Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:55, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном Казахстане идёт становление своей, национальной модели образования. Этот процесс сопровождается изменением образовательной парадигмы. На смену старому содержанию образования идёт новое: традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремится к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие субъектов учебной деятельности – учителя и ученика.
Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ученика, её развитие посредством образования.
Цель исследования направлена на теоретическое обоснование, разработку и апробацию методики интерактивного обучения географии как средства активизации деятельности учащихся.
Задачи исследования.
1. Развить понятие интерактивного обучения, раскрыть его сущность.
2. Научно обосновать возможности интерактивного обучения для активизации деятельности учащихся на занятиях географии
3. Экспериментально проверить эффективность применения интерактивных форм и методов в педагогической практике.
Как видно из таблицы всего было опрошено 17 человек. Количество учителей, равномерно распределились по классам. Все учителя в опросе приняли активное участие.
Следующий актуальный вопрос анкеты: педагогический стаж учителей. Средний возраст опрошенных учителей 30-50 лет.
Следующая тема, которой посвящена группа вопросов- планирование .
Учителям было предложено ответить на такие вопросы:
1.Что служит вам опорой при планировании учебного материала?
2.Как часто используете нетрадиционные формы и методы в преподавании уроков?
Были получены разнообразные ответы, основные из которых приводится в таблице. (см.таблица-3)
Таблица 4.
Планирование учебного материала
Формулировка Вопроса |
Варианты ответов |
Количество ответивших | |||
Начальное звено |
Среднее звено |
Старшее звено |
Все го | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Что служит Вам опорой
при планировании учебного |
1.Программа 2.Методические рекомендации и литература 3. Психолого – возрастные особенности детей 4. Опыт передовых учителей |
3 3
2
3 |
2 2
2 |
2 2
2 |
7 7
2
7 |
2. Как часто используете нетрадиционные формы и методы в преподавании географии? |
1. При закреплении изученного материала 2. На каждом уроке 3.Работаю традиционным методом |
3
1 1 |
2
2 |
2
2 |
7
1 5 |
Результаты
ответов на 3 вопрос показали, что
при планировании работы в
основном опираются на
Пятеро учителей отметили, что в методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. Наиболее существенными его элементами являются – создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи: - возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями. Познавательная проблема характеризуется тем, что выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи ит.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Учитель географии очень часто проводит уроки-семинары. На уроке-семинаре обязательна коллективная работа всех учащихся класса. Часть их выступает в изучении нового материала, делают дополнения, анализируют выступления одноклассников. Часть школьников принимает участие в дискуссии, в беседе, в обсуждении подготовленных к семинару схем, графиков, таблиц.
Творчески подходят к своей работе учителя – стажисты.
Таким образом, в результате анкетирования было выяснено, что применение на уроках географии интерактивных форм, способов и методов обучения, значительно повышают интерес учащихся к занятиям, а также их интеллектуальный уровень самообразованности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Краткие выводы по результатам работы:
Внедрение достижений педагогической науки и современных интерактивных форм и методов обучения, приемы использования калейдоскопа интерактивного взаимодействия в учебном процессе позволяют учащимся самоопределиться, реализовать свои способности и возможности. Проявить свои организаторские способности осуществить творческие планы по созданию и защите научных проектов, обучаются самоконтролю, отстоять свою точку компетентности по отдельным вопросам. Применяя современную методику учащиеся приобретают навыки работы со справочной литературой, возможностями Интернета, умеют спланировать свою работу.
В дипломной работе проведен анализ педагогического процесса школы с использованием интерактивных форм и методов обучения, в результате можно сделать следующие выводы:
1 Новый технологический
подход дает возможность
2 В технологическом процессе
прежде всего реализуется
3 На основе применения интерактивных форм и методов обучения образовательный процесс становится системным, поступательным, многоуровневым, управляемым.
4 До введения в урок интерактивн
5 После введения интерактивных форм и методов обучения снизилась утомляемость за счет роста скорости мышления, объема и роста объективной самооценки, вырос интерес к учебе.
Главное преимущество всего нового – это повышение качества знаний, об этом свидетельствует мониторинг, приведенный в школе и раскрытый на протяжении всей работы.
Показать эффективность и преимущество обучения с применением нестандартных форм и интерактивных методик в целях развития конкурентоспособной личности – это цель современной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ