. Кричевский, Е.М.Дубовская. — М.  1991
  20. Ли Д. Р. Практика группового тренинга. — СПб., 2001.
  21. Лизинский В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой. — М., 1996.
  22. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. — М., 1989.
  23. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
  24. Менте Морри ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. - СПб., 2002.
  25. Методический ларец: Практическое руководство по активным методам в образовании взрослых / Авт.-сост. С.В.Корнилов, Л.Э.Корнилова. — Петрозаводск, 2002.
  26. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М., 1994.
  27. Мицкевич Н.И. Дидактические основы повышения квалификации: Теория и практика. — Минск, 1999.
  28. Мюллер В. Нетрадиционные методики для образования / В. Мюллер, С. Вигман / Пер. с нем. Г. В. Снежинской. — М., 1998.
  29. Немое Р. С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. — М., 2003.
  30. Никитин Э.М. Учимся учить: из номера в номер // Методист. — 2002. - № 3-4.
  31. Павлючков Г. А. Кейс-стади. Новая активная форма образования: Учеб. пособие / Г. А. Павлючков, О. А. Никифоров. — Кемерово, 1997.
  32. Панфилова А. П. Технологии генерирования идей: мозговой штурм и методы синектики // Новые знания. — 2002. — № 1.
  33. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2004.
  34. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. — Ростов н/Д, 2002.
  35. Беспалько В.П. – Слагаемые педтехнологии. – М.: 1970г – 305 с
  36. Савельев А.Я. – Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. Высшее образование в России – 1994 – 29-37 с
  37. Монахов В.М. – Проектирование и внедрение новых технологий обучения. – Педагогика – 1990 - №7 – 17-22 с
  38. Смирнов С.А. – Педагогика: педагогические теории , системы, технологии: Учебн.пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 199 – 554 с
  39. Селевко Г.А. – Школьные технологии. М., журнал №2, 1998 г
  40. Кусаинов Г.М. – Педагогическая технология: Методическое пособие. – Алматы, РИК, 2001 – 63 с

 

 


 



Информация о работе Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся